О новой и старой экономике

 

Александр Долгин - профессор, заведующий кафедрой прагматики культуры ГУ ВШЭ, управляющий рекомендательным сервисом Имхонет, глава Фонда научных исследований «Прагматика культуры». О том, чем различаются старая и новая экономика, о важности личностного ресурса для новой экономики, а также о том, что хочет «сказать» человек, приобретая дорогие вещи, он рассказал Борису Долгину, Дмитрию Ицковичу и Анатолию Кузичеву в программе «Наука 2.0» - совместном проекте портала «Полит.ру» и «Вести.FM». Перед вами краткое содержание беседы. Аудиозапись передачи доступна здесь.

Новая экономика – это информационная экономика. Есть целый ряд четких признаков, отличающих ее от старой экономики. Какой разрез жизни ни возьми – это будет видно. Например, цена товара в три, пять, а иногда и в 10 раз превышает его себестоимость. Разница между ценой и стоимостью производства – это чистая стоимость информации о том, кому нужен этот товар, сколько его произвести, в каком ассортименте и так далее. Новая экономика – это постоянно надстраиваемый конус, потому что эта экономика очень обширная, она пронизывает всё.

Новая экономика – это информационная экономика, старая экономика – руды и металлы, сахар, пшеница, стройки и мосты.

Старая экономика никуда не делась, она есть: руды и металлы, сахар, пшеница, стройки и мосты. Нельзя сказать, что есть какой-то определённый момент – год, миг, – когда старая экономика перетекла в новую. Это плавный процесс со множеством постепенных количественных и качественных изменений. И вот мы оказываемся, по существу, в другом устройстве жизни,  в других логиках, в новых ресурсных ограничениях. Новые машины и механизмы, автоматизированные способы управления вытесняют труд, ставя массы людей перед глобальным экзистенциальным вопросом: чем себя занять? Резервуаром для «слива» ищущей выхода человеческой активности выступает культурный межличностный обмен. Проще говоря, деятельность людей перенаправляется с утилитарного на духовное, с необходимого на желаемое.  

И тут обнаруживается неувязка – все наши устои, институты, правила, нормы – они из старого, а мы движемся к новому укладу.  Естественно, возникает напряжение – от того, что пытаемся жить по старым правилам в новой обстановке. Например, столбим и защищаем информационную/интеллектуальную собственность так, как будто бы это детская игрушка, твой особняк или огород.

Сырье для новой экономики

Всё, что производит сейчас старая экономика, - это сырье для новой экономики. Вещи интересны не своими утилитарными функциями: греть, кормить, обувать, – а теми сигналами или знаками, которые они испускают. Вещи стали информационными носителями. Более чем ¾ новой экономики работает на производство сигналов. Именно поэтому нет просто телогрейки, а есть 100-тысячный ассортимент вещей, позволяющих людям выражать свою индивидуальность, обнаруживать таких же, как и они сами, или интересных им, и, в общем, рассортировываться на коллективы.

Вещи стали информационными носителями. 

Это способ структурировать общество. И это не ново – так было всегда. И у древних римлян, и позже общество структурировалось по одежде. То есть человек облачался в сигналы той страты, к которой принадлежал. Что-то регламентировал царь: «У вашего сословия такая одежда, а у вашего – такая». Чем богаче было сословие, тем больше было допустимых вариаций в одежде. Примерно с 30-х годов ХХ века случился демократический перелом, после чего в fashion-игру включились самые широкие слои.

Придумали станки, которые позволяли дешево производить красочные ткани. До этого момента все мужские сорочки были белыми. Как только стало возможно относительно недорого производить разноцветные рисунки, индустрия пошла в народ. Открылась подотрасль социальной коммуникации на основе индивидуальных «текстов», написанных с использованием предметов гардероба в качестве словаря. Например, купить духи в интернет магазине недорого, можно было везде. Парфюм был не востребован, поэтому и продавался по низкой цене.

Главный ресурс новой экономики – личностный.

Самый главный ресурс, который задействован в новой экономике, – это личностный ресурс. Это те самые уши, глаза, носы, которые необходимы, чтобы потреблять всё то разнообразие, которое индустрии новой экономики научились производить. Это память, внимание и прочие умственные способности человека, это эмоции и мотивации и их можно обратить на то или на другое.

Две невидимые руки экономики

Невидимая рука рынка Адама Смита – это метафора, которая объясняет, как поведение большого числа людей координируется без прямого обмена информацией между ними. Адам Смит имел в виду базовый случай: как люди узнают, сколько товаров производить? Вот кто им говорит, сколько произвести утюгов, самоваров, пушечных жерл? Никто ж не говорит!

Адам Смит показал, что этой невидимой рукой являются цены. Цены – это открытый знак. Производитель видит цену, которую выставил другой производитель, и про себя смекает – наверное, я это сделаю дешевле. А потребитель видит цены и выбирает, что дешевле. И ему подходит. Если оказалось, что производители изготовили слишком много товара, и на них нет спроса, то и цена падает. Таким образом, Адам Смит с помощью метафоры «невидимой руки» объяснил скрытый закон, который управляет поведением общества, больших групп людей в их трудовой, коммерческой, производительной деятельности.

Ваш покорный слуга открыл вторую руку. «Вторая невидимая рука рынка» – это подзаголовок моей книжки про новую экономику. И я обращаю внимание на то, что сейчас все больше орудует другая невидимая рука, и она координирует деятельность общества. Очень упрощенно говоря - через статусы. Не через товары, а через обращение знаков, которые в значительной мере вычитываются из своих носителей – товаров. Проще говоря, люди у Адама Смита смотрели за ценами. А люди-клиенты «второй руки» смотрят за другими людьми, за их знаковыми характеристиками: кто как одет, на чем ездит, какие книжки читает, каких авторов знает. И с помощью этих наблюдений люди выбирают для себя друзей, сообщества, ориентиры для подражания, образцы, тренды и так далее.

Информационная экономика, о которой шла речь выше, – это поле действия второй невидимой руки рынка, в рамках которой  производится бесконечное количество знаков, сигналов. Всё это – способы людей подсмотреть друг за другом, объединиться со своими и разделиться с чужими – главнейший процесс, которым управляется современное общество.

Собственно, вот эта потребность «походить – отличаться» – это главная ось позиционирования современного человека. Для того чтобы войти в сообщество, нужно походить на тех, кто уже в нем, нужно выдержать некий дресс-код, отвечать некоторым критериям. А для того, чтобы дальше в этом клубе занимать хорошее положение, нужно привносить что-то своё, нужно отличаться, иметь индивидуальность. 

«Мазерати» – это высказывание

Каждый человек – и это можно вычислить в анализе его покупок, и в его поведении в социальных сетях, – имеет некоторый набор товаров, с помощью которых он такой же, как и люди его круга. Параллельно с этим у каждого есть свои «фишки». Например, большинство людей ездит на автомобилях определённого класса. Если это средний класс или высший класс, то это будет, допустим, «Мерседес», БМВ, «Ауди», что-то еще. Покупкой таких машин люди ничего такого специального и углубленного о себе не говорят, просто обозначают свой имущественный статус. А вот если человек покупает изысканную машину, к примеру, «Мазерати» – это уже развернутое высказывание. Это дорогостоящий сигнал.

Человек говорит: «Я покупаю "Мазерати"». Я знаю, что она много будет стоить в ремонте. Неважно, ведь она красивая, их мало, она дороже. Но я хочу заплатить за этот сигнал». Типичный кейс из новой экономики.

Новая экономика – игра в знаки.

Всегда возникает искушение сказать, что новая экономика, игра в знаки, этот выпендреж – это всё для богатых. А вот деревенщина или рабочие люди – им как-то всё по-простому. Глубочайшее заблуждение. Будь это так, все бы ходили в одинаковых телогрейках и кирзовых сапогах. На самом деле, если мы посмотрим, сколько простых людей барражирует рынки и магазины в поисках интересных, подходящих им вещей, то поймем, что в эту игру играет хоть последняя деревенская старушка, хоть фермерская дочка, хоть попадья. Они все в этой игре.

Гуманизм общества в условиях новой экономики

При всей новой игре в знаки жизнь изобилует старыми правилами, мифами, установками. Из этого наследия рождается неверная этическая оценка общества потребления. Обычно оно характеризуется в таких левых уничижительных терминах, как «зажравшееся», «бесполезное»... Налицо непонимание того, зачем производится ассортимент всего и вся, заведомо избыточный с точки зрения примитивно понимаемой функциональности. Недооценивается тот факт, что разнообразие – это важнейший элемент свободы человека.  

Разнообразие – это важнейший элемент свободы человека. Общество отвечает за свободу и функционирование. 

Цель гуманистически ориентированного общества – рассадить разных людей по социальным ячейкам так, чтобы они не сильно царапались и не  толкались локтями. То, как общество фрагментируется, то есть то, насколько фрагменты социума внутри себя содержательны и насколько они ладят с другими фрагментами, – это и есть качество общества. Насколько оно продвинуто в этом плане, настолько может быть счастлив человек. Конечно же –  в потенции. А при всем внешнем благоприятствовании может быть и несчастлив. Это его беда, его «заслуга» и его право.

Общество отвечает за свободу и функционирование. Это трудная свобода. Общество сформировало предложение для каждого уровня спроса на культуру, на самореализацию и свободу.  Можешь удовлетворяться пивом с чипсами под футбол? Отлично. Кантуйся перед теликом, ходи на работу – и всё у тебя будет хорошо. Надоело и хочется большего – давай, штурмуй что-то сложнее. Не дается сложное, давай опять отползай вниз. Пусть каждый сам определяет до какой ступени социальной (или символической) лестницы ему взбираться – такова либерально-гуманистическая доктрина на данном этапе.