28 марта 2024, четверг, 19:03
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

05 июня 2013, 13:19

Художника может обидеть каждый

Режиссер и государственный муж Станислав Говорухин остался очень недоволен тем, что его новое произведение принесло зрителям смех и радость. Главным образом потому, что радость не была запланирована. Оно и понятно: для человека, который 20 лет провел во власти (а в Думу он был избран еще в 1993 году), любые проявления спонтанности становятся пугающе чуждыми, а явления, которые происходят «не по плану», вызывают осуждение.

Черно-белая картина под названием Weekend, посвященная проблеме падения нравов и человеческой жестокости, 2 июня открыла фестиваль «Кинотавр». Смех зрительного зала во время показа настолько раздосадовал режиссера, что он пообещал вообще прекратить снимать кино. По словам Говорухина, с этим фильмом он уже имел неудачный опыт и потому «потерял кураж». «Было несколько показов и реакция везде одинаковая. Когда я первый раз услышал смех, меня это удивило и обидело даже. Но смеялись в трех разных аудиториях в одинаковых местах» — рассказал он.

Проблема, по мнению Станислава Сергеевича, заключается в «неподходящей аудитории». О «Кинотавре» Говорухин коротко заметил: «Я абсолютно не рифмуюсь с программой, которую Ситора Алиева здесь организует в целом. И аудитория тут не моя». Да и вне рамок фестиваля зритель нынче «уже не тот». Говорухин адресует свои картины «тем людям, которые читают книжки, а не телефон». «Это читающий человек. И уже, к сожалению, в возрасте, потому что молодежь вообще перестала читать», - заключил он.

Кроме того, причиной «незапланированной» реакции зрителей на новый фильм, по словам режиссера, является репертуар современных кинотеатров. Еще во время съемок, которые проходили в Одессе, Говорухин предсказал неудачу Weekend. «Можно сказать, что мой новый фильм в прокате никого не заинтересует и публику кинотеатров тоже. Пока у нас не поправятся дела с прокатом, пока там будет идти только «Гитлер капут!» и «Выкрутасы», ничего не сделаешь. А чтобы исправить эту ситуацию, необходим огромный комплекс мер», - говорил он год назад.

Несмотря на то, что широкой публике картину еще не представили, в блогах и социальных сетях появились некоторые сведения об этой киноленте и о том, что именно вызвало смех зрителей. Известно, что Weekend Говорухина ремейк фильма «Лифт на эшафот» (1958) режиссера Луи Маля, который, в свою очередь, является экранизацией одноименного романа французского писателя Ноэля Калефа.

Говорухин написал свой сценарий, адаптировав его к реалиям современной России. Главным героем стал топ-менеджер крупной компании Игорь Лебедев (его роль исполнил Максим Матвеев). Стремясь скрыть финансовые махинации, он убивает аудитора, но после этого застревает в лифте, в офисе компании и проводит в нем все выходные. Тем временем, за городом происходит еще одно убийство, и следователь (в исполнении Виктора Сухорукова) рассматривает Лебедева в качестве подозреваемого. Режиссер решил сделать фильм черно-белым и старался придерживаться традиций жанра нуар.

 
Кадр из Фильма Weekend. Актеры: Александр Домогаров и Екатерина Гусева 

Картина для «избранной аудитории» демонстрировалась и до премьеры на фестивале. Например, в конце прошлого года Говорухин показал ее в киноклубе Государственной думы (киноклуб он возглавил за несколько месяцев до этого). Блогеры, которым удалось посмотреть картину, рассказывали о проблеме «смеющегося зала» задолго до того инцидента на «Кинотавре».

«На деле — это ремейк замечательного «Лифта на эшафот» Луи Маля с Жанной Моро и Лино Вентура 1958 года с музыкой Майлса Дэвиса. В фильме Говорухина роль Вентуры (следователя) стала чуть-ли не центральной и отдана Виктору Сухорукову. Отсюда - совершенно неожиданный юмористический фон страшного драматического детектива. Я люблю Сухорукова, но в этом фильме он абсолютный «мискаст». Правда, зрители в зале встречали каждое его появление одобрительным смехом. Так что может быть опытный Говорухин и знает, что делает», - рассказал блогер vovman после просмотра в ноябре 2012 года.

В этом году похожую историю изложили в соцсетях участники «Кинотавра»: «Открылись пародией на Луи Маля. Отдельное удовольствие сравнивать оригинальный сюжет и новации Говорухина — он написал сценарий «по идее Ноэля Калефа». Хочу только рассказать, что в середине фильма из последнего ряда перед проходом вывалился молодой парень, перешагнув через спинки кресел с криком: "Все, с**бываю отсюда!"».

Конечно, в карьере режиссеров периодически случаются неудачи, и все реагируют на них по-разному. Но острота реакции Станислава Сергеевича, вероятно, обусловлена еще и тем, что он уже привык заниматься серьезными делами, которые, по его мнению, должны вызывать только общественное уважение. Он депутат Государственной думы от партии «Единая Россия», председатель комитета Госдумы по культуре, а на президентских выборах 2012 года Говорухин стал главой предвыборного штаба Владимира Путина.

То, чем серьезные люди занимаются с серьезными лицами, не должно вызывать смех. По крайней мере, в этом убеждены сами серьезные люди. Но над некоторыми противоречивыми поступками депутата-режиссера в сети посмеивались уже давно. Как иначе реагировать на то, что Говорухин, пытаясь запретить нецензурную брань на законодательном уровне, открыто называет российскую интеллигенцию теми словами, с которыми сам борется. Не совсем понятно, как можно предлагать введение тюремных сроков для «пиратов», записывающих фильмы в кинотеатрах, и при этом считать российскую коррупцию «нормальной и цивилизованной».

История с поддержкой действующего президента тоже выглядит неоднозначно. Успех Путина на первых президентских выборах Говорухин списывал на «рабскую психологию народа», которому «показали нового царя», и выражал уверенность в том, что Путин «будет защищать интересы олигархов». Но на последних президентских выборах режиссер уже сам агитировал за третий срок «царских полномочий».

По всей видимости, неуклюжая серьезность, которую приобретает большинство причастившихся властной благодати, меняет восприятие мира целиком, не ограничиваясь сферой государственных дел. А Станислав Сергеевич, не самый активный пользователь интернета, до поры, видимо, не особо часто слышал о «недозволенной» реакции общества на свою персону. Он не успел выработать «иммунитет» и потому жутко обиделся. Хотя, казалось бы, что может быть плохого в том, чтобы дарить людям улыбки, пусть даже и непроизвольно.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.