Денежная магия в современной России

Журнал «Антропологический форум» в последнем выпуске своей электронной версии разместил подборку статей, объединенных темой «Представления о деньгах в культурных традициях России». Среди них – исследование (pdf) фольклористов Александры Архиповой (РГГУ) и Якоба Фрухтманна (Институт исследований Восточной Европы, Бремен), посвященное мифологическим представлениям о деньгах и денежной магии в современной России.

Магические методы, направленные на достижение богатства, известны давно и у многих народов. Как пишут исследователи, «с помощью магии человек, не понимавший общественной власти денег и своей зависимости от них, мог найти правила поведения, которые делали их квазиуправляемыми, по крайней мере в его воображении». Можно было предположить, что с разрушением традиционного общества, в котором фольклор и магические практики были органичным компонентом мировоззрения, «денежная магия» должна исчезнуть, однако этого не происходит. Более того, за последние пару десятилетий в России подобные явления пережили бурный расцвет.

С помощью магии человек, не понимавший общественной власти денег и своей зависимости от них, мог найти правила поведения, которые делали их квазиуправляемыми, по крайней мере в его воображении

Среди самых распространенных фольклорных представлений и обычаев, связанных с деньгами и финансовым благополучием: запрет свистеть в доме (денег не будет), запрет дарить некоторые предметы (ножи, платки) – при подарке надо взять символическую плату, запрет передавать деньги из рук в руке, запрет дарить пустой кошелек – надо положить внутрь монетку, обычай переворачивать веник, чтобы денег было больше.

Ряд обычаев связан с ситуацией торговли. Продавец старается, чтобы первым покупателем был мужчина. Как утверждают информанты-продавцы: «[первого покупателя] нельзя обсчитывать, наоборот, надо положить немножко лишнего (помидорку и т.д.) — чтобы торговля шла удачно». Купюрами, полученными от первого покупателя, продавец обмахивает товар, чтобы всё успешно распродать. Эти представления связаны с широко распространенным в традиционных культурах представлением об определяющей роли первого – первого встреченного человека, первого гостя, пришедшего в дом в праздник. Мужчина в этой роли воспринимался как хорошее предзнаменование. Это представление сохранилось и в наши дни. Один из информантов поведал даже историю о директоре цирка, который перед премьерой новой программы караулил у кассы: если первый билет покупал мужчина, директор был спокоен, а если в кассу первой приходила женщина, директор покупал первый билет сам.

С 1990-х годов в России получили распространение разного рода «амулеты» и «обереги», приносящие денежное благополучие. Это разнообразные фигурки «домовых» и «страшилок», держащие в руках монеты или купюры, «денежные деревья» и прочее. Иногда эти предметы покупаются в сувенирных магазинах, иногда изготавливаются самими «пользователями». Сейчас изготовление таких талисманов стало отраслью бизнеса, которая удовлетворяет имеющийся спрос как дешевыми фигурками, которые можно купить в киоске у метро, так и довольно дорогими изделиями.

Авторы статьи проследили частоту употребления словосочетаний амулеты от кризиса и подобных в российской прессе. Они появляются в текстах 1996 года, в 1997 – 1998 годах их число резко возрастает, затем оно сохраняется на одном уровне вплоть до 2008 – 2009 года, когда происходит новый всплеск.

Распространенным магическим средством привлечения богатства стала долларовая купюра. Исследователи отмечают: «Начиная с 1990-х гг., перейдя из категории запретных и опасных денежных единиц в категорию сверхнужных, доллар стал восприниматься как протоденьги («прототипические деньги»). В таком качестве он способен «притягивать» себе подобное». При этом распространилось представление о том, что долларовая купюра должна не просто лежать в кошельке, а быть сложенной особым образом, в треугольник. Как пишут А. Архипова и Я. Фрухтманн, эта форма возникла под влиянием китайских сувениров, приносящих удачу, а также модных пособий по фэн-шуй.

Золотая жаба, приносящая богатство – персонаж китайского фольклора и народного лубка

Китайская традиционная культура вообще оказала немалое влияние на «денежную магию» современных россиян. Популярный денежный талисман – фигурка жабы, тоже пришел к нам через магазины китайских сувениров. Золотая жаба, приносящая богатство – персонаж китайского фольклора и народного лубка. То, что именно жаба у китайцев стала символом богатства отчасти обусловлено лингвистически: слово «деньги» (цянь, в диалектах чянь) созвучно слову «жаба» (чжань или чянь).

В России за прошедшие годы использование фигурки жабы (лягушки) в качестве финансового талисмана обросло фольклорными предписаниями. Один информант сообщает: «Лягушка сидит на деньгах, она должна быть повернута от входа в квартиру, тогда деньги будут приходить в дом. Если наоборот, то будут уходить», другой говорит, что лягушка «не должна быть пыльной», третий рассказывает: «Медных-бронзовых надо ставить лицом к собеседнику, их обычно ставят на кассах в магазинчиках или на столе у менеджеров, лицом к клиенту, а деревянных лягушек ставят лицом к себе».

Еще одним распространенным мотивом китайских народных лубков, приносивших богатство и благополучие, было денежное дерево. На рисунках можно было увидеть, как «веселые мальчуганы трясут дерево, и монеты дождем сыпятся кругом». Сейчас искусственное деревце, к ветвям которого прикреплены монетки или имитации купюр можно купить в магазине.

Впрочем, в качестве магического «денежного дерева» может выступать и настоящее комнатное растение. Это толстянка овальная (Crassula ovata), толстые блестящие листья которой напоминают монетки, что отражено в ее названиях в ряде языков (англ. money tree, нем. Geldbaum, Pfennigbaum). Распространено представление, что посадив в горшок это деревце, можно привлечь в дом достаток: «Если дерево хорошо растет, листья у него крупные, круглые — финансовые дела непременно пойдут на лад». Иногда в землю, в которой растет деревце, зарывают монетки или подкладывают из под горшок.

Один из сайтов содержит подробную магическую инструкцию по правильному уходу за денежным деревом: «Приобретите денежное дерево, а лучше возьмите саженец денежного дерева и вырастите свое собственное дерево. На растущей луне приобретите керамическую посуду зеленого или черного цвета. День пересаживания — среда. Пересаживая растение, положите на дно 8 монет одинакового достоинства гербом вверх, начитывая на них денежный заговор любой какой знаете. Когда посадите дерево, пожалейте его, трижды читая заговор: «Тебе расти, а мне в богатстве цвести. Такова моя воля. Да будет так!» <…> Поливать его по средам, читая вышеприведенный заговор».

Также с Востока в современный российский обиход пришли статуэтки бога счастья, благополучия и богатства. Он известен у нас под японским именем Хотей, хотя изначально родом из Китая, где зовется Будай (布袋). Для достижения желаемого результата фигурку надо гладить по животу. Возник даже заговор: «Хотеюшка-хотэй, дай нам денюжек скорей».

Интерес вызывает превращение традиционных обычаев, которые изначально не связаны с деньгами, в практики «денежной магии». В традиционной культуре славян запрет на свист объяснялся связью свиста с нечистой силой («свистеть – черта вызывать», свист лешего). Теперь же это запрет мотивирован мифологическим взглядом на деньги («свистеть в доме нельзя — денег не будет»).

Издавна был распространен обычай при новоселье прятать и бросать в доме мелкие монетки. Они служили аналогом традиционной строительной жертвы: «В Архангельской области, входя в новый дом, по нему раскидывали мелкие деньги, говоря при этом: “Выкупаю квартиру, не людями, а деньгами”; делали это для того, чтобы в доме никто не умер». Современные информанты тоже рассказывают фольклористом об обычае разбрасывать по полу мелочь, но делается это с иной мотивацией – чтобы деньги не переводились.

Помимо магических практик, распространенных широко, есть и локальные традиции. Часть они связаны с местными объектами. Например, в Ярославле экскурсоводы охотно рассказывают туристам, что для обеспечения достатка нужно встать на том месте, откуда открывается вид на здания и памятник Ярославу Мудрому, изображенные на тысячерублевой купюре, и показать им эту купюру. В Краснодаре в июне 2011 году был установлен памятник десятирублевой купюре. В течение года появилась традиция для привлечения достатка тереть бронзовую купюру. Киевляне, чтобы разбогатеть кидают монетки к памятнику жабе, установленному неподалеку от Музея воды.

Если в традиционной культуре роль контролирующей инстанции брали на себя сами представители сообщества, то в последние двадцать лет в российской культуре она отведена газетам и Интернету

Исследование показало, что финансовые магические практики не только широко распространены в современном российском обществе, но и воспринимаются всерьез многими из тех, кто их использует. Авторы статьи отмечают, что «зависимость человека от наличия денег привела к трансформации и реактуализации старых или же к созиданию / импорту новых обычаев. У современного социума, который постоянно думает о поиске денег на самые насущные нужды и не может их получить в достаточном количестве, появляется необходимость в представлениях, которые поддерживали бы убежденность в том, что личное благосостояние может быть увеличено, и практиках, которые воздействовали бы на текущую ситуацию магическим образом. Подобного рода представления активно распространяются в СМИ. Если в традиционной культуре роль контролирующей инстанции брали на себя сами представители сообщества, то в последние двадцать лет в российской культуре она отведена газетам и Интернету».