23 июля 2019, вторник, 21:44
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

26 июня 2013, 20:10

Плагиат в дизайне. Часть 2

Даниил Большов. Круглый стол "Плагиат в дизайне"
Даниил Большов. Круглый стол "Плагиат в дизайне"

Мы публикуем вторую часть стенограммы круглого стола «Плагиат в дизайне», организованного Лабораторией дизайна НИУ ВШЭ и «Полит.ру». Разговор шел о становящихся все более актуальными проблемах трактовки понятия плагиат, возможных причинах явления и особенностях восприятия его внутри среды дизайнеров и в среде заказчиков и финальных потребителей, экономических и юридических аспектах, связанных с областью интеллектуальной собственности, авторского права, оригинальности идей.

Участниками круглого стола стали Егор Ларичев - историк искусства и архитектуры, журналист, эксперт Лаборатории дизайна НИУ ВШЭ, Виктор Меламед - иллюстратор Rolling Stone, преподаватель, Мария Привалова - магистр экономики, независимый продюсер и куратор, Павел Родькин - дизайнер, эксперт в области брендинга и визуальных коммуникаций, Арсений Мещеряков - дизайнер, заведующий Лабораторией дизайна НИУ ВШЭ, Роман Павленко - интерактивный креативный директор Arc и Leo Burnett Moscow, Даниил Большов - дизайнер, основатель студенческого конкурса дизайна Post It Awards.

Павел Родькин: Я бы хотел подискутировать на модную в последнее время тему визуального брендинга и визуальной айдентики.

Структурируем нашу беседу для начала. Проблема плагиата состоит из двух частей: первая - плагиат в само вульгарном значении, его можно однозначно опознать и интерпретировать, он связан с непрофессионализмом и мошенничеством, очевидная тема; вторая часть - схожие стилистические и пластические решения, распространённые тренды, универсальные формы, тиражирование каких-то решений профессионалами, в чьём уровне сложно усомниться. Вот вторая часть гораздо более актуальна, если с маргинальным плагиатом всё понятно, то вот со вторым типом гораздо сложнее разобраться - обозначить какие-то вещи невозможно без споров. Вот территориальная айдентика - проблема лежит не столько в юридической плоскости, сколько в сфере профессиональной конвенции.

Должны создаваться условия нетерпимости к такому плагиату - с другой стороны, должны создаваться условия для расширения операционного пространства - поиск новых форм и решений. Не секрет, что современные логотипы тиражируют одни и те же формы, мы приходим к исчерпаемости форм.

Например: самый последний брендинг Болгарии, вернее ребрендинг, проект, который был прекращён, потому что его обвинили, что знак является плагиатом более раннего логотипа Кыргызстана, а заказчиком было Правительство Болгарии, на международной выставке планировали выставить, но проект прекратили. На мой взгляд, достаточно сложно считать это плагиатом, потому что иначе можно считать плагиатом и символ Кыргызстана, который похож на знак Юнилевер и ряд других знаков, использующих схожее решение. Эти знаки, конечно вторичны к Юнилевер, но они не являются плагиатом - это использование универсальных и классических форм.

Вот логотип Чешской Республики и знаки-логотипы, использующие подобные фигуры. Уместно ли использовать подобные фигуры, которые не являются очевидно объектами права?

Одинаковы ли пластические решения, которые тоже не являются плагиатом, с одной стороны; с другой стороны, в некоторых формах заимствуют решения. Некие использования геометрии в логотипе формально разрешены, скандалы, которые возникают в интернете, - кто-то украл, что-то плагиат, - они возникают на одном месте, если разобраться. Вот логотип Днепропетровска тоже является плагиатом-логотипом или нет? Трудно заподозрить дизайнера в плагиате - они эти иконки видели перед собой постоянно.

Даниил Большов: Этот брендинг утверждён?

Павел Родькин: Нет, это не фан, этот логотип действительно разрабатывался, но в итоге не был принят официально, хотя разработки были на высоком уровне!

Прямые пересечения в дизайне: логотип Филиппин, туристический логотип Польши и логотип Италии копируют друг друга на шрифтовом уровне. Логотип Смоленска тоже.

Есть решения, которые однозначно можно принять за плагиат, а есть и более сложные случаи. С точки зрения юридической - если знак изменён, то формально плагиатом знак не является, с профессиональной же точки зрения - всё это требует однозначного осуждения.

Ребрендинг, редизайн Румынии - тоже интересный кейс - вот этот листик был использован с колёсиками, который в свою очередь ранее был использован какой-то транспортной компанией, мы этот листик ещё в ряде работ увидим.

Вот этот логотип обвиняли в плагиате - Парк Горького, этот визуальный приём часто используется, другой пример территориального брендинга, обвиняемый в плагиате, - логотип Калужской области, который похож на логотип завода Карболит. Знаменитая "красная п" в Перми - такой же значок используется мексиканским культурным институтом. Вот можно ли считать это плагиатом или нет?

Другой случай - логотип Ярославля, тоже в СМИ обсуждался активно, был обвинён в плагиате с бренда Up&Up, дизайнеры позднее оправдывались, что не знали о существовании другого логотипа.

Позднее блоггеры Ярославля нашли общий паттерн у логотипа Мельбурна с другими проектами студии Лебедева. В музыкальном стиле также используются часто общие решения, которые трудно трактовать как плагиат, а вот случай с Мельбурном является одним из самых популярных - китайский торговый центр скопировал полностью логотип Мельбурна, все паттерны аккуратненько они скопировали.

Возвращаясь к нашей дискуссии, мы всё равно предстаём перед вопросом - что считать плагиатом? Не вульгарным плагиатом, а плагиатом в схожих стилистических решениях, - проблема достаточно насущная, однозначного вердикта не выработано и не может быть выработано.

Даниил Большов: Спасибо, Павел. Я бы вот хотел сказать - что нам, может быть, стоит разбирать частные случаи и массовые отдельно. Для частного случая - я дизайнер, выполняющий работу, подсматривающий в чужой опыт, копирующий; если меня уличат в плагиате - мне будет обидно, неприятно, другое дело, что для бизнеса, который зарабатывает деньги, монетизирует свой бренд, ему, в общем-то, по барабану, какой у него знак. Вот пример известного бренда Zara, который копирует все коллекции модных домов и позволяет большому количеству людей носить хорошо скроенные вещи, копированные с известных домов мод.

Мария Привалова: Это очень странное смешение тем. Одно дело, если компания получила логотип и не знала о существовании похожего, когда ей приходится что-то с этим лого делать, - ведь это бренд, который получился похож и пострадал от этого, потому что над ним стали смеяться. И совсем другое, когда компания сама принимает решение о копировании чьего-то дизайна.

В одном случае - если тебе дизайнер дал вторичный продукт, ты это не контролировал, другое дело - ты как компания решаешь заниматься копированием.

Павел Родькин: Мне кажется, что очень важна проблема моды, когда мода в какой-то сезон не имеет общей линии, а имеет множество разных черт, кто-то их соединяет. Тиражирование модной волны создаёт много одинаковых, но не плагиатных решений. Моду же мы не можем игнорировать - мощнейший канал распространения каких-то решений, но здесь, по-моему, проблема и фэшн, и айдентики.

Виктор Меламед: Просто есть прекрасный сайт, который любят все студенты, который коллекционирует все знаки и тренды, - интересный сайт, там действительно можно найти знаки-смешения. Но действительно возникает новая техника, новый ход, который оказывается в теме, люди уже найдя на www.logolounge.com, видят - "ага, вот это ещё можно зацепить". Что-то похожее на лого Мельбурна, это не плагиат с лого Мельбурна, а что-то, передающее дух 2012-ого года.

Как бы есть момент цайтгайст, когда мы просто вспоминаем эпоху в дизайне, неон 80-х, например. Тут действительно вопрос о плагиате, очень раскачанный.

Егор Ларичев: Я хотел сказать о важном моменте, который в практике дизайна присутствует. Во-первых, ты сидишь, смотришь референсы и показываешь заказчику, а потом может быть другая ситуация, что тебя тычут в какой-то знак со словами: "Сделай мне вот так, чтоб похоже на Мельбурн!" Либо ты расстаёшься с этим человеком, либо заказчик с тобой.

Виктор Меламед: Я просто хочу рассказать чудесную историю про коллегу - про интересную стратегию продажи проектов. Он приносит клиенту презентацию своего ответа на задачу, и первым кадром показывает то, что он хочет: клиент хочет лого Мельбурна - он ему показывает лого Мельбурна, и клиент спокоен: его понимают. А следующим кадром дизайнер показывает, что он сам желает - он показал, что понимает желание клиента, и сравнивает со своим видением, показывает, что может сделать проект интереснее. Это вопрос о способностях дизайнера.

Арсений Мещеряков: Это немного другая тема, просто было много айдентики городов, возникает вопрос - зачем вообще Ярославлю такой знак нужен? Если вы идеологически хотите символ, то о какой айдентике можно говорить? У Ярославля есть свой герб!

Если человеку нужен лейбл на джинсы, то он никогда не допустит плагиата, если только это не подделка, а если у вас Ярославль – от чего он должен отличаться, ведь так он всегда отличался! Когда в мозгах плагиат, то есть нет идеологии, то понятно, что невозможно не сделать знак, который что-то уже обозначает. Все знаки, ведь их ограниченное количество, вопрос же в самовыражении предмета-объекта, в его айдентике. Я вот спросил что - если это торговый центр, то ему глупо говорить о плагиате с Мельбурном: это же торговый центр, это же несопоставимые объекты. Я немного сумбурно, но мысль всё же выразил, по-моему.

Виктор Меламед: Я думаю, что это стоит обсуждать в контексте профессионального сообщества. Есть люди, которые "втюхали" администрации Ярославля идею о нужном логотипе, а потом и студия Лебедева подключилась. Трагедия в том, что гербы не продвигаются, которые могли бы быть осовременены.

Виктор Меламед: Я хотел два слова сказать про то, что вообще прозвучало сейчас, я про это не то, что не думал, это просто не оформилось в отдельную мысль. Мы вообще обсуждаем вопрос интеллектуальной собственности и вокруг отношений этой собственности вопрос - что это за собственность? Векторные картинки легко скопировать, вот лого Ярославля в Adobe Illustrator легко выполнить с помощью двух инструментов, логотип с Фондом дикой природы - двадцать движений в той же программе, и в общем, действительно воспроизводимость. Ладно, не об этом. Хотел сказать, что в некоторых случаях, даже во многих, почти во всех, предметом интеллектуальной собственности является эстетика. Дальше эта эстетика обсуждается в контексте плагиата.

Егор Ларичев: Эстетика - в смысле стиль?

Виктор Меламед: Мы говорим о решении, мы не говорим о конкретной форме, мы говорим о визуальном образе, который плагиатизируется. Сейчас мы обсуждаем примеры с Юнилевер, ход не новый, этот ход уже был использован. На Чистых Прудах есть дом, украшенный зверями, из него легко можно делать лого Юнилевер. Большие тут вопросы оригинальности.

Павел Родькин: Если брать тот же логотип Мельбурна, то эта, собственно, эстетика не была придумана разработчиками, был уже тренд, но при этом сам значок - оригинальный, хотя и воспроизводит все тренды, перетяжки-прозрачности.

Виктор Меламед: Всё верно. Вот ты только что говорил о конечности количества визуальных ходов, так вот этот логотип Мельбурна - прекрасный пример того, что это количество продолжает наполняться изящными ходами, и я думаю, что такой проблемы не стоит.

Сейчас модны динамические логотипы, связано это с развитием интернета…

Я хотел на самом деле рассказать историю - возвращаясь к теме эстетики, она мне кажется довольно показательной и интересной - я принимал участие несколько лет назад в проекте "Герой Футбола". Несколько иллюстраторов рисовало футболистов для большой толстой книги про футбол…Накануне выхода книжки мне написал её издатель с просьбой сделать картинку за ночь, потому что одна дама взяла с другого сайта фотографии и обвела их аккуратно - покрыла текстурами, изменила цвет, но не изменила ракурс и саму фотографию. Повезло издававшему книгу человеку, что он успел выйти в интернет, иначе его бы засудили, потому что были прецеденты.

Скорее всего, в России это бы было по-другому, прецедентов мало, но они есть: одна девушка нарисовала паттерн, а его использовала одна солидная компания, я не буду называть её, и был суд. Фокус в том, что суд вынужден ориентироваться на моральные основания - все видят, что картинка непосредственно использована без ведома автора, без уплаты ему денег - просто взята с его сайта. А паттерн - вроде такая вещь, которая не обладает индивидуальностью, а в этот раз - паттерн был отличный. Это случай, который иллюстрирует то понимание, что является интеллектуальной собственностью, а что не является.

Ты сказал про то, что плагиат - это воспроизведение формы, но не содержания, так вот - это большой вопрос.

Павел Родькин: Это достаточно спорно, да, где грань пролегает - сложно определить.

Виктор Меламед: …Когда мы берём фотографию, меняем её эмоциональное звучание, эстетику - остаётся некий узнаваемый силуэт - портрет фотографии, например. Многие иллюстраторы этим пользуются, не осуждаю их, но, в общем, есть поле. Но факт в том, что в юридическом плане с этим нужно быть очень осторожным, а в плане профессиональном - эта территория очень ...

Егор Ларичев: Энди Уорхол по-другому деньги зарабатывал - он брал чужие фотографии и продавал как свои произведения искусства.

Виктор Меламед: Надо понимать, что Энди Уорхол продавал плагиат как свои произведения...

Арсений Мещеряков: Это постмодернизм, давайте не лезть в постмодернизм..

Егор Ларичев: Но фотографии он сам делал! Ну, почти, Монро - нет.

Арсений Мещеряков: Мао Цзэдуна он сам фотографировал, Ленина?

Мне странным кажется разделение легче/сложнее по сфере приложения усилий - художник, дизайнер, фотограф... Вообще, если такой у нас происходит круглый стол, то нельзя не сказать, что фетишизм авторского права доходит до безумия, возникает по другим основаниям - реально пиратские партии возникают, большие перспективы у них. Я думаю, что трудно будет строгому авторскому праву сопротивляться. Попытка сдержать распространение информации - искусственная вещь, придётся иные способы изобретать.

Егор Ларичев: Видишь, эта дискуссия ушла в облака, потому что - каналы дистрибуции в очередной раз, теперь даже торренты понемногу душат…

Мария Привалова: Во-первых, важно, кто страдает от плагиата в графическом и промышленном дизайне: разница в том, что в промышленном дизайне финальный клиент, скорее всего, будет выигрывать - цена будет ниже, покупатель будет доволен.

В случае с производством объектов - копирование было главным способом обучения, это была главная, базовая задача подмастерьев - научиться делать то же, что делает мастер, а уже потом, возможно, стать самостоятельными.

Сейчас, как говорил Виктор, в этом ужасе "некопирования" наступает мешанина представлений о копировании и стиле. Меняется сейчас и объект охраны – «дизайн» - это вообще новое слово.

Раньше патентное право было важнее всего, а теперь дизайнеры как новая сила, которая хочет, чтобы её заметили и желает включиться в объект охраны, делают вопрос копирования более сложным. При этом возможность появления похожих идей давно не оспаривается, нередко маленькие компании создают какие-то очень похожие вещи, тогда начинают играть иные факторы - кто в какой стране находится, например. Кроме того, в промдизайне настолько важнее фактура и конкретное исполнение, что даже когда идея общая, на самом деле продукты бывают совершенно разными.

Понятно, что сейчас разговор про копирование в промдизайне актуализируется всё больше и больше, в первую очередь - из-за Китая. Сейчас происходят очаровательные вещи, выставка в Милане теперь стала угрозой для дизайнеров - они выставляют прототипы вещей, которые собираются выпустить в сентябре, а уже в августе копии сходят с конвейеров китайских фабрик. И, собственно, каким образом с такой угрозой справляться дизайнерам? Ведь в Китае другие законы, патенты и авторские права не имеют силы. Право в Штатах и в Европе ужесточается, а остальной мир - чёрная зона, что делать - непонятно. Из-за копирования удорожаются оригинальные вещи на рынке.

Отдельная история про фэшн: понятно, что Louis Vuitton производит всякие вещи, а их копирует Китай - и для работников фабрики эти сумки обладают совсем иным символическим значением: что оригинал, что копия - просто какая-то сумка, а для потом для покупателей в богатых странах это имеет огромное значение.

Арсений Мещеряков: Зачастую, между прочим, оригинальный и китайский Louis Vuitton производится на одних и тех же фабриках!

Мария Привалова: Да, вы правы. Собственно говоря, я хотела сказать ещё отдельно по этой теме: почему считается, что копирование - плохо. Обычно оригинальные производители говорят о том, что плагиаторы используют плохие материалы, что на эту продукцию нет гарантии, что предметы небезопасны. В общем-то, возможно, это и так, но вряд ли это может напугать – только если речь идет о детских игрушках.

Британцы сейчас во время обсуждения закона напирали на то, что в европейских странах вся эта индустрия является одной из основных, а значит, от копирования страдает экономика. Собственно говоря, эта проблема сама всплывает во всех европейских странах. При этом понятно, что Россия - это отдельная история, многое нам досталось в качестве наследия от Советского Союза. Советский Союз воровал вполне успешно, потому что был за железным занавесом, и твёрдое осознание, что ты иначе ничего не получишь, позволяло нарушать законы, которые за стеной.

Сейчас я видела оценки, что 50% примерно мебели, которая продается сегодня как европейская - копии; к сожалению, я не видела как это посчитано. При этом удивительным образом игроки рынка, то есть здешние дизайнеры, не очень беспокоятся. У меня есть любимая история про магазин, который обратился к голландскому дизайнеру, который делал очень красивые фарфоровые скворечники, за информацией о ценах. Это был магазин, который сам производил объекты из керамики. Но узнав, что голландские скворечники дороги, они уже через месяц стали выпускать собственные скворечники из керамики, правда, менее красивые. Это смешанное фантастическое чувство - понятное дело, что магазин дизайна - прогрессивная молодёжь, и понятно, что люди здесь хотят жить “как там", чувствовать себя частью мирового сообщества. И одновременно мы всё тянем оттуда, полагая, что нам можно и всё равно никто не заметит!

Какой из этого выход? - выходов несколько, один мне больше всего нравится - делать сложные объекты, которые трудно копировать. Второй вариант - придумывать новые форматы взаимодействия с покупателем, новые виды конечного продукта. Мы все читали десятки статей, про то, как в мире появляются 3D-принтеры, и как это перевернет мир. И вот, например, Droog несколько лет назад в Милане представил проект Design for download. Их идея была в том, что дизайнер выставляет на продажу не конечный продукт, а схему, а покупатель уже сам выбирает, кто ему этот предмет произведет.

Я всегда во всех дискуссиях настаиваю на том, что дизайн - это не арт, но сегодня многие дизайнеры старательно стараются вписаться в эту категорию.

Сейчас я коротко расскажу о законе, который был принят в Великобритании в апреле. У них был срок 25 лет для охраны дизайна, теперь его сделали 75 - как и на всё остальное (то есть музыку, литературу и т.п.), что означает, что в прошлом году вы не нарушали законы, если вы копировали в Лондоне кресло Корбюзье, а сегодня - нарушаете.

Дизайнеры активно принимали участие в принятии этого закона, а сейчас участвуют в деятельности ACID - Anti Copying In Design, организация для борьбы с плагиатом, там уже много всяких историй борьбы. При этом в Австралии, например, на объекте можно написать, что это, допустим, "копия Тома Диксона", и официально можешь продавать. Поэтому очень обидно, потому что даже никто не скрывает, что это ты.

Критики говорят, что слишком суровая охрана дизайна мешает инновациям, позволяет тяжеловесам не шевелиться, они могут расслабиться. Закон позволил крупным игрокам, которые ранее занимались исследованиями и инновациями, теперь не тратить на это свои ресурсы. В этом смысле стоит вспомнить, как это устроено в фармакологической индустрии: патент действует 20 лет, а потом лекарство можно копировать. Эти 20 лет позволяют окупить исследования и немало заработать, но не позволяют остановиться, поэтому медицинские лаборатории постоянно развиваются. В этом смысле важный вопрос, который бы я теперь хотела задать всем: разговор про то озверевшее обсессивное отношение к авторскому праву, попытка всё контролировать - это хорошо для дизайна или плохо? Правильно ли разрешить всё копировать, а дальше выбирать хорошее и смотреть, что получается? В случае мебели, например, я была бы страшно рада, если бы какое-то количество базовых классных объектов скопировала да хоть та же Ikea. Представления людей о предметном мире изменяются от цен, я не могу себе позволить, а так бы - купила всё.

На этом я заканчиваю. Я предлагаю разговаривать не про законы, а про профессию.

Даниил Большов: Я на самом деле согласен, согласен с Машей Приваловой, что дизайнеры делают продукт для людей, и понятное дело, что разные люди обладают разными финансовыми возможностями, все хотят хорошо одеваться и жить в красивом интерьере и ездить на красивых машинах, и если какие-то технические возможности у Китая ограничены - Китай не может делать BMW, но он может его скопировать - и человек ездит достаточно комфортно.

Это же можно же увидеть, если ты уедешь в Подмосковье, - многие «Жигули» максимально стараются превратить в BMW: решётку радиатора делают, значок добавляют, приближают кузов к идеалу. Если бы дизайнеры, повторюсь, как бренд Zara, могли бы доставлять людям красивую продукцию - было бы здорово.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

21:00 Марк Эспер занял пост главы Пентагона
20:44 Около 7 тысяч жителей Донбасса получили гражданство РФ
20:28 Командующий ВС США допустил уничтожение двух иранских беспилотников
20:15 Меньше половины опрошенных петербуржцев готовы проголосовать за Беглова
19:52 Клишас отрицал нарушение тайны переписки в своем законопроекте
19:36 Сеулу вручили ноту за «воздушное хулиганство»
19:18 Российский боксер Максим Дадашев скончался после боя в США
19:06 Лидер «Слуги народа» рассказал о перспективах русского языка на Донбассе
18:48 Левую руку избитой в семье тети девочки удалось спасти
18:31 Мосгоризбирком примет членов ЦИК на рассмотрении жалоб кандидатов
18:20 Посольство Рф в Италии выясняет обстоятельства инцидента с россиянами
18:01 СБУ заподозрила конопрокатчиков в связях со спецслужбами России
17:39 В Италии потерпел крушение вертолет с россиянами
17:37 ВС РФ признал законным приговор украинцу Павлу Грибу
17:36 Лозв раскритиковал кавер Metallica на песню Цоя на концерте в Москве
17:25 На Камчатке при падении вездехода в ущелье погибли два геолога
17:20 МВФ ухудшил прогноз по росту экономики России
17:19 На Москву идет новый холодный фронт
17:00 Москалькова предложила ввести гарантии для журналистов-расследователей
17:00 СМИ узнали о найденных МЧС нарушениях в лагере «Холдоми» до пожара
16:36 Госдума одобрила поправки в УПК о запрете необоснованного ареста бизнесменов
16:25 Глава МЧС потребовал проверить все детские лагеря после инцидента под Хабаровском
16:19 Россельхознадзор разрешил импорт яблок из Белоруссии
15:48 Памфилова на встрече с кандидатами от оппозиции в МГД назвала митинги давлением
15:31 Архангельский губернатор пообещал начать обсуждение проблемы Шиеса в 2020 году
15:21 Клишас предложил разрешить доступ к электронной почте только по номеру телефона
14:57 РСПП призвал проверить законность обысков в офисах «Рольф»
14:32 Борис Джонсон избран новым лидером британской Консервативной партии
14:17 Умер четвертый пострадавший в пожаре в палаточном лагере ребенок
14:02 Эксперты уличили производителей в уменьшении размера упаковок
13:34 Задержан директор сгоревшего под Хабаровском детского лагеря
13:18 Число жертв пожара в палаточном лагере выросло до трех
13:01 Путин поручил учесть мнение жителей региона при строительстве мусорного полигона в Шиесе
13:00 Невылупившиеся птенцы чайки предупреждают товарищей об опасности вибрацией яиц
12:41 Еще один ребенок умер в результате пожара под Хабаровском
12:36 США создадут коалицию для патрулирования Ормузского пролива после инцидента с танкером
12:25 Следователи обвинили в госизмене помощника уральского полпреда
12:14 Кабмин предложил создать единую базу данных россиян
12:10 Число пострадавших при пожаре под Хабаровском выросло до 12
12:00 Погубившая Стивена Хокинга болезнь связана с бактериями кишечника
11:43 Полиция Петербурга подтвердила жалобы убитой активистки на угрозы
11:38 Участники Летнего кампуса РАНХиГС защитили проекты на тему инноваций
11:27 Минобороны РФ опровергло заявление Южной Кореи о выстрелах в бомбардировщик
11:08 Telegram стал лидером по темпам роста продаж рекламы среди мессенджеров в РФ
11:07 Мосгоризбирком обвинил кандидатов в недействительности подписей в их поддержку
11:00 На дне Балтийского моря нашли затонувшее пять веков назад судно
10:59 Кабмин внес в Госдуму законопроект о материальной ответственности военных
10:41 Шеин вышел из предвыборной гонки в Астраханской области
10:23 Жительница Калининградской области требует 300 тысяч рублей за пропажу могилы
10:13 Лидер украинской партии «Голос» призвал принять закон о гастролях в России
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Мемория Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Право Приморье Продовольствие РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство православие преступность происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Кирилл Серебренников Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Компьютеры, программное обеспечение Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.