24 сентября 2023, воскресенье, 06:27
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Лондонград

Лондон
Лондон

27 мая российская пресса сообщила о том, что список богатых россиян, обитающих в Лондоне, недавно пополнился новым именем. По информации «Известий» Ахмед Билалов, бизнесмен и бывший глава государственной компании «Курорты Северного Кавказа», отправился в столицу Великобритании «на лечение», но возвращаться в Россию пока не планирует. Согласно сообщению издания, экс-глава КСК уже приобрел особняк в графстве Беркшир, в городке Аскот — недалеко от дома, где скончался Борис Березовский.

Сам Билалов эту информацию категорически опроверг, назвал клеветой и сообщил, что готовит судебный иск «к одной из российских газет».

Вполне понятно, что в российской прессе сразу после известий о переезде Билалова в Лондон возникли подозрения о том, что повышенные дозы мышьяка, молибдена и ртути, которые якобы были обнаружены в организме предпринимателя, — не единственная причина смены места жительства. Бизнесмен, который по совместительству занимал пост вице-президента Олимпийского комитета России, проходит по делу о многомиллионных хищениях бюджетных средств в вверенной ему госкомпании.

В феврале этого года во время посещения олимпийской стройки в Сочи Владимир Путин перед телекамерами показательно раскритиковал затягивание сроков сдачи объектов, за которые отвечал Билалов. Через несколько дней предприниматель был уволен со государственных постов и уехал из России «на лечение в Германию», а вскоре в офисе компании «Курорты Северного Кавказа» прошли обыски и были изъяты документы.

Сотрудники правоохранительных органов заподозрили Билалова в растратах, которые он якобы допустил во время заграничных поездок, и возбудили уголовное дело по статье 201 УК — «Злоупотребление должностными полномочиями». Через месяц его заподозрили в «хищениях бюджетных средств», выделенных госкомпании «на развитие туристической зоны» на Кавказе. На причастность к махинациям начали проверять и брата бизнесмена, Магомета Билалова, который тоже предпочел уехать из страны.

После того, как в СМИ появилась информация о том, что братья распродают активы в России, возникли подозрения, что на их скорое возвращение рассчитывать не приходится. Впрочем, некоторые эксперты убеждены, что независимо от причин отъезда Ахмед Билалов и его брат могут за границей не только подлечиться, но и «выждать время».

Такая тактика в свое время помогла предпринимателю Михаилу Гуцериеву, который вынужден был три года прожить в Лондоне из-за решения о заочном аресте по «делу „РуссНефти“». В 2010 году с бизнесмена сняли все обвинения, а некоторые из пунктов статьи УК о «незаконном предпринимательстве» и вовсе были декриминализованы. Гуцериев публично поблагодарил Владимира Путина и Дмитрия Медведева за «восстановление справедливости» и вернул себе контроль над компанией.

В Лондон российские предприниматели едут и вынужденно, и добровольно. Еще в 2003 году, вскоре после того, как Борис Березовский провозгласил себя «политическим эмигрантом», а Роман Абрамович купил футбольный клуб «Челси», западная пресса принялась гадать, что так привлекает «этих русских» в британской столице. The Economist тогда сформулировал причину коротко и емко: respectability.

И, пожалуй, это лаконичное объяснение можно назвать наиболее точным. В Лондон едут за престижем — эфемерной категорией социальных отношений, которая очень важна для российских предпринимателей. Тем более, когда перед ними стоит задача «сохранить лицо», скрываясь от правосудия.

Изъясняться по-английски худо-бедно научились все состоятельные россияне, поэтому англоязычные страны при выборе места для постоянного проживания — в приоритете. Понятно, что искомый «престиж» должен удачно совместиться с западным комфортом, безопасностью, финансовой стабильностью и традициями соблюдения законна — то есть всем тем, чего они были лишены в России. В этом случае Соединенные Штаты — по сравнению с Великобританией — «банальный выбор». Помимо этого, выезд в США еще и порождает ассоциации с «колбасной эмиграцией». Канада или Новая Зеландия — комфортнее, но в этом случае бизнесмену пришлось бы пожертвовать своим азиатским стремлением к престижу.

Кроме того, для тех деловых людей, которых на родине с собаками ищут, немаловажным фактором является и вопрос «о выдаче органам следствия». Несмотря на то, что Великобритания связана с Россией договором об экстрадиции еще со времен принятия Европейской конвенции о выдаче, конечное решение о высылке обвиняемого принимает британский суд. Традиционно сложные и (еще со времен Ивана IV) излишне эмоциональные отношения между двумя странами привели к тому, что за минувшие годы несколько десятков российских запросов об экстрадиции остались без удовлетворения.

Первая выдача обвиняемого, на фоне легкого потепления российско-британских отношений, состоялась буквально пару месяцев назад. Эта экстрадиция стала для российских правоохранительных органов настоящим событием, несмотря на то, что данное дело нельзя назвать громким: Лондонский суд согласился отправить в Москву Максима Винцкевича, обвиняемого в России в убийстве по неосторожности.

В итоге, на сегодняшний день Лондон является местом сбора и атрибутом успеха как для вынужденных, так и для добровольных «состоятельных переселенцев». Именно по этой причине возникают сложности с оценкой точного количества наших сограждан, проживающих в британской столице. Многие из «жертв моды» бывать здесь лишь наездами.

Согласно официальным данным, которые периодически публикует Национальная статистическая служба Великобритании, в городе с населением более восьми миллионов человек количество мигрантов из России оценивается десятками тысяч. В прессе фигурируют цифры от 250 тысяч до 400 тысяч человек, но даже если согласиться с этими показателями, то наша страна все равно не сможет приблизиться к лидерам по «поставке» мигрантов в Лондон. Первые места в этой сфере занимают Индия, Пакистан, ЮАР, а в Восточной Европе — Польша.

Тем не менее, в западных СМИ британскую столицу периодически ехидно называют Londongrad или Moscow on Thames, особенно во время обострения двусторонних отношений, как например это случилось на пике «дела Литвиненко». Причина этого явления кроется в «заметности» россиян. Считается, что город хорош и удобен «для тех кто тратит», и именно по этому показателю наши сограждане превосходят остальные «национальные общности» британской столицы.

С середины 2000-х на смену «японским бизнесменам, американским банкирам, арабским шейхам и предпринимателям из Гонконга», которые были самыми заметными потребителями Лондона в 80-е — 90-е, местные газеты все чаще поминают «богатых русских плутократов», которым повезло приобрести состояние на развалинах собственной страны.

Отсюда и соответствующее восприятие выходцев из России, причем не только более-менее постоянных обитателей города, но и туристов, которых ежегодно прилетает из Москвы от 200 до 250 тысяч. Специализированные британские интернет-порталы, посвященные туризму традиционно оценивают россиян, как клиентов, которые тратят втрое больше средств, чем другие иностранцы, оказавшиеся в Великобритании. При этом, отмечается, что российские туристы «благожелательно воспринимают» английскую культуру и с большим уважением относятся к историческому наследию страны.

Отношение местных жителей к выходцам из России демонстрирует и следующее утверждение The Telegraph на данную тему: «Русские ежегодно тратят в стране около 310 миллионов фунтов. Олигархи вдохнули новую жизнь в одну из старейших промышленных отраслей — производство яхт. Русские готовы тратить и всегда требуют лучших товаров из лучшего сырья. Появление гигантского фонтана новых денег запустило целые отрасли, создаются новые рабочие места. Шоферы, охранники, садовники — в Лондоне теперь едва ли не больше дворецких, чем во времена королевы Виктории. Город стал похож на большой клуб для тех, кто способен вносить членские взносы».

Все это как нельзя лучше характеризует причины, по которым в столицу Великобритании предпочли отправиться бывший мэр Москвы Юрий Лужков и «аффилированный с ним банкир» Андрей Бородин. Вероятно, лондонскую жизнь находит вполне комфортной и бизнесмен Евгений Чичваркин: несмотря на то, что с него сняли обвинения и отменили «заочный арест», он решил не возвращаться в Россию и ждать гей-парада в Москве («большого и настоящего»). По его мнению, именно это событие будет свидетельствовать об изменении атмосферы в стране.

В сентябре этого года исполняется 10 лет с того момента, как Борис Березовский превратил Лондон в основное направление криминально-политической эмиграции в истории современной России. Вполне возможно, что всем, кто сейчас ждет за Ла-Маншем, когда в Москве наконец «сменится ветер», придется прожить в этом британской столице еще довольно долго. Но, по крайней мере, мы можем быть уверены, что это время будет проведено с комфортом.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2023.