НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Мы все больны историей

Николай Сванидзе. фото Наташи Четвериковой
Николай Сванидзе. фото Наташи Четвериковой

Мы продолжаем публикацию материалов круглого стола «Как рассказывать современную историю России». Тележурналист, заведующий кафедрой журналистики Института массмедиа РГГУ Николай Сванидзе и научный редактор «Полит.ру» Борис Долгин рассказали о своем отношении к истории 90-х, а также поделились мнением об образовательном проекте «Твоя История».

Николай Сванидзе: Мы презентуем образовательный портал «Твоя история», поскольку все больны историей, и посвящаем этот портал тем, кто собирается болеть вместе с нами. В связи с порталом речь идет об истории 90-х годов. Проблема со школьным преподаванием курса истории России 90-х годов достаточно очевидна и, прежде всего, связана с тем, что история этого периода в значительной части своей представляет собой еще и политику. Я должен сказать, что ваш покорный слуга, когда делал проект исторической хроники, дойдя до середины 90-х годов, столкнулся с тем же - я прощу прощения, не воспримите это как нескромность, - с тем же, с чем столкнулся в своё время А.К. Толстой, когда он предлагал общественному вниманию Историю Государства Российского и сказал, что ходить бывает склизко по камешкам иным. Я в этой склизкости тоже убедился. Скажем, предлагать людям какие-то трактовки истории второй половины 90-х годов, уже просто политической, очень сложно. Я представляю, насколько это сложно рядовому школьному учителю.

Наша задача – ему помочь, потому что на данный момент значительная часть школьных учителей, ввиду сложности, избегают преподавания этого периода детям, потому что не знают, как это делать. Во-первых, они просто часто не знают, во-вторых, если они даже знают и имеют свою точку зрения, но не знают, как это рассказать, чтобы самим не влипнуть в какую-нибудь историю. Особенно сейчас, когда история как предмет стала объектом высшего государственного интереса. Так или иначе, эту историю нужно преподавать, а преподавать ее следует так, чтобы этой историей можно было гордиться, и возникает вопрос о том, какой историей можно гордиться. Историей правдивой, или удачной и победной? Историей гражданственной или историей имперской? Здесь куда ни кинь, куда ни глянь, куча проблем.

Этот портал – и помощь учителям истории, и наша попытка участвовать активно в воспитании детей, потому что исторический предмет – это огромная часть воспитательного процесса: без правдивого преподавания истории трудно себе представить воспитание гражданина страны (в данном случае гражданина России).

Как мне кажется, есть несколько проблем в преподавании 90-х, одна из них связана с очень низким уровнем грамотности детей, в том числе исторической. Это трудности в преподавании не только истории 90-х, а в преподавании любого периода отечественной и зарубежной истории. Историю не представляют совсем. В головах у школьников нет представления об организации исторического процесса, нет никакого представления о культуре восприятия истории. Здесь не обязательно помнить даты и события, нужно представлять себе общую логику,  а логику не представляет никто или мало кто. Это очень большая проблема - научить детей представлять историю как процесс. Этому мешает ещё одна проблема, она состоит в том, что историю мало кто - не только  дети, но и взрослые - оценивают как науку. Подавляющее число людей считает, что история не наука, в отличие, скажем, от математики. И есть один стакан воды, рядом стоит второй и сложить, то будет два стакана воды, этот факт неоспорим, и он нагляднее. В истории нет такой наглядности. Любой человек с хорошо подвешенным языком может соврать все что угодно про историю, и в формате очень модной и, предположим, телевизионной дискуссии оспорить этого человека практически невозможно. Тот, кто будет более эмоционален или тот, высказывания которого будут в большей степени соответствовать ожидания аудитории, - ему всё равно скорее поверят, чем человеку, который более тесно связан с предметом или более честно говорит о предмете. Это вторая очень важная проблема.

Третья проблема - это то, о чем мы говорили в начале. Это позиция государства в этом вопросе. Государство, которое имеет заинтересованность в определённых исторических трактовках. Наша задача здесь состоит в том, чтобы представить правдивую историю. Не ту, которая была бы - дальше по тексту. То есть не ту, которая стала бы предметом гордости, а ту, которая была. Вот это наша задача. Все вместе эти проблемы создают известные и очень серьёзные трудности при преподавании истории вообще и преподавании истории 90-х годов, в частности. Причём в истории 90-х годов есть особые трудности, о которых мы сегодня говорим.

На мой взгляд, портал «Твоя история» - это очень интересный проект. Это попытка создать прецедент для учителей, для родителей, для самих учеников нового взгляда на историю. Это попытка сделать историю интересной. В данном случае речь идет о 90-х годах. Тем, про что интересно читать. Чем интересно заниматься. Что интересно с тобой, с твоей жизнью, биографией твоих родных, твоей семьи. Это то, чтобы было до тебя. То, с чего ты вырос. Это попытка научить детей думать или помочь научить их думать, воспринимать историю не как безальтернативную и, соответственно, не как безумно скучную. Здесь это все в одном флаконе. Плюс еще речь идет и о гражданском воспитании, воспитании определенных представлений о ценностных приоритетах. Без этого ничего не понять. Желаю всем коллегам успехам.

Борис Долгин: Проблема с преподаванием истории 90-х – 2000-х годов еще и в том, что этот период в конце курса, и на него не хватает времени. Есть большое искушение, до них не дойдя, заняться повторением к экзаменам. К тому же – это действительно очень скользко, непонятно, нет многодесятилетнего опыта исследований и преподавания, что, например, можно было бы сказать об истории Киевской Руси.

Но если мы не изучаем совсем историю новой России, возникает вопрос: с каким именно ощущением государства, в котором мы живем, должны выходить школьники из школы? В описанной ситуации об этом государстве из курса истории не узнают вообще ничего, потому что вопрос о связи между тем государством, в котором они живут, и государствами, которые существовали на нашей территории в другие периоды, - это отдельный вопрос, совсем не очевидный. Он может и должен обсуждаться в связке с вопросом об истории новой России. Если этого разговора не происходит, то, соответственно, не происходит и исторического разговора о государстве, в котором школьники живут.

Это не значит, что представления совсем не формируются. Источником информации становится что угодно. Глупо думать, что вопрос о едином или не едином учебнике проблему решит. Нынешние школьники, а тем более - школьники завтрашнего и послезавтрашнего дня никогда уже не будут жить в ситуации одной базовой книги и отсутствия какого-либо горизонта за ее пределами. Просто наука и образование оказываются вне процесса их формирования.

Школьники находятся в большом информационном поле, где много шума, в этом поле нужны качественные ориентиры. Иначе есть опасность, что знания по этому периоду,  скорее всего, так и не пройденному в школе, будут, во-первых, принципиально разными, во-вторых, хаотичными и не имеющие ни к науке, ни к образованию никакого отношения. Желательна ситуация, когда историки и методисты помогут эти ориентиры создать. Речь идет именно о  помощи, а не о навязывании позиции или каких-то фрагментов фактуры. Отсюда значимость проекта "Твоя история".

Его функция видится в том, чтобы помочь школьнику. А также помочь учителю, который сталкивается с обозначенной проблемой отсутствия многодесятилетней традиции и изучения, и методических разработок в отношении этого периода. Если проект будет решать эту проблему, для школьного учителя жизнь во многом облегчится, как и для школьника.

И, наконец, третий аспект - гражданский. Если из школы выйдет человек, понимающий, на каких основаниях стоит современная российская государственность, мы имеем некоторый шанс завтра или послезавтра получить сколь-нибудь сознательного гражданина. Это не гарантированный результат, но если человек не будет обладать таким образованием, то мы не получим этого гражданина заведомо. То есть, условие необходимое, но не достаточно.

Судя по наполнению портала, надежды на то, что он поможет в работе с этим непростым материалом, да и вообще - станет площадкой для отработки проектной деятельности школьника - имеют большой шанс оправдаться.

Для нас, для «Полит.ру», тематика перехода, реформ, институциональных преобразований, переломов, которые видятся через призму человека, – является базовой. Это та оптика, через которую полезно смотреть на действительность. Отсбда и совместный проект - «История человека – история институтов», где, с одной стороны, будут анонсироваться наиболее значимые обновления портала, с другой стороны - будет вестись самостоятельная работа по осмыслению этого периода и вообще эпох реформ. Туда же пойдут материалы обсуждений, которые, как мы надеемся, будем организовывать вместе с порталом «Твоя история». 

С полной стенограммой и видеоверсией мероприятия можно ознакомиться на портале «Твоя История».

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.