НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Леонид Федоров

«В его творчестве нет никаких компромиссов»

Леонид Федоров
Леонид Федоров

Интервью с рок-музыкантом, лидером группы «АукцЫон» Леонидом Федоровым, автором музыки к последнему фильму Алексея Балабанова «Я тоже хочу».

Леонид Валентинович, ваша музыка звучит в последнем фильме Алексея Балабанова «Я тоже хочу», расскажите немного об этом фильме, о вашем участии в его создании?

Мое участие было минимальным. Я просто с самого начала, зная Балабанова, не лез в эту сферу. Что он хотел от меня  – то взял. Что он меня просил, то я сделал, а так я не лез, и слава Богу, потому что, мне кажется, что получилось абсолютно нереальное кино . Если честно, у меня эта картина вызвала удивление. А вернее то, как он справился с этой, на мой взгляд, тяжелейшей задачей - не впасть в какую-то банальность, не задействовать ни одного профессионального актера и создать свой, ни на что не похожий фильм, при этом отражающий какое-то состояние нашей жизни. Причем духовной. Он, на самом деле, показал те аспекты, о которых все говорят, что это главное, что это есть. А он их показал, какие они на самом деле. Конечно, не всем приятно. Но мне кажется, в этом фильме гораздо больше правды.   

А скажите, оказывало ли на вас лично влияние творчество этого режиссера?

Наверное…  Сложно сказать. Мы с ним в течение последних 10 лет общались, так что, конечно, влияло. Но, скажем так, я не киноман вообще, не сижу целыми днями за просмотром кино, я, скорее, его редко смотрю. Конечно, Балабанова почти все смотрел. Какие-то фильмы нравятся больше, какие-то меньше.

А какая у вас самая любимая картина у Балабанова?

Самая любимая «Река».

А какая самая неблизкая вам?

Наверное, «Жмурки».

Какие вы выделяете наиболее яркие его черты как режиссера?

В качестве самой яркой черты для меня, пожалуй, назвал бы какую-то безыскусность. Именно безыскусность. Как ему кажется, как он видит, так и есть в его фильмах. В его творчестве нет никаких компромиссов. Можно с ним соглашаться или не соглашаться, но так есть. Когда смотришь его картины, ощущаешь полное погружение в его мир, который он нарисовал лаконично, точно, поэтично, я бы даже сказал. Он делает какой-то почти сказочный сюжет, но в нем отражается сама суть ситуации реальной. Вот такой парадокс. Лично я даже не могу никого поставить рядом из современных режиссеров по точности своего высказывания рядом с Алексеем Балабановым. Он самый точный реалист.

А все-таки с кем бы вы его сравнили из других представителей киноискусства? Может, кто-то на него похож? Возможно, вы привели бы в пример кого-то не из современных режиссеров?

Вряд ли смогу, потому что я не такой знаток… Честно говоря, я не видел ничего подобного или хотя бы что-то, с чем я бы мог сравнить его картины. Это Балабанов! Аналогов я пока не видел. Может, кто-то, кто больше знает о кино, и смог бы сказать, но не я. Такого же, или с кем можно сравнить, я не вспомню.

Есть мнение, что Балабанов не был полностью оценен как режиссер, что, возможно, это случится впоследствии. Что было слишком много критиков…

Я не очень понимаю, когда такое говорят. Я не могу найти человека его поколения или младше, кто бы мог похвастаться подобным вниманием. Оно к нему было всегда, с самого начала. Ну, а то, что он снимал не так называемое всенародное кино…  Смешно даже говорить. То, что его творчество не для всех, так это, слава Богу, что оно не для всех, как мне кажется. Это в творчестве всегда, также и с музыкой. Те, кто для всех, часто не самые лучшие. То, что кто-то его не оценил, это его проблемы. А на тему критики… Я ее не читаю, вернее, читаю, но понимаю, что это вещь очень субъективная. Про неоцененность, что его оценят через 5 или 100 лет, это, скорее, домыслы, мне кажется.

Еще есть мнение, что его фильмы не могут оценить за границей

Опять же не очень понимаю. Я знаю, что это единственный русский режиссер, все фильмы которого были куплены в Америке. Они все сохранены там. Он единственный такой…. Все его фильмы внесены в мировую кладезь. Это о чем-то говорит. А на тему того, кто и сколько смотрит эти фильмы... Такие вещи уже зависят от другого: плакатов, рекламы и т.д. Мало ли кто чего не видел. А чего вы не видели, не слышали из того, что в Америке смотрят? Я думаю, массу кино и музыки. Это ни о чем не говорит.

А какое у вас сложилось о нем личное впечатление как о человеке?

Он был очень цельный. Непростой совсем. Но очень цельный. Такой вот, не оглядывающийся ни на кого. Жил, как считал нужным. Я не был его каким-то закадычным другом. Но вот эта цельность - одно из самых ярких качеств его для меня. Грустно, что он ушел.

Обсудите в соцсетях


ПОДГОТОВКА ИНТЕРВЬЮ: Андрей Винокуров

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Facebook Twitter Telegram Instagram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.