22 марта 2019, пятница, 01:01
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Кому принадлежит искусство?

Анри Матисс, "Разговор", между 1908-1912 гг. Эрмитаж.
Анри Матисс, "Разговор", между 1908-1912 гг. Эрмитаж.

Кажется, по поводу гипотетической передачи кубистов и импрессионистов из Эрмитажа  в Москву ради восстановления Музея нового западного искусства уже сказано все возможное. Чиновники не поддерживают идею директора ГМИИ Ирины Антоновой о перемещении: министр культуры Мединский заявил, что воссоздание музея может стать еще большей ошибкой, чем его ликвидация в 1948 году. Но даже при том, что, как и предсказывала эксперт Союза музеев России Анна Колупаева, победит здравый смысл, некоторые принципиальные вещи не были проговорены достаточно. Стоит оставить всё как есть - но не только для того, чтобы избежать «музейных войн», цепи внутренних и внешних реституций, есть и другие причины.

 
Ирина Антонова

Ирина Антонова представила сопротивление директора Эрмитажа Михаила Пиотровского как превышение полномочий – мы, музейщики, только храним экспонаты, но ими не распоряжаемся. По закону государственной собственностью  владеет правительство, но они не так много знают про искусство, чтобы взять подобное решение на себя, и Путин на «прямой линии» быстро сориентировался и сказал, что вопрос должно обсуждать музейное сообщество. Но разве искусство принадлежит не народу - или эта цитата из Ленина несправедливо похоронена вместе с Советским Союзом?

Председатель редакционного совета Полит.ру Дмитрий Ицкович видит в этой истории чистую политику, приводя пример из лингвистики: «Болгарский и македонский язык – границы между странами. Мы можем ее двигать, но язык от этого принципиально не поменяется». Но я рискну предположить, что пример не аналогичен: «третий этаж Эрмитажа» - не просто французская живопись начала ХХ века, но уже «петербургская», сорок лет публичного доступа к ней в Петербурге встроили ее в историю города. Это не тот случай, когда от перемены мест слагаемых сумма не меняется.

Какая память достойна сохранения?  Мне вспомнился пример архитектурный – возможно, потому, что зданиям губительные перемены в России угрожают гораздо чаще, чем большим художественным музеям, и множество прецедентов уже осмыслено. Лев Лифшиц, заведующий отделом древнерусского искусства Государственного института искусствознания, на своей лекции «Что и зачем мы охраняем?» в рамках проекта «Публичные лекции «Полит.ру» говорил, что, пытаясь вернуть здание к состоянию на выбранный исторический момент, нужно быть очень осторожным, потому что на него наросли годовые кольца истории, ассоциативные ряды следующих поколений: «Невозможно воссоздать памятник, как нельзя воссоздать заново человека, а можно сделать двойника». Поддержавшая его Наталья Самовер, координатор «Архнадзора», рассказала, что дом Веневитинова, в котором Пушкин читал «Бориса Годунова», хотят отреставрировать таким, каким он был по состоянию на XVIII-й век, и назвала это модными веяниями в профанных представлениях о наследии. К ним же можно отнести и предложение Антоновой о воссоздании ГМНЗИ – для этого пришлось бы ободрать генеалогическое древо петербургской культуры до саженца, закупленного московскими меценатами.

Современная культура у нас редко воспринимается как ценность, которая произрастает из всей предыдущей культурной базы, и является фундаментом для того, что предстоит создать. Музеи считаются обителью духовности, предельно отдаленной от сегодняшнего дня  и мышления современников. Все это не так, по крайней мере, уж точно не в Петербурге и не по отношению к «третьему этажу» Эрмитажа.  Культурные деятели Петербурга рассказывают Полит.ру о том, как экспозиция французской живописи ХХ века в Эрмитаже повлияла на современную жизнь Петербурга и на них лично.

Александр Боровский, искусствовед, куратор, заведующий Отделом новейших течений Государственного Русского музея:

 
Александр Боровский

«Меня стали водить на «третий этаж», когда мне было 10 лет, и я почувствовал и стал заниматься искусством из-за «третьего этажа». Когда ребенком смотришь классику, думаешь, что невозможно сделать что-то подобное, рукодельное мастерство дистанцирует от объекта. Импрессионистические вещи казались более доступными, верилось, что  человек может так видеть и чувствовать. Я очень хорошо помню этот момент, как меня это подтолкнуло - не то что бы «я могу так же», но ощущение, что это сделано людьми, не богами - а людьми. Потом пришло понимание постимпрессионизма. Думаю, что все питерские художники воспитаны на этом переходе от классики, которая всегда воспринимается подростками как что-то out, что-то off, вне практики, к ощущению жизни, которое есть на третьем этаже. Поэтому здесь не только хронология искусства, не только ценность Эрмитажа, но и ценностность сознания нескольких поколений художников и критиков».

Кира Долинина, искусствовед, обозреватель ИД «КоммерсантЪ»:

 
Кира Долинина

«Любой питерский искусствовед вам скажет, что чуть ли не весь живописный ленинградский андеграунд, от Арефьевского круга до митьков и "Новых художников", вырос из "третьего этажа Эрмитажа". И что эти три слова давно уже не просто топографическое указание на определенный раздел постоянной экспозиции огромного музея, а культурный феномен. Такое представление стало аксиомой истории петербургского искусства, и крик, поднятый художниками, выращенными на эрмитажной части коллекции Щукина и Морозова, понятен - им одним только предположением о том, что эти картины могут уехать, словно ногу отрезают. Но сегодня кричат далеко не только они. Локальный патриотизм – дело хорошее, выступившие стеной за шедевры Эрмитажа фанаты "Зенита" тому отличный пример. Но с культурологической точки зрения дело не в патриотизме.

В истории разных культур иной раз можно вычленить сильнейшие визуальные доминанты, по которым настраивается "глаз" носителей данной культуры. Для голландцев это, например, строжайшее геометрическое членение фасадов городских домов, окна и двери которых задают совершенно ни на что больше не похожую сетку визуальных координат. Отсюда весь Мондриан. Блистательно-серый парижский свет породил серебристую живопись Мане и Дега. Уникальное "сиреневое" небо Лос-Анджелеса сделало возможным не только идеальную киносъемку, но и жесткую, без теней, разреженную живопись гиперреалистов. Список можно продолжать долго. В ленинградской (петербургской) культуре привычный визуальный код был раз и навсегда нарушен тем самым "третьим этажом". Питер - город без цвета, графический, весь на оттенках серого. Здесь и лучшее искусство - графика. А если живопись, то изысканно тусклые мирискусники, темные академисты и передвижники, "грязные" цвета Филонова... Яркости Малевича, Матюшина и всей их авангардистской компании нездешние, принципиально вне этой городской традиции.

 
Тимур Новиков, "Группа Кино",1986, коллекция Сергея Борисова. Анри Матисс, "Джаз", 1947. Эрмитаж. Тимур Новиков "Дворцовая площадь", сер. 1980-х.

Первые 80 вещей из собраний Щукина и Морозова появились в залах Эрмитажа в 1931 году. Потом их, конечно, спрятали, и вновь зритель смог увидеть что-то из них, плюс отбор из поступивших в 1948 году двухсот полотен, в конце 50-х. С этого момента в культуре Ленинграда появился Цвет. Да, для людей 50-70-х это была прежде всего свобода в чистейшем ее проявлении, и об этом сохранилось множество свидетельств. Но с большого расстояния самый главный дар этих осколков очень частных, очень личных собраний гениальных коллекционеров приютившему их городу это именно цвет. И он повлиял далеко не только на художников - по краскам с полотен "третьего этажа" откалибровывалось зрение любого ребенка, попадавшего в эти залы. Слишком все это было непохоже на окружавший нас мир. И это не разовая прививка, а сильнейший иммунитет на всю жизнь. А, может быть, и вирус, и мы все его носители. Даже те, кто как я сама, в жизни предпочитает носить серое и черное - ведь позволить себе такое может только человек, точно знающий, что рядом есть чудный мир красок и пятен, до которого рукой подать».

Композитор Борис Филановский:

 
Борис Филановский

«Каждый раз, посещая в Эрмитаж, я бывал у импрессионистов. Приходил к ним пообщаться о чем-то насущном не только для меня-наблюдателя, но и для меня-композитора. Потому что они все – очень про звук, про движение в пространстве-времени. Помню, как опознал в разноцветных яблоках Сезанна знаменитый сонет Рембо про разноцветные гласные ("A noir, E blanc, I rouge, U vert, O bleu"). Помню, как перед его же пейзажем с горой Сен-Виктуар уяснил некоторые страшно важные вещи про обратную связь (здесь не место об этом распространяться). Помню, как увидел, что сдвинутая рамка речного пейзажа Сёра действительно движется, и оно тоже было вот прямо про то, как мы слышим музыку. В общем, это для меня место понимания, одно из немногих и уж точно одно из самых важных в этом городе. И я безусловно запишу в личные враги того, кто отнимет это место у моего города и у меня».

 
Поль Сезанн, "Гора свю Виктории", около 1896-1898. Эрмитаж

Ольга Тобрелутс, художник, представитель «Новой академии», Тимура Новикова:

 
Ольга Тобрелутс

«На третьем этаже Эрмитажа меня особенно интересовали фигуры в «Танце» Матисса. Мне стало любопытно, возможно ли, используя современные методы фиксации изображения, поставить модели в придуманные позы Матисса. И как художнику удалось придать такую, легкость движения фигур, нарушив все возможные анатомические законы построения тела и нарисовав на холсте в принципе анатомических инвалидов, от танца которых хочется петь и плясать зрителю. В чем секрет этой зрительной обманки? Используя в работе фотоаппарат, я пришла к выводу, что только разрезая в фотошопе танцующих моделей на части и снова их собирая, возможно поставить их в такие же ракурсы, но при этом в фотографическом изображении скрыть дефекты склейки фигур, сохраняя реалистичную достоверность здорового тела, оказалось совсем не просто. Мне было интересно решать эту задачу, и я благодарна художнику за то, что созданный им шедевр позволил мне сделать важные для меня открытия в движении человека».

 
Ольга Тобрелутс, "Танец", 2005

Павел Герасименко, арт-критик, обозреватель ART1 Visual Daily:

 
Павел Герасименко

«Эрмитаж, отвечая своему названию, всегда выполнял для интеллигентного молодого человека функцию надежного убежища. Мой отец любит вспоминать, как в 50-е годы в холодные дни проводил время в залах музея, где было и интересно, и тепло. С пятого класса я стал заниматься тут в искусствоведческом кружке. Обучение, естественно, было устроено по хронологическому принципу от первобытности к современности, чтобы взрослея, подниматься вверх по этажам музея. Но оба больших Матисса - среди самых ярких впечатлений еще раннего детства, а вот с «Семейным портретом» разобрался и свыкся гораздо позже. Для меня подростка одной из главных картин стала «Композиция VI» Кандинского — можно было долго сидеть на скамейке напротив нее, и в маленьком тесном зальчике эмоции выплескивались мощнее. Но самым сильным впечатлением до сих пор остается «Мужчина, собирающий плоды с дерева» Гогена: лимонно-желтый цвет на грубом холсте сравнится по воздействию с вермееровским желтым».

 
Анри Матисс, "Семейный портрет", 1911, Эрмитаж

Григорий Ющенко, художник, участник творческого объединения «Паразит», основатель арт-группировки «Протез», номинант премии Кандинского:

 
Григорий Ющенко

«Хорошая коллекция, да, но не могу сказать, чтобы она как-то на меня повлияла, я не стоял перед этими работами часами. Уверен, что для большинства моих сограждан Эрмитаж - это царские цацки вроде часов-павлина. И в целом я положительно отношусь к тому, чтобы эту коллекцию куда-нибудь из него перенести - ее хоть можно будет посмотреть в спокойной обстановке. В Эрмитаже в любой день буквально невозможно находиться из-за толп туристов, которым на все эти коллекции пофигу, они туда ходят "для галочки", "для культурного досуга", особенно детей жалко. А то, что хотят коллекцию перевезти не в какой-нибудь другой зал в Питере, а в Москву - это один из многочисленных этапов происходящей на моих глазах "провинциализации" города. И, как это не парадоксально, я отношусь к этому по принципу "я не буду тебя спасать, я буду топить". Пускай, пускай, коллекции вывозят, музеи закрывают, памятники рушат - тем сложнее будет пускать пыль по поводу "культурной столицы", тем больше официальная культура будет вызывать отторжение у молодежи, тем больше шансов на то, что появится что-нибудь новое и живое».

 
Пабло Пикассо, "Дриада", 1909. Эрмитаж. Григорий Ющенко, "Свобода на баррикадах remixed", 2013. Пабло Пикассо, "Абсент", 1901. Эрмитаж.

 

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

00:57 Ведомство Роскомнадзора заказало систему контроля за блокировками
00:48 Минфин передумал повышать цену ОСАГО за пьяное вождение
00:30 Джимми Картер стал самым долгоживущим из экс-президентов США
00:21 Facebook обнаружил сотни миллионов незашифрованных паролей
21.03 23:39 Роман Панов уволен с поста гендиректора «Росгеологии»
21.03 23:27 Преступная группа торговала тайно снятым в отелях Южной Кореи видео
21.03 23:07 Bloomberg сообщил о возможной отсрочке Brexit на девять месяцев
21.03 22:52 Минфин США обвинил два российских порта в нарушении санкций
21.03 22:33 Суд отменил приговор создателю «Мужского государства»
21.03 22:17 Белый дом отказал демократам в выдаче данных о встрече Трампа с Путиным
21.03 22:05 СМИ узнали о готовности саммита ЕС отсрочить Brexit до 22 мая
21.03 21:45 Зеленский призвал «не давить» русский язык на Украине
21.03 21:30 Трамп анонсировал признание Голанских высот израильскими
21.03 21:14 МВД урезало список опасных пород собак в 5,5 раза
21.03 20:43 Россия запретила импорт турецких яблок через Белоруссию
21.03 20:28 При крушении парома в Ираке погибли 85 человек
21.03 20:15 Минфин изменит условия продажи «народных» облигаций федерального займа
21.03 20:06 Присяжные признали американца виновным в угрозах убить Обаму
21.03 19:41 Вице-премьер обвинил «Авиастар-СП» в срыве сроков оборонзаказа
21.03 19:28 Боец Емельяненко обжаловал лишение водительских прав
21.03 19:12 Росстат зафиксировал снижение бедности в РФ до уровня пятилетней давности
21.03 18:57 Рогозин прокомментировал сообщения об исках ко СМИ за клевету
21.03 18:32 Правительство продлит соглашение с нефтяниками по ценам на топливо
21.03 18:10 Власти увеличили бюджет Росмолодежи в 7 раз
21.03 18:00 Археологи нашли монастырь англосаксонской принцессы VII века
21.03 17:49 Минкультуры уволило 56 специалистов после проверки Счетной палаты
21.03 17:30 Данные о диагнозах пациентов оказались в открытом доступе в интернете
21.03 17:10 В Москве простились с певицей Юлией Началовой
21.03 16:52 Правительство проведет полную инвентаризацию недвижимости и земель
21.03 16:27 В Госдуме создали согласительную комиссию по закону о запрете хостелов
21.03 16:08 Прокуратура Чечни поддержала доводы «Газпрома» по списанию долгов за газ
21.03 15:45 На Сахалине подтвердили незаконность вылова косаток для продажи за рубеж
21.03 15:30 В Минкультуры создадут собственную службу безопасности
21.03 15:12 В Москве на неделю закроют пять станций красной ветки метро
21.03 15:00 Находки в Чили подтверждают гипотезу о падении крупного метеорита 12800 лет назад
21.03 14:50 Песков рассказал о критериях отбора новых губернаторов
21.03 14:32 Суд в Москве повторно допросил Кирилла Серебренникова
21.03 14:07 Суд оставил под арестом экс-главы отдела ГУ МЧС Кузбасса
21.03 13:48 Место Алферова в Госдуме займет депутат красноярского Заксобрания
21.03 13:34 У правительства появились вопросы к «Роскосмосу»
21.03 13:22 Ущерб от коррупции военнослужащих в России вырос в 4 раза
21.03 13:09 В ЦИКе отказались передать Грудинину мандат депутата Госдумы
21.03 12:49 Защита Арашукова попросила восстановить его в должности сенатора
21.03 12:31 Минздрав предложил запретить продажу крепкого алкоголя до 21 года
21.03 12:10 Врио губернатора Оренбургской области назначен Денис Паслер
21.03 12:00 Североамериканская птица ежегодно совершает перелеты на 20 000 километров
21.03 11:55 Путин назначил врио губернатора Мурманской области
21.03 11:28 В Астане прошел митинг против переименования столицы в Нурсултан
21.03 11:14 Госдума приняла закон о повышении пенсий сверх прожиточного минимума
21.03 11:03 Ковтун собирается в отпуск после отставки
«ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Киргизия Китай Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Мемория Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Право Приморье Продовольствие РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство православие преступность происшествия ракета рейтинги реклама религия ритейл рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Николас Мадуро Нобелевская премия Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Южная Корея Юлия Тимошенко авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции русские националисты сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Компьютеры, программное обеспечение Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.