6 декабря 2021, понедельник, 05:23
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

04 июня 2013, 13:59

Пиринговое образование

Логотип P2PU
Логотип P2PU
Источник: facebook.com/P2PUniversity

Пиринговое образование

Стремительно распространившаяся модель массовых открытых онлайн-курсов (МООК) исходит из того, что благодаря возникновению новых технологий высшее образование можно перестроить таким образом, что учебный процесс как таковой станет бесплатным. Хотя статус этих проектов еще далек от стабильности, ресурсы вроде Coursera, Udacity, edX и Khan Academy уже снискали большую популярность среди пользователей. Однако при всей инновационности, все эти проекты в основе своей опираются на традиционную образовательную схему – когда есть образовательный институт, есть санкционированный им курс, который обязательно ведет преподаватель из этого института, есть класс, задания, система итоговой аттестации и возможность сертифицировать повышение квалификации. Просто эту модель пытаются перевести на новые рельсы.

На этом фоне весьма примечательный феномен представляет собой массовое онлайн-движение, которое к настоящему моменту оформилось в виде так называемого пирингового обучения (P2P learning) [1]. Его специфика в том, что оно родилось именно из тех возможностей, которых раньше не было. Его основание – это интернет, технологии 2.0, массовая оцифровка всевозможных материалов и большое количество открытых образовательных ресурсов (open educational resources, OER).

Прототипы, разумеется, существовали и раньше. Наиболее очевидные из них – это учебные коллективы, основанные на горизонтальных связях (стади-группы, кружки) и бартерный обмен знаниями. Но характерная черта именно этого случая в том, что объемы доступных материалов, которые можно использовать в образовательных целях, многократно возросли. Плюс стало гораздо больше возможностей находить людей с близкими интересами и вступать с ними в контакт. С одной стороны, большое разнообразие и доступность материалов – это хорошо. С другой стороны, таким богатством трудно воспользоваться, когда, например, нужно приобщиться с нуля к абсолютно новой теме. Здесь необходима навигация, причем желательно компетентная.

Традиционно таким навигатором в новой области становится преподаватель. Подбор преподавателя, в свою очередь, осуществляется либо по институциональному принципу, либо по рекомендации. Еще такими проводниками могут быть сведущие знакомые, но если их нет, то возникает вопрос, откуда их брать. В ситуации «пользователь + весь интернет» найти преподавателя бывает трудно, а учиться в одиночку и того труднее. Но если есть некая точка, в которой собираются люди, желающие чему-то научиться, и туда же приходят компетентные люди, готовые поделиться своими знаниями на добровольных началах, то организовать учебный процесс уже гораздо проще.

Пиринговые учебные платформы

Где спрос, там и предложение. Платформы, дающие возможность для такого рода взаимодействия, начали появляться в русле движения за свободу и открытость, примерно в том же ряду, что некоммерческие организации и добровольческие объединения за свободную культуруоткрытый софтдоступ и, наконец, данные. Здесь сразу можно отметить существенное отличие от централизованных платформ-провайдеров МООКов. Так как многие из этих платформ-провайдеров созданы как коммерческие организации (Coursera, Udacity), они находятся друг с другом в отношениях конкуренции, и их главная задача в том, чтобы пользователи пришли учиться именно к ним, а не к конкурентам.

С пиринговыми платформами все наоборот. Они как раз существуют за счет постоянного обмена ресурсами, методами и кадрами, поэтому почти любой крупный пиринговый проект будет оказываться одним из узлов в сети аналогичных проектов-партнеров. В качестве примера возьмем платформу P2PU (Peer 2 Peer University, Пиринговый университет). В настоящий момент он находится в тесных партнерских отношениях с такими проектами, как Creative Commons (и их Школой открытости), Open Knowledge Foundation (в частности, с его Школой данных), Mozilla (и ее Школой веб-ремесла [2]), CodecademyMIT OpenCourseWareOpen Study и многими другими.

Итак, P2PU – это созданный в 2010 г. сайт, на котором любой пользователь может создать свой курс по абсолютно любому предмету и на любом языке. Сам сайт первоначально англоязычный, но пользователи (на добровольной основе, естественно) могут переводить его на родные языки, что постепенно и происходит. Уже есть версии (на разных стадиях готовности) по-испански, по-корейски, по-китайски, по-шведски и на иврите. Для тех, кто не знает, как переводить сайт технически, там же есть специальный вводный курс. Помимо разрозненных пользовательских курсов, там же размещают свои курсы вышеупомянутые школы.

Курс выглядит как выстроенные в определенном порядке задания с пояснениями, как их выполнять, и ссылками на внешние источники, которые рекомендуется использовать в ходе выполнения. Каждому заданию посвящена отдельная страница, и на каждой странице пользователи могут оставлять комментарии и общаться друг с другом. Проходить курс тоже может кто угодно, но есть три градации участия, предполагающие разную степень активности. Можно проходить курс, не регистрируясь, а просто выполняя по своему усмотрению задания (те, которые допускают выполнение в одиночку, потому что есть и групповые задания). Можно зарегистрироваться на сайте и записаться на «отслеживание» курса. Это для тех, кто в общем-то не собирается участвовать активно, но в принципе рассматривает такую возможность и, главное, не хочет, чтобы курс случайно потерялся. Наконец, можно (тоже после регистрации) записаться в качестве участника. Это формат для тех, кто собирается активно общаться с другими участниками и делиться своими достижениями.

Важная черта любого курса в том, что там нет (и не предполагается) преподавателя, ни даже инструктора. Курс – это вариант последовательности действий, ведущих к приобретению того или иного навыка. Люди, которые сочли, что им этот навык нужен, собираются на этот курс и дальше, используя комментарии и другие формы взаимодействия, пытаются научиться. Теоретически возможен вариант, при котором группа пользователей решает, что курс неэффективен (зато люди хорошие), и будет дальше совместно искать другие возможности для получения всё того же навыка.

Создатель курса может тоже участвовать в комментировании и прочем взаимодействии, однако это отнюдь не обязательная часть, и никакой контролирующей функции он не выполняет. С этим связан тот момент, что большое количество курсов начинается с того, что предлагает участникам создать свою сеть взаимодействия. Наиболее популярный способ – предложить пользователям завести себе учебный блог (это довольно распространенный жанр) и поделиться ссылкой в комментариях, а затем публиковать в блоге отчеты о выполненных заданиях и вообще рассказывать о впечатлениях. После этого пользователи могут подписываться на понравившиеся блоги, отслеживать таким образом чужой опыт и делиться своими соображениями по конкретным вопросам. Собственно, одна из важнейших задач пирингового курса – дать участникам побольше мотивации для совместной работы.

Отечественная инициатива

Тут можно вспомнить отечественную инициативу, никак не связанную с P2PU, но, тем не менее, использующую некоторые сходные принципы. Речь идет о проекте «Твоя история», History4you. Он появился относительно недавно, однако уже видно, что по ряду признаков очень напоминает пиринговую платформу. В настоящий момент «Твоя история» предлагает к изучению преимущественно российскую историю 1990-х гг.: «Уникальность  периода 90-х годов состоит в том, что  эта история живая. Живая история хороша тем, что есть очевидцы событий и опасна тем, что эти очевидцы абсолютизируют свой взгляд на эти вещи… Портал  дает возможность ученикам посмотреть на разные взгляды разных очевидцев и убедиться, что в истории есть много живого, и это не линейный процесс, а большая мозаика», - пояснил один из создателей ресурса, профессор Департамента образовательных программ НИУ ВШЭ Андрей Иоффе.

 
Скриншот сайта

Одна из характерных пиринговых черт ресурса в том, что он, будучи централизован на сайте, также активно подключает к процессу социальные сети. Сам сайт содержит различные материалы, касающиеся этого периода, и их число могут пополнять сами пользователи.

Одна из особенностей в том, что пользователь может менять у себя в профиле свою роль – «ученик» или «учитель». На правах ученика можно участвовать в «уроках» или «открытых уроках»; на правах «учителя» можно создавать свои собственные учебные проекты.

Денис Терехов, директор агентства «Социальные сети», которое разрабатывало портал, считает, что эту платформу надо доработать до большей универсальности, и тогда ее можно будет использовать в применении к разным гуманитарным дисциплинам.

Механический МООК

Мы уже говорили о платформенных МООКах, для которых требуются серьезные технические разработки и большие финансовые вложения. Между тем, существует формат, который, при всей своей специфике, полностью соответствует всем признакам МООКа и при этом не требует практически никаких финансовых вложений, равно как и специальных технологий. Под признаками МООКа мы здесь понимаем массовость (то есть отсутствие лимита на число участников), локализацию онлайн, бесплатность для участников и ограниченность по времени.

В качестве примера такого МООКа, который, в частности, первым осознал себя таковым, можно привести совместный проект P2PU, MIT OCWCodecademy и OpenStudy под названием “A Gentle Introduction to Python”. Этот проект представляет собой регулярно повторяющийся восьминедельный вводный курс по языку программирования «Питон» (ближайший курс, уже четвертый по счету, стартует в июне). Регистрация проходит на сайте МООКа. В ходе регистрации участники, прежде всего, оставляют свой электронный адрес, на который будет после начала курса еженедельно приходить рассылка с заданиями. Как и в случае с курсами на P2PU, никакого инструктора у курса нет – даже рассылка производится ботом. Есть только задания, вспомогательные материалы, на которые даются ссылки, и другие участники, с которыми можно советоваться или им помогать. Важная составляющая курса – опять же, навигация по сетям и сообществам, где можно получить адресно помощь, если возникнут какие-то проблемы с выполнением заданий. Параллельно с этим у проекта есть блог, в котором, в частности, публикуются все рассылки (вот, например, за январь 2013 г.), и их можно прочитать в любое время.

Все материалы курса также доступны независимо от регистрации. Один из ключевых «учебников» этого МООКа – это платформа Codecademy, точнее размещенные там интерактивные задания для освоения «Питона». Эти задания, естественно, сами по себе можно выполнять вне какой-либо связи с этим курсом и даже не зная о его существовании, так как платформа сама по себе известна и популярна. Там даются пошаговые четкие задания, которые можно выполнять в том же окне браузера и мгновенно получать результат.

В чем, в таком случае, смысл регистрации и участия в рассылке? В том, что регистрация представляет собой фильтр для пользователей по уровню подготовки и интересам. Зарегистрированный пользователь автоматически попадает в среду людей, которые тоже изучают «Питон» и тоже находятся на начальных этапах. При этом у кого-то, конечно, будет уровень чуть повыше, у кого-то чуть пониже. Однако все будут находиться в равном положении и смогут задавать соответствующие уровню вопросы, на которые кто-то, вероятно, уже нашел ответы и готов ими поделиться.

По аналогичному принципу строятся учебные программы (фактически тоже механические МООКи) в Школе данных, которые называются «экспедициями данных» (Data Expeditions) и могут организовываться как Школой (рассылку осуществляет бот), так и отдельными пользователями по интересующей их теме.

Специфика P2P-образования

Разумеется, подобные проекты представляют собой богатый материал для исследователей, занимающихся теориями образовательных процессов, и для практикующих преподавателей, которых интересуют новые подходы и способы их применения. Область совсем новая, поэтому пока там пытаются вырабатывать методы исследования и критерии оценки результатов. Одно из недавних исследований, как раз на материале P2PU, можно посмотреть здесь (.pdf).

Предсказуемый скепсис, как и в случае с краудсорсинговыми проектами вроде Википедии, может вызывать полное отсутствие централизации и институтов, которые могли бы гарантировать качество. Еще один момент состоит в том, что, в отличие от институциональных курсов, в пиринговые курсы не встроены механизмы принуждения и механизмы экспертного оценивания. То есть в каждом конкретном случае их, конечно, можно достроить, если на то будет воля учебной группы, но в целом все это опирается на личную заинтересованность участников в том, чтобы как-то двигать процесс. Главный вопрос в том, каким образом пиринговые модели пытаются решить проблемы, для которых традиционное образование уже выработало решение.

Дисциплина. Задача любого учебного курса в том, чтобы его прошли. Традиционное образование действует тут методом кнута и пряника. Кнут – это система контроля и оценок; пряник – это итоговая аттестация и возможность верифицировать, а в дальнейшем и монетизировать свои навыки. Пиринговая модель ни тем ни другим по умолчанию не располагает. Но тут она задается вопросом: а обязательно ли всем проходить курс до конца? Что если человек удовлетворился навыками, полученными в середине курса, и пока ему больше не нужно? Проводившиеся среди участников механического МООКа опросы свидетельствуют в пользу того, что многие пользователи, сошедшие с дистанции до формального окончания, считают свои результаты вполне удовлетворительными и способны применять их в своих интересах.

 
 Пиринговый университет. Фото: facebook.com/P2PUniversity 

Руководство процессом. В традиционном образовании для этого есть преподаватель или инструктор. В пиринговом такового нет. Способна ли группа организоваться так, чтобы слаженно следовать совершенно безликим инструкциям? Тут, опять же, вопрос мотивации участников и их способность к взаимодействию. Как показывает вышеупомянутое исследование, как правило, учебный коллектив всякий раз распадается на две части: активных участников, которые постоянно общаются и обмениваются опытом, и пассивных участников, которые за всем этим молча наблюдают. Среди активных обычно находятся те, кто, собственно, становится двигателем процесса и связующим звеном между всеми прочими участниками активного общения. Это далеко не обязательно самый осведомленный пользователь, но он выступает инициатором общения, и его примеру начинают следовать прочие.

Пассивную аудиторию есть соблазн рассматривать как безбилетников, которые только пользуются плодами чужих трудов, а сами ничем не делятся. Однако, как показывает всё то же исследование, в пиринговом образовании эта молчаливая часть – важный потенциал, из которого в дальнейшем формируются новые активные участники. В частности, среди молчаливых много новичков, которые впервые оказались в пиринговой среде и чувствуют себя в ней неуверенно – соответственно, им нужно время, чтобы привыкнуть.

Измерение прогресса. Учебный процесс подразумевает, что учащиеся будут получать новые знания. Чтобы оценить успехи, нужен какой-то механизм. В традиционном образовании – это некий экспертный институт (преподаватель или комиссия). В пиринговом образовании все гораздо менее однозначно. Тем не менее, существуют разные способы измерения. Во-первых, есть навыки, овладение которыми поддается автоматизированному оцениванию. Во-вторых, возможно пиринговое оценивание, когда другие участники высказывают свое мнение о результатах и предлагают свои рекомендации. В-третьих, можно попытаться применить свои навыки к практическим задачам и посмотреть, что получится. В-четвертых, наконец, можно найти эксперта. Участники пирингового сообщества существуют не в вакууме. Обычно у них есть вполне общедоступные профили, в которых указаны их контакты, а также регалии, выходящие далеко за пределы P2P-сообщества. Если найти себе эксперта в соответствующей области, можно обратиться за оценкой к нему.

Репутация. В традиционном варианте это дипломы, сертификаты и степени. В пиринговом варианте этого всего нет. В качестве своего рода суррогата появилась и развивается система бейджей. Бейдж – это, собственно, символическая картинка, которой присвоено то или иное значение. Значение может быть любое: от «просто хороший человек» до «отличный блоггер» или «веб-мастер». Системы бейджей бывают локальными, то есть они действуют только внутри какого-то одного сообщества (в Codecademy, например) или более общими. Сейчас в этом деле тон задала Mozilla, создав систему «открытых бейджей» (Open Badges), в которую начали интегрироваться бейджи партнерских проектов вроде P2PU. Бейдж может создать кто угодно (на P2PU, опять же, специальный курс).

Создать бейдж – значит сделать для него картинку, определить, в каких случаях он присваивается и какова процедура присвоения. Некоторые можно давать просто из симпатии; другие – в качестве благодарности за полезные рекомендации; третьи автоматически присваиваются по итогам прохождения какого-нибудь курса; четвертые, наконец, присваиваются за проекты, представленные для пирингового оценивания (проекту начислили не менее такого-то числа баллов – его автор получает бейдж).

 
Бейджики  P2PU

Естественно, вне пирингового сообщества такие бейджи роли не играют, но, во-первых, они помогают сориентироваться внутри сообщества, во-вторых, в силу интеграции, существенно выросло сообщество, в котором они имеют значение.

Панкующие

 
Аня Каменец

По итогам всего этого появилось движение Edupunk, которое формализовала и популяризовала американская писательница Аня Каменец (Anya Kamenetz) в виде сайта Edupunks’ Guide. Собственно, этот проект – попытка алгоритмизации образовательного процесса на основе существующих в Сети способов получить бесплатное образование. Специфика проекта в том, что его цель – вывести процесс самостоятельного образования к тем же практическим результатам, которое дает традиционное образование, то есть к получению реального сертификата и дальнейшему трудоустройству. И, конечно, в основе этого подхода лежат пиринговые принципы.

Прежде всего, проект по шагам рассматривает этапы выстраивание личного образовательного курса: определение цели; поиск людей, которые могут помочь советами или поделиться навыками; формирование индивидуальной программы, позволяющей овладеть нужными знаниями; расчет сроков обучения; поиск менторов (людей, которые добровольно возьмутся помогать в обучении); создание сети контактов в социальных медиа; и, наконец, получение сертификата в различных институтах. Речь идет, естественно, об американских институтах с их спецификой. В частности, в ряде случаев можно сдать платные экзамены по требуемым дисциплинам, и если их успешно сдать, институт дает сертификат.

Насколько эта система действительно работает, пока судить трудно. Однако поклонников у нее много (на ее основе, в частности, есть курс на P2PU), и они в той или иной форме применяют разные аспекты этой методики.

Примечания

[1] Слово «пиринговый» происходит от английского «peer», что в данном случае обозначает партнеров, или людей, находящихся между собой в равном положении. Выражения «peer to peer», или «peer 2 peer», или «P2P» в применении к сообществам подразумевают, что они устроены по горизонтальному принципу и что блага в этих сообществах распространяются не от центра к периферии, а от одного участника к другому на равных основаниях.

[2] В оригинале мозилловская Школа веб-ремесла называется School of Webcraft. Среди участников этого пирингового проекта нередко встречаются высказывания о том, что первичный импульс вступить в эту школу был вызван созвучием названия School of Webcraft со School of Witchcraft (and Wizardry), Школой чародейства и волшебства, известной также под названием Хогвартс.

Обсудите в соцсетях

Главные новости

05.12 17:43 Директор американской фирмы уволил 900 человек одним видеозвонком
05.12 17:07 Глава самопровозглашенной ДНР заявил, что все жители республики получат гражданство России
05.12 16:01 120 человек заразились коронавирусом на предпраздничном корпоративе в Осло. У 13 штамм омикрон
05.12 15:26 У девяти вернувшихся их ЮАР россиян диагностирован коронавирус
05.12 14:26 Польские пограничники задержали российский сухогруз под управлением пьяного капитана
05.12 14:01 Пропавших на Кипре россиянок нашли мертвыми
05.12 12:41 Спикер Госдумы РФ запустил в личном телеграме опрос о причинах развала СССР. Это событие он назвал трагедией
05.12 12:01 Число пострадавших при взрыве на «Листвяжной» выросло до 106 человек
05.12 11:07 Немецкое издание Bild опубликовало план вторжения России на Украину. МИД РФ назвал статью «бредом»
05.12 10:32 13 человек погибли при извержении вулкана в Индонезии
05.12 10:09 CNN уволил брата бывшего губернатора Нью-Йорка — сам губернатор ушел в отставку после обвинений в домогательствах
05.12 09:51 Задержанной в Белоруссии россиянке Сапеге предъявили обвинение. Ее могут приговорить к шести годам колонии
04.12 18:32 Путин и Байден проведут телефонные переговоры 7 декабря
04.12 17:28 Умер автор книг «Жмурок» и «Бой с тенью» Андрей Измаилов
04.12 17:04 Австрийский хирург отрезал пациенту не ту ногу и получил штраф
04.12 16:19 В отеле найден мертвым сын бывшего губернатора Хабаровского края
04.12 15:05 Суд арестовал мужчину, который устроил стрельбу в центре Москвы
04.12 14:26 Культовый режиссер Ридли Скотт обматерил критика Антона Долина на интервью
04.12 14:01 Полиция арестовала родителей подростка, расстрелявшего людей в Мичигане
04.12 12:44 Московские Adrenaline Stadium, Gipsy и Главclub могут закрыть за нарушения коронавирусных мер
04.12 12:00 СМИ: американская разведка ожидает российского вторжения на Украину в начале года
04.12 11:27 ВОЗ: «Спутник V» будет проверен не ранее следующего года
04.12 10:35 Боевики атаковали автобус в Мали и застрелили 31 человека
04.12 10:01 Байден указал, что не собирается уважать никакие «красные линии» Путина в контексте Украины
04.12 09:42 Локомотив протаранил «скорую» в Комсомольске-на-Амуре
03.12 22:20 Минюст снова пополнил список «иностранных агентов». В него вошла одна НКО и четыре физлица
03.12 21:32 Пользователи сообщают, что российские провайдеры начали блокировать сеть Tor. С ее помощью можно заходить на нелегальные сайты
03.12 20:12 Ректору «Шанинки» Сергею Зуеву продлили арест до 7 марта по делу о мошенничестве. В ходе заседания ему вызывали «скорую»
03.12 18:02 У двух пассажиров, прилетевших в Россию из ЮАР, обнаружили коронавирус. Роспотребнадзор устанавливает штамм
03.12 17:28 Bloomberg: дело обвиняемого в госизмене Ильи Сачкова может быть связано с хакерами из Fancy Bear
03.12 17:17 МХАТ им. Горького сменит название
03.12 16:00 Умерла актриса, народная артистка РСФСР Нина Ургант. Ей было 92 года
03.12 15:32 Глава Крыма снизил размер материальной помощи высокопоставленным чиновникам республики
03.12 15:06 Прокуратура попросила увеличить срок историку Дмитриеву с 13 до 15 лет колонии. Изначально суд ограничил ему свободу на 2,5 года
03.12 15:00 Сын замглавы АП Кириенко сменит на посту гендиректора VK сына гендиректора ВГТРК Добродеева
03.12 14:48 Новым канцлером Австрии и лидером правящей партии станет министр внутренних дел республики Карл Нехаммер
03.12 14:29 ФСБ задержала безработного москвича. Его обвиняют в госизмене
03.12 13:59 В Москве водитель Cadillac выстрелил из травмата в водителя такси. Мужчину отвезли в больницу
03.12 13:50 Филиппинской журналистке Марии Ресса разрешили поехать в Осло для получения Нобелевской премии мира
03.12 13:29 В Волгограде взорвалась подстанция. Без электричества и отопления остались больница, школы и «десятки домов»
03.12 13:17 Гендиректор VK Борис Добродеев покинет свой пост. Вчера USM медиамагната Усманова вышла из VK
03.12 13:15 Минздрав: В России не зарегистрировано случаев заражения штаммом коронавируса «омикрон»
03.12 12:55 Глава Клуба полярных путешествий: Во время пандемии у россиян на 200% вырос спрос на туры на Северный полюс
03.12 12:44 Спасатели подняли тела еще 12 погибших из шахты «Листвяжная» в Кемеровской области
03.12 12:26 Администрация президента: информацию о российских чиновниках из «Архива Пандоры» «невозможно проверить»
03.12 12:01 Илон Маск после опроса в твиттере продал акции Tesla на $11 млрд
03.12 12:00 Тираннозавр Тристан Отто страдал от остеомиелита
03.12 10:57 В Германии торжественно проводили с поста канцлера Ангелу Меркель
03.12 10:42 В парламент Чехии приходил человек с кинжалом и пистолетом. Он пытался напасть на и. о. премьера Бабиша
03.12 10:15 «Ведомости»: Минтранс отказался от идеи проверять QR-коды при покупке билета на самолeт
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Болгария Бразилия Бурятия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Дания Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Красноярск Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минцифры Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОАЭ ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса Омск ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат Ростех Ростуризм СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Талибан Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Хакасия Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы бактерии банкротство беженцы безработица бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес благотворительность блогосфера бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена демография деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество здоровье землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коронавирус коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты млекопитающие монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость нейробиология некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия психология пытки ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны смертность социология спецслужбы спутники статистика страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Бастрыкин Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Алтайский край Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Милонов Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Нижегородская область Нижний Новгород Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олег Дерипаска Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Самарская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Тюменская область Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Эммануэль Макрон Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников домашние животные дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный криптовалюта крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие хроники обнуления эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Всемирная организация здравоохранения Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 рейтинг Forbes Аль-Каида Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Путин20летназад новость20летназад Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT Microsoft NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks YouTube

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2021.