Африканские религии в XXI веке

Несмотря на усилия христианских миссионеров и на проникающее с севера влияние ислама, традиционные религии в странах Западной Африки продолжают успешно существовать в наши дни. Порою они успешно вбирают в себя элементы других религий. О том, как это происходит, рассказал Кирилл Владимирович Бабаев в статье «Традиционные культы и христианство в представлении современных жителей Западной Африки», опубликованной в последнем номере журнала «Историческая психология и социология истории».

Статья написана по итогам этнографической экспедиции 2012 года в три западноафриканские страны: Гану, Того и Бенин. Исследователя интересовали не только религиозное самосознание жителей этих стран и взаимодействие традиционных культов с христианством и исламом, но и взаимоотношения служителей разных религий.

Наиболее распространенной традиционной религией в этом регионе является водуизм, известный также как культ вуду (от слова vodũ ‘дух’ на языке народа фон). Водуизм сложился в Западной Африке в XVII веке, на основе верований народов фон, гбе, эве и других. Из мировых религии в эти страны с юга проникало христианство, с севера — ислам.

Согласно официальной статистике, большинство жителей этих стран исповедует христианство (44% населения Бенина, 69 % — Ганы, лишь в Того 29% христиан при 51% сторонников традиционных верований). Однако следует учитывать, что в реальности большое число прихожан христианских церквей не прекращает при этом в той или иной степени участвовать и в традиционных культах. Кроме того, христианство наиболее распространено в южных регионах этих стран, возле океанского побережья, где есть много городов. К северу, в зоне саванн, жители в большей степени сохраняют традиционный уклад и культы.

Анализируя причины, которые позволяют местным верованиям с успехом противостоять христианской и мусульманской проповеди, К. В. Бабаев в первую очередь называет красочные ритуалы и, по выражению одного из африканских информантов «чудеса, которые можно потрогать». Среди впечатляющих зрелищ, описанных в статье, «танец огня», который удалось наблюдать в деревне Паратау в центральной части Того, где живут представители народа тем. В процессе ритуала участники лизали огонь, откусывали угли от горящей головни без всякого вреда для себя.

Другая причина стабильного положения африканских культов — их неразрывная связь с традиционной медициной. Местный знахарь, врач и жрец в одном лице, дает обратившимся к ним простые и недорогие средства, обещая их действенность. «Джуджу» — магические амулеты, как правило, сделанные из частей тела животных — пользуются огромной популярностью в Западной Африке. Фетиши могут обеспечивать не только здоровье, но и, например, удачу в делах или даже победу команды в футбольных матчах. Самые разнообразные подобные товары можно купить на знаменитом рынке фетишей (Marché des fétiches) в тоголезской столице Ломе. Как рассказывают французские журналисты, на рынке можно из-под полы купить и амулеты из человеческих тел, похищаемых для этого с кладбищ.

К. В. Бабаев приводит слова одного из информантов, живущего в Кумаси (Гана): «Вуду гораздо быстрее исполняет просьбы - сегодня ты попросил, жрец дал тебе джуджу, ты его выпил или съел, и завтра уже может произойти то, что тебе нужно. Христианский бог не даёт такой гарантии, и могут пройти годы, прежде чем пожелание исполнится. Но зато вуду не только даёт - он и забирает что-то у человека. Только этого иногда не видно. Даст тебе здоровье, но убьёт твоего брата, так бывает. А христианский бог добрый, он помогает всем и бескорыстно».

Водуизм легко включает в себя элементы других религий. Хорошей иллюстрацией этого служит проникновение в регион индуизма. Теперь и в водуистских храмах, например, в Глиджи на юго-востоке Того, можно увидеть Шиву, Ганешу, Лакшми и других персонажей индийской религии.

Водуизм вбирает и другие элементы западной культуры. На юге Ганы в качестве культовых напитков, применяемых для вхождения в транс и для возлияний богам используются голландский шнапс или английский джин, проникшие в регион с XVII века. Местное пальмовое вино не выдерживает конкуренции с ними, так как обладает куда меньшей крепостью (не более 20-23% алкоголя).

Если до 1990-х годов водуизм не признавался официально, то теперь местные культы исповедуются открыто, а их приверженцы могут найти поддержку у государственных органов. В селении Боабенг-Фиема существует культ обезьян, в деревне живет около 700 обезьян и даже организовано их кладбище. Когда один из христианских священников, приехавших в эту местность, потребовал запретить этот «языческий культ», власти поддержали местных жителей и отказались удовлетворить это требование.

Но сейчас куда чаще христианские священники и местные жрецы сосуществуют мирно. Более того, нередки случаи, когда священники обращаются к адептам водуистских культов за разнообразной магической помощью. Жрец Нана Абасс из Кумаси (Гана) рассказал, что христианские священники обычно обращаются к нему за помощью тайно, по ночам, чтобы не компрометировать себя перед паствой. Нана Абасс поведал в частности о случае, когда молодой пастор получил «джуджу» с целью увеличить численность прихожан в своем приходе. Гонорар за магическую услугу должен был составить пять тысяч ганских седи, причем заплатить эту сумму пастор должен был лишь тогда, когда число прихожан достигнет тысячи человек.

На севере Ганы, где распространен ислам, существуют целители маллам, сочетающие элементы ислама и традиционную народную медицину. Отмечено, что в городе Тамале этих целителей посещают в том числе и христианские и мусульманские священники.

Официальные взаимоотношения между христианством и водуизмом тоже стали более терпимыми. Это видно на примере высказываний глав католической церкви — Иоанна-Павла II и Бенедикта XVI. В 1993 году Иоанн-Павел II во время визита в Бенин встретился со жрецом культа вуду и отметил, что в традиционных верованиях видит немало хорошего: чувство сакрального, веру в бога, внимание к нравственной жизни и гармонии в обществе. Позднее Бенедикт XVI, посетив Бенин, также встречался с жрецами вуду.