27 сентября 2023, среда, 11:28
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

05 июня 2013, 19:51

Пожар под землей

Штаб ликвидации пожара
Штаб ликвидации пожара
Фото: Андрей Свитайло/metronews.ru

В утренний час пик в столичном метрополитене произошло чрезвычайное происшествие — в 8:17 загорелся силовой кабель между станциями «Охотный ряд» и «Библиотека имени Ленина» Сокольнической ветки. Пожар был потушен в 9 часов, никто из пассажиров, работников метрополитена или пожарных не погиб, однако 4,5 тысячи человек пришлось из метро эвакуировать, в том числе из тоннелей, в которых остановились составы.

 
Задымление на станции Охотный ряд

Около полудня движение было восстановлено, однако тут же началось новое задымление — из-за чего еще пару часов центр столицы остался без красной ветки метро. При этом от Парка Культуры на юг и от Комсомольской на север поезда ходить не прекращали — оборотные тупики посередине линии, не слишком нужные в обычной жизни, оказываются очень кстати во время чрезвычайных ситуаций.

 
Эвакуация пассажиров

На время приостановки движения по центральному участку красной ветки столичные власти запустили дополнительные автобусы и троллейбусы в центре города — по самым грубым подсчетам только из закрытых шести станций в утренний час пик выходят около 100 тысяч человек. А вдобавок к этому четыре из шести закрытых станций являются пересадочными.

Столичное управление МЧС сообщило, что за помощью обратились 47 человек, семеро госпитализированы. Психологическая помощь оказана 28 пассажирам.

Что делать в случае ЧП?

 
Евгений Кокин

Врач-кардиолог Научного центра сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева Евгений Кокин рассказал «Полит.ру», что после ЧП в метро стоит ожидать множества мелких травм, напрямую с пожаром не связанных, например ушибов. Люди подвержены панике и стараются выбраться из поезда или со станции как можно быстрее, от этого возникает давка, бегущие просто не обращают внимания на то, что кому-то стало плохо.

Отравление угарным газом происходит, если во время пожара выгорает заметная часть кислорода, а это случается только при открытом горении, причем на достаточно большой площади. В метро работает мощная система вентиляции и кондиционирования, поэтому пострадавших от угарного газа, как правило, либо вообще нет, либо крайне мало.

Особую группу риска представляют уже больные люди: у астматиков могут быть проблемы с дыханием, у людей, страдающих от сердечно-сосудистых заболеваний, также могут возникнуть проблемы. Можно ожидать приступы панических атак, или, например, клаустрофобии у склонных к этому людей.

 
Светлана Яблонская

Психолог Светлана Яблонская рассказала «Полит.ру», как стоит себя вести, если вдруг чрезвычайное происшествие в метро повторится. Самый главный совет — не поддаваться панике, однако сделать это намного сложнее, чем кажется. Всегда есть такие люди, которые действуют очень четко, а есть те, кто сразу начинает волноваться. «Первым делом нужно успокоиться. Самое простое — это обращать внимание на свое дыхание. Стоит сказать себе: "Ближайшие пять, десять, пятнадцать секунд я просто дышу". Во время вдоха лучше, например, досчитать до 4, а во время выдоха — до 6 или 8. Дело в том, что когда выдох длиннее вдоха, человек успокаивается», — рассказала психолог.

Точно не стоит поддаваться на крики. Очевидцы рассказывали, что утром 5 июня в одном из вагонов кто-то заговорил о том, что никому не удастся выжить, — такие вещи лучше сразу обращать в шутку.

Экстренные службы, как правило, работают достаточно хорошо, поэтому лучше всего дождаться объявления по громкой связи или каких-либо других сигналов от компетентных людей — разбивать стекло и выпрыгивать из вагона может быть опасно, так как электричество может быть все еще не отключено, можно оказаться рядом с очагом возгорания, да и окно вагона метро находится достаточно высоко над землей.

«Банальный совет: нужно помогать друг другу. Протянуть руку если рядом стоит ребенок или пожилой человек. Если же в такой ситуации оказалась беременная женщина, или просто у человека кружится голова, необходимо осмотреться и обратиться за помощью к тому, кто выглядит спокойным, надежным и уверенным в себе», — посоветовала психолог.

Как правило, первая реакция человека на ЧП — состояние шока. Можно с ним попытаться поговорить, но вполне вероятно, что он не ответит. Такого человека необходимо довести до безопасного места, узнать, куда ему нужно и сопроводить его. Даже если человек не получил никаких травм, но выглядит не очень хорошо, имеет смысл отвести его к медикам, чтобы те ему дали успокоительное или сердечные препараты.

 
Эвакуация пассажиров

Работа психологов на месте происшествия, как правило, сводится к двум основным задачам: они должны выводить людей из состояния шока и успокаивать тех, кто слишком сильно возбужден. Возбужденному человеку нужно помочь успокоиться и простроить вместе с ним его дальнейшие шаги. Человек выбит из размеренного образа жизни и ему необходимо помочь вернуть контроль. В случае серьезного шока нужно возвращать человека в действительность. «Иногда спрашиваешь: "Посмотрите на меня, где вы сейчас? сколько сейчас времени?" Дело не в том, что человек сошел с ума, просто стресс может быть настолько сильный, что человек теряет все опоры, в том числе, ориентацию во времени и пространстве», — рассказала Светлана Яблонская. Также людей предупреждают о том, что если в ближайшие дни у них будет нарушение сна или другие расстройства, то необходимо обратиться к психологу.

Чего еще можно ожидать от метрополитена?

Московское метро — достаточно безопасный вид транспорта. Ежедневно оно перевозит около 7 миллионов пассажиров, а по травматизму оно находится на недосягаемой для автотранспорта высоте.

Однако москвичам и гостям столицы стоит понимать, что и в метро могут происходить аварии, и лучше знать как себя вести в подобных ситуациях. Например, не зря по громкой связи людей просят держаться за поручни эскалаторов. 15 апреля 2012 года в вестибюле «Комсомольской» резко остановился эскалатор, в результате чего люди стали падать вниз, пострадали 9 человек.

 
В тоннеле метро

Поломки поездов, задымления в тоннелях и теракты происходят, к сожалению, регулярно — тут важно следовать инструкциям машиниста и желательно не трогать в тоннеле провода или контактный рельс, по правилам в момент эвакуации людей он должен быть обесточен, но случиться, как известно, может всякое.

Трагедия, подобная той, что случилась в 1982 году на «Авиамоторной» вряд ли повторится. Тогда ЧП произошло из-за страшной спешки перед запуском Калининской линии, которую хотели открыть к Олимпиаде. В какой-то момент у эскалатора отказали все тормоза и он под весом пассажиров в начале вечернего часа пик начал набирать скорость, в результате чего на нижней площадке образовалась давка, в которой погибли 8 человек. Отсутствие информации в прессе породило множество слухов о том, что люди проваливались под эскалатор, где их перемалывало огромными шестеренками. На самом деле стоит помнить, что все шестеренки находятся под верхней площадкой эскалатора, а внизу — лишь идущая вверх лента эскалатора и бетонный пол. После происшествия на «Авиамоторной» балюстрады эскалаторов укрепили и теперь в случае опасности можно достаточно легко перепрыгнуть на соседний эскалатор.

Человек, который помнит об этих и некоторых других простых правилах, может смело рассчитывать на то, что даже в случае ЧП в метро, с ним ничего страшного не произойдет.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2023.