22 сентября 2020, вторник, 21:26
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

31 мая 2013, 18:23

Ленинский проспект: мнения экспертов и протест жителей

Митинг против реконструкции Ленинского проспекта
Митинг против реконструкции Ленинского проспекта

Вокруг спорного проекта реконструкции Ленинского проспекта не утихают страсти. Жители и муниципальные депутаты выходят на митинги, власти Москвы говорят, что реконструкция состоится, несмотря на протесты, а тем временем все больше экспертов уже не только из России критикуют градостроительные планы.

В начале недели появилось сообщение о том, что фонд «Городские проекты», созданный блоггером Ильей Варламовым и муниципальным депутатом Максимом Кацом, привлек для оценки проекта реконструкции Ленинского проспекта специалистов с мировыми именами. Ими оказались: академик Вукан Р. Вучик (США), профессор Жан-Клод Зив (Франция) и магистр наук Тур К. Хотвайт (Норвегия). «Полит.ру» удалось ознакомиться с отчетом, подготовленным по результатам работы урбанистов.

Что говорят эксперты

В отчете даны общие рекомендации по развитию транспортной системы Москвы, а также проанализированы два конкретных градостроительных проекта: реконструкция Ленинского проспекта и Северо-Западной хорды. В случае с Ленинским проспектом есть две проблемы: Гагаринская площадь и выезд со МКАДа. На данный момент это два самых загруженных участка. И предлагаемый проект никак не решает  проблему пробок на них. Получается, что едет ли автомобилист в центр или из центра, он все так же будет стоять в пробках на этих местах, пропускная способность между участками не так важна. Более того, в случае, если она будет увеличена, пробки могут стать только длиннее.

Жители проспекта безусловно негативные последствия от нового варианта дороги ощутят в полной мере. «В крайне важном вопросе определения баланса качества жизни на Ленинском проспекте и фривея с максимальной пропускной способностью, который привлечет дополнительный транспортный поток в этот коридор, проект полностью пренебрегает интересами прилегающей к проспекту местности и ее жителей в пользу автомобилистов, многие из которых не принесут проспекту никакой пользы, а лишь приведут к возникновению проблем. Снижение качества жизни вдоль Ленинского проспекта снизит удобство всего города для жизни», – говорится в отчете.

Его авторы отмечают, что в случае реализации реконструкции Ленинского проспекта, десятки тысяч людей почувствуют на себе проблемы, связанные повышением уровня загрязнения и шума на территории их проживания.

 
Плакаты на митинге

Урбанисты отмечают, что с технической точки зрения проект выполнен на хорошем уровне и был бы уместен где-нибудь в пригородной зоне, но не подходит для города: «Проект типичен для фривея в пригородной зоне с неплотной застройкой и ориентацией на автомобили, где отсутствуют пространственные ограничения и негативное влияние большой автомобильной дороги».

Самая главная проблема таких проектов состоит в том, их логика сводится к созданию более комфортных условий для автомобилистов. Для больших городов подобные действия, как следует из отчета, ошибочны - что показывает мировая практика. В Лос-Анджелесе и Чикаго политика предоставления льгот автомобилистам уже была реализована и показала свою неэффективность. «Основной целью городского планирования должно быть развитие города, удобного для жизни, а не обеспечение максимального потока и скорости транспортных средств», – говорится в отчете. 

Любителям авто такие выводы вряд ли очень понравятся. Урбанисты считают, что им нужно платить более высокую цену за использование машин (платные парковки, ограничение въезда в центр города, приоритет общественному транспорту), но это единственный верный путь, если думать о том, как обеспечить максимально удобное передвижение по городу для максимального количества граждан, а не только об интересах автовладельцев. В конце концов, автомобиль наносит городу урон, поэтому логично, что и за пользование им нужно платить свою цену.

Сейчас в Москве поездка на машине на работу часто оказывается даже дешевле, чем использование общественного транспорта, что не дает последнему преимуществ в сознании жителей мегаполиса.

Еще эксперты предлагают внедрить на ленинском проспекте легкорельсовый трамвай. Не стоит путать его с трамваями, которые ходят по Москве сейчас. Тот, что предлагают эксперты, и движется со в два раза большой скоростью (18-30 км/ч), и вагоны его по длине гораздо больше, чем у нынешних московских (23-40 м). Но главное его путь обособлен от другого транспорта.

 
Макет Ленинского проспекта с трамваем

Выделенные полосы, которые предлагаются в проекте реконструкции Ленинского проспекта, это, конечно, хорошо, но все мы знаем, что в случае заторов автомобилисты пренебрегают тем, что это дороги не для них.

Презентация полной версии доклада «Транспорт в Москве» состоится 3 июня в 19:00 в зале Библиотеки иностранной литературы им. Рудомино.

 
Михаил Блинкин

О недостатках проекта реконструкции неоднократно говорил и московский эксперт в сфере транспортной политики, директор Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин: «В данном случае интересы местного населения задеты очень сильно. Ленинский проспект – это старая весьма комфортная улица. Городская среда будет здесь основательно испорчена. Трафиковый выигрыш, мягко говоря, невелик, если он вообще существует. Отрезок между площадью Гагарина и МКАДом держат два жутких тромба.  Один – это площадь Гагарина, другой – развязка с  МКАД. Едешь по проспекту и все нормально. Какие-то минуты теряешь на всех светофорах, а потом после Михлухо-Маклая попадаешь в зону, в которой можешь простоять час. Почему? Дело в поворотном трафике на восток, хвост которого по мере своего разрастания занимает одну полосу за другой  и в итоге тормозит основной поток.  Для начала  надо бы решить проблему с этим узлом и понять резервы, которые мы здесь получим в результате  замены старой «клеверной» развязки на новую, с направленными съездами. Развязку эту во всех случаях надо строить. Вопрос только в том, что даже самая продвинутая конфигурация развязки не способна кардинально улучшить ситуацию, когда поворотный трафик упирается в хронический затор на внешней стороне МКАДа». Эксперт отмечает, что уже был аналогичный проект «большая Ленинградка». В итоге ничего хорошего из этого не вышло.

На взгляд Блинкина, очень важно при реализации подобных реконструкций учитывать то, как нему относятся местные жители: «Городская власть, к которой я в целом хорошо отношусь, должна понимать простую вещь. Подобные большие дорогие проекты должны отвечать одновременно двум целям: реальные трафиковые улучшения и позитивные социально-психологические эффекты. Город не имеет права расходовать деньги на проекты, где обе эти цели (в комплексе!) не достигаются!».

О позитивных социально-психологических эффектах для населения пока говорить не приходится, а вот негатив налицо. Михаилу Блинкину приходит на почту море сообщений от муниципальных депутатов и жителей проспекта с жалобами на проект. Причем жалобами дело не ограничивается.

Протест жителей

30 мая в сквере между улицами Крупской и Марии Ульяновой прошел митинг против реконструкции Ленинского проспекта. Он начался в 7 часов вечера и продолжался два часа. На нем выступали жители проспекта и муниципальные депутаты разных районов Москвы.

Многие выступающие отмечали, что дело не только в реконструкции Ленинского проспекта, а в градостроительной политике столичных властей в целом. Ведь подобные проекты с аналогичными последствиями для жителей могут реализовываться в разных местах.

 
Александра Парушина на митинге

В свое время предлагалась реконструкция и Комсомольского проспекта, но ее удалось предотвратить. Об этом в беседе с корреспондентом «Полит.ру» рассказала муниципальный депутат района Хамовники Александра Парушина, поддержавшая митинг: «В той ситуации можно отметить адекватную позицию властей, которые услышали жителей, потому что проект был абсолютно нецелесообразен. Но жители проявили очень активную гражданскую позицию. Весь Комсомольский проспект бегал по квартирам и собирал друг у друга подписи. Власти района не ожидали подобной реакции. Для публичных слушаний были выделены маленькие помещения, но люди в них не уместились, все негодовали страшно. Власти задумались, рассмотрели проект и поняли, что это действительно нецелесообразно. Там была похожая ситуация с бутылочными горлышками, тем более это исторический центр. Он стал бы примером очередного уродливого планирования магистрали, которая совершенно нецелесообразна, так как пробок нет. И, несмотря на то, что это было связано с огромными инвестициями и деньгами, жители города сумели выразить свой протест».

По мнению активистки, координирующей деятельность протестующих в районе Тропарево-Никулино, Татьяны Котенко, на митинг против реконструкции Ленинского проспекта пришло более 500 человек, и он удался: «Одних подписей против реконструкции мы собрали 560 штук, а если учесть, что мы не всех могли охватить (ну мало ли, кто-то не подписался), то это однозначный успех. Но организационные выводы, конечно, мы сделаем и будем подходить к делу более "профессионально" что ли. Меня порадовали жители: если честно, я не ожидала такой организованности и желания действовать. У нас в результате попросили формы обращений, продолжается сбор подписей по домам! Завелись, в общем!».

 
Плакаты на митинге

Некоторые жители жалели, что мероприятие не началось позже. По их мнению, тогда бы пришло еще больше людей. Причем многие из них готовы бороться уже не только за место своего проживания: «Ленинский – это частность, нужно отстаивать город целиком. Получается не город, а отдельные гетто-районы, жестко поделенные хайвеями», – считает один из участников митинга Максим.

На мероприятии также собирали подписи для обращения к Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву с просьбой обратить внимание на готовящуюся реконструкцию.

«Здесь я бы отметила два момента. Заметен сильный настрой на прагматику. Сейчас лето, многие жители уезжают за город. И этим всегда пользуются застройщики при реализации своих проектов. Большинство настроено на массовую протестную компанию. Ищутся альтернативные процедуры, которые позволят показать, что большинство против реконструкции. Из опросов  жителями друг друга, это уже видно», – рассказала свои впечатления от митинга депутат муниципального собрания Гагаринского района Елена Русакова.

Что говорят власти Москвы

На «Полит.ру» подробно описывалось то, как проходили публичные слушания по проекту. Они вызвали массу сомнений в их легитимности. Но пока, судя по высказываниям властей Москвы, градостроители не настроены так просто уступить жителям.

На встрече с депутатами Юго-западного округа мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что реконструкция состоится, несмотря на споры.

Он также отметил, что реконструкция будет «максимально щадящей», а стоить будет 16-17 млрд рублей. Протестует против проекта, по его мнению, меньшая часть жителей, а поддерживают 65% населения прилегающих районов. По словам градоначальника, это данные некой «общей социологии». Запустят проект уже в 2013 году.

 
Марат Хуснуллин

Заместитель мэра Москвы по строительству Марат Хуснуллин в своем интервью «Ведомостям» также сказал пару слов о Ленинском проспекте. Судя по всему, он считает, что то, что жители должны быть благодарны уже тому, что их хотя бы спрашивают о том, что они думают по поводу реконструкции: «Вы думаете, в Пекине с населением будут обсуждать реконструкцию Ленинского проспекта? Партия приняла решение — и все! Все пошли строить».

Что касается публичных слушаний, он подчеркивает то, что по законодательству они носят лишь рекомендательный характер: «По Градостроительному кодексу РФ результат публичных слушаний — это информирование граждан, обратная связь. Мы должны выслушать, но обязательств полностью следовать результатам слушаний нет. Хотя мы стараемся максимально учитывать замечания и предложения граждан. Например, отказались от эстакад на Ленинском, строим тоннели, хотя это и дороже, не строим боковые проезды вдоль шоссе Энтузиастов, хотя эффективность реконструкции при этом снижается».

Интересно, что власти учли именно те мнения жителей, которые позволили увеличить стоимость проекта.

Такие принципиальные позиции разных сторон превращают т спор о реконструкции в яркий прецедент борьбы жителей Москвы и их муниципальных депутатов с действующей властью столицы и ее градостроительными планами. Если последним не удастся отстоять такой крупный проект после таких уверенных заявлений о его целесообразности, то понятно, что это пошатнет их авторитет и придаст уверенности обитателям мегаполиса в их борьбе и против других крупных и малых застроек.

 

Обсудите в соцсетях

Главные новости

21:01 Путин внес в Госдуму законопроект о новом формировании кабмина
20:08 «Яндекс» купит «Тинькофф Банк» за $5,5 млрд
20:01 Le Monde: Путин в разговоре с Макроном назвал Навального «простым баламутом в интернете» и допустил, что он сам мог принять Новичок
19:22 Организаторы перенесли саммит Евросоюза на неделю из-за коронавируса у одного из охранников. Охранник контактировал с главой Евросовета
19:02 Трамп потребовал ООН привлечь КНР к ответственности за COVID-19
18:34 Минюст подал Верховному суду иск о ликвидации партии племянника Путина. Советник председателя партии заявил, что «он не в курсе дела»
17:58 Сына вице-губернатора Брянской области Резунова уволили из управления автонадзора после смертельного ДТП
17:21 Вручение Нобелевской премии в 2020 году пройдет онлайн
16:45 Госдума в первом чтении одобрила законопроект о штрафах до 500 тыс. рублей за призывы к отчуждению территорий
16:42 В Хакасии силовика приговорили к 8 годам колонии за разглашение гостайны. Он рассказывал о «крышевании» полицейскими наркоторговли
16:23 Умерла Елена Душечкина
16:19 Великобритания ужесточила введенные ранее ограничения из-за ковида на следующие полгода
15:59 «Я сделал это ради славы». Убийца Джона Леннона извинился перед Йоко Оно
15:46 В Тверской области разбился истребитель Су-30
15:32 Наталья Водянова запустит «Tinder для друзей» с благотворительным уклоном
15:07 С 30 сентября «Белавиа» возобновит полеты в Россию
14:56 В Минске вынесли приговор мужчине, который избил до смерти сооснователя «Ляписа Трубецкого» Руслана Владыко
14:46 Никита Михалков заявил, что протестующих в Белоруссии нарисовали графикой. В доказательство режиссер представил отредактированный снимок
14:01 Под Псковом замначальника наркоконтроля растил коноплю и подбрасывал ее задержанным. Суд отправил его под домашний арест
13:38 «Открытые медиа»: глава Мосгорсуда Ольга Егорова получит 14 млн рублей компенсации после увольнения
13:30 «Мы одеждой не занимаемся. Не наш профиль»: Песков прокомментировал требование Навального вернуть ему одежду
13:07 Адвокат: следователь отказался разъяснить Сафронову суть обвинений, потому что «не так понял» его ходатайство
12:27 Путин принял отставку губернатора Белгородской области Евгения Савченко. Он возглавлял регион с 1993 года
12:00 Новость из прошлого: 22 сентября 2000 года — Служба безопасности Украина отчиталась о раскрытии заговора
12:00 В донных отложениях Онежского озера концентрация микрочастиц пластика вдвое выше, чем в Балтике
11:59 В Красноярском крае ФСБ увезли на вертолете руководителей общины виссарионовцев
11:19 Друзья Ивана Сафронова запустили сайт в его поддержку
10:51 В России зарегистрировали 6,2 тыс. новых случаев COVID-19
10:30 Самцы австралийских пауков оказались более ядовитыми, чем самки
10:04 Губернатор Алтайского края заразился коронавирусом
09:43 Российские банки начали перечислять зарплату по номеру телефона
21.09 22:41 В Иркутской области в районе Байкала произошло землетрясение
21.09 21:53 США создают коалицию против «Северного потока-2»
21.09 20:57 Бастрыкин поручил проверить причастность Пашаева к мошенничеству с квартирой в Москве
21.09 20:18 Брянский вице-губернатор ушел в отставку после смертельного ДТП с участием его сына
21.09 19:35 Верховный суд ликвидировал партию, из-за которой Навальный не смог зарегистрировать свою «Россию будущего»
21.09 18:49 Евросоюз не признает легитимность Лукашенко, но продолжит с ним «работать»
21.09 18:24 Россиянку, трижды проголосовавшую в Израиле по поправкам в Конституцию, второй раз арестовали заочно
21.09 17:52 Белорусские власти сочли стрельбу по журналистке «Нашей Нивы» «несчастным случаем на производстве». Издание оштрафуют
21.09 17:21 В Японии умер Длиннокот. Он стал мемом в 2006 году
21.09 17:00 Полиция продлила проверку по факту госпитализации Навального после его требования вернуть вещи
21.09 16:51 РИА Новости показало новый логотип Сбербанка
21.09 16:45 Роспотребнадзор не будет вводить новые ограничения, несмотря на рост заражений коронавирусом
21.09 16:03 В омском Минздраве заявили, что одежду Навального забрали следователи
21.09 15:37 Ростехнадзор через суд приостановил строительство метро в Казани
21.09 15:15 Центр «Досье»: часть кокаина, который хранился в посольстве РФ в Аргентине, предназначалась для Госдумы
21.09 14:59 В сентябре каждый второй отдыхающий в Анталье оказался россиянином
21.09 14:30 Навальный потребовал, чтобы ему вернули снятую в Омске одежду. Она может быть вещдоком
21.09 14:25 МВД Белоруссии отчиталось о задержании 442 человек на «марше справедливости»
21.09 13:59 С 30 сентября из Москвы в Калининград вновь начнут ходить ежедневные поезда
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Болгария Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Красноярск Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат Ростех Ростуризм СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Хакасия Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы бактерии банкротство беженцы безработица бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес благотворительность блогосфера бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество здоровье землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коронавирус коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость нейробиология некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны смертность социология спецслужбы спутники статистика страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Нижний Новгород Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олег Дерипаска Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие хроники обнуления эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 рейтинг Forbes Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД новость20летназад Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT Microsoft NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks YouTube

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2020.