Понедельник был полон событиями и сравнениями. «Это очень похоже на ввод войск в Афганистан», – заметил член-корреспондент РАН, автор книги «Под знаком кванта», получившей премию «Просветитель» Леонид Пономарев. Другие сравнивали объявленную столь внезапно реформу с Первой или Второй мировыми войнами, а еще находили аналоги с действиями Муссолини по отношению к итальянской Академии наук.
Самым остроумным, пожалуй, был комментарий математика, профессора Монреальского университета Иосифа Полтеровича. «Мне кажется, что ученые должны предложить правительству план следующей реформы: полиция и прочие силовые ведомства явно не эффективны, их следует распустить и объединить в одну структуру – ССР (Силовая Структура России). Старые воинские звания надо отменить, а для повышения боевого духа личного состава всех солдат произвести их в прапорщики, а всех офицеров – в генералы», – написал он «Полит.ру».
1 июля в 14.58 по коридору МИАН в гордом одиночестве шел бывший президент РАН Юрий Осипов. Он выглядел прекрасно (всем бы нам так в его годы). «А почему Вы – один?», – спросила я его в некотором изумлении. – «А я всегда один хожу». «А я думала, что с Вами всегда какая-то свита». «Нет-нет, тем более, что я сейчас рядовой человек». «Как у вас сегодня на президиуме было горячо?». Осипов сказал, что все высказали свое мнение, что такая реформа – безумие. Входившим в лифт обеспокоенным происходящим математикам он говорил, что «еще не вечер» и что он надеется на встречу с ВВП. А еще Осипов позавидовал тем, кто может позволить себе ходить в шортах и рубашках с короткими рукавами.
Перед этим несколько часов молодые математики на своем заседании занимались не наукой, а обдумыванием и обсуждением каждого слова в проекте заявления молодых ученых МИАН. За одно то, что эти молодые люди бросили свои задачки, прервали поездки и отпуска, Ливанову можно было сказать большое спасибо. Наверное, именно так и создается более «эффективное научное сообщество».
Были слышны реплики:
- Кто за «эмиграцию»? (две руки взмыли вверх)
- Кто за «отток молодых ученых»? (поднялись руки остальных ребят)
- Кто за «эмиграцию и отток»? (нет рук).
На фото: Елена Нетай, Сергей Галкин, Никита Панюнин, Александр Серов
(зам. пред.), Роман Пальвелев, Александр Комлов, Сергей Горчинский, Игорь Нетай, Дмитрий Быков, Александр Буфетов (председатель СМУ), Павел Яськов, Юрий Малыхин, Константин Шрамов.
Под серьезные реплики и взрывы хохота шел поиск формулировки, к каким последствиям приведет закон о реформировании РАН. Математик, профессор факультета математики ВШЭ Александр Буфетов старался найти компромисс и учесть мнение каждого. С воодушевлением было встречено заявление Президиума РАН, который выступил против реформы в таком виде. В самом начале заседания молодые ученые прошли две развилки, стоит ли принимать какое-то решение до решения ПРАН и должно ли их заявление быть бесстрастным или эмоциональным. Решили, что стоит и что заявление должно отражать идею, что «с нами так поступать нельзя». Впрочем, заявление Президиума удалось принять на полтора часа раньше.
Математик, академик РАН Алексей Паршин сказал ребятам в начале обсуждения, что «сейчас решается вопрос вашей судьбы, а не нашей». Мы, мол, уже уходящее поколение, а вам работать в науке будущего.
К окончанию трехчасовой работы над проектом сидевшие в зале более старшие математики с некоторой иронией начали вспоминать свою комсомольскую юность, что у современной молодежи совсем нет навыка общественной работы. Впрочем, получившееся в итоге заявление коллектива молодых ученых МИАН было встречено участниками экстренного заседания Математического отделения РАН аплодисментами. «Правильно! Это заявление можно и нам было взять за основу!», – звучали возгласы. «А вы посылаете его Путину?». «Нет, мы решили Путину не посылать, потому что он пока не высказал своего мнения о проекте закона», – ответил Александр Буфетов. «Нет, вы обязательно пошли заявление и Путину и вообще всем-всем-всем».
Юрий Осипов выступил на заседании Отделения математических наук первым, так как ему надо было ехать на очередное совещание. Он сказал, что он уверен, что Путин не знает, что происходит, что ему лишь сказали, что, мол, идет реформа Академии, а какой она будет, он не в курсе. «Вы только не паникуйте, все обойдется», – сказал он в заключение. Он также проинформировал коллег, что Владимир Фортов встречается с Путиным в среду, и Осипов тоже надеется, что ему удастся встретиться с президентом и убедить его в том, что такая реформа не нужна, мол, мы всегда с ним находили понимание. Он также передал слова нового президента РАН, что какие-то чрезвычайные акции протеста не нужны, но по пути от лифта в зал заседаний он мне сказал, что поддерживает идею митинга ученых.
В своей речи Юрий Осипов также выразил удивление, почему создаваемая ассоциация из членов трех академий должна называться Академией наук, это же будет фальсификацией.
Больше всего поразил академик РАН Алексей Жижченко, который вел это собрание (директор Стекловки, академик РАН Валерий Козлов был в научной командировке), на полном серьезе пытаясь убедить присутствующих, что Ливанов – агент американского влияния, напомнив о визитах каких-то американцев в МИСиС. Аудитория немного посмеялась, но не стала с ним спорить. Кажется, что такие выступления дают дополнительный аргумент в пользу того, что академии нужна серьезная реформа, если собранием математиков руководят люди со столь странными взглядами на организацию науки в России.
Впрочем, остальные выступления были вполне разумными (см. видео на сайте МИАН). Академик Борис Кашин сообщил, что первое чтение намечено на среду 3 июля, а два других пройдут осенью. Так решил Совет Госдумы. Алексей Паршин рассказал коллегам о поступивших письмах поддержки от выдающихся математиков мира, в том числе Пьера Делиня.
Член-корреспондент Игорь Волович просил поставить на голосование вопрос о том, чтобы всем отделением пригрозить выходом из состава новой Академии наук (сам он такое заявление сделал), иначе, мол, заявление будет беззубым, и верить этим деятелям нельзя, сегодня они говорят, что второе и третье чтение будет осенью, а потом провернут все в один день. Но поддержки у коллег не нашел, им кажется больше импонировали утешения Осипова, что Путин прислушается к здравым доводам ученых. В итоге математики приняли такое постановление.
Обсуждение на заседании Отделения математических наук РАН было коротким, но энергичным, 1 июля 2013 г.
На шедшем параллельно и неподалеку заседании Отделения физических наук в ФИАНе кто-то из ученых также поднял вопрос о выходе всех физиков из будущей академии, но академик Владимир Захаров, накануне заявивший, что в новую академию не пойдет, заметил, что это должно быть актом индивидуальным и пусть каждый принимает решение сам. Академик Алексей Паршин уже после окончания заседания заметил, что такие решения нельзя принимать коллективно, у кого-то нет других источников дохода, а есть семья и нельзя требовать невозможного от всех.
Еще академики и член-корры из Отделения математики и Отделения физики обсуждали разные версии случившегося, кто же всё это затеял. Самой частой была версия про Михаила Ковальчука. Открыто об этом заявил в интервью strf.ru и член Общественного совета РАН Михаил Гельфанд, которого в эти дни постоянно спрашивают, не чувствует ли он как известный сторонник реформ организации науки своей ответственности за случившееся. Этот законопроект готовил «лично Михаил Валентинович Ковальчук личной левой ногой», – считает биоинформатик. – «Из каждой щели этого законопроекта торчат его уши, пальцы, яйца и разные другие части тела».
«Не думал, что наши власти способны дойти до такого позорного решения: установить вертикаль чиновничьего верховенства в науке!? Престиж науки и ученых в массовом сознании россиян далеко не велик, это так. И, по-видимому, мудрецы в Кремле пошли «ва-банк», рассчитывая на инертность большинства населения и к тому же отпускной сезон сограждан», – подчеркнул в комментарии «Полит.ру» известный социолог, главный научный сотрудник Института социологии РАН Владимир Ядов.
Он уверен, что «вся эта операция разыграна как фарс с подачи услужливого второго лица в государстве, некогда презентировавшего себя в качестве либерала. Послушные думцы второпях принимает позорный закон, думая не о России, но об удовольствиях предстоящего отдыха от своего служения Отчизне. Позор несмываемый!».
К моменту публикации этой статьи член-корреспондент РАН Игорь Волович прислал открытое письмо о нежелании входить в состав новообразуемой структуры, которое уже подписали академики В.Е. Захаров, А.В. Кряжимский, В.А. Рубаков, Д.В. Ширков, Ю.Л. Ершов, В.И. Данилов-Данильян и члены-корреспонденты РАН Ю.И. Манин, И.В. Волович, А.Ю. Морозов, П.И. Арсеев, М.И. Высоцкий, К.П. Зыбин, В.Н. Гаврин, В.А. Быковский, И.Б. Хриплович, В.Е. Балакин, О.Н. Соломина, Н.Г. Смирнов и А.А. Соловьев. До этого объявили о схожем решении академики Виктор Васильев и Михаил Грачев, а также член-корреспондент РАН Александр Белавин. Получается, уже более 20 человек новая академия не увидит.
Утром министр образования и науки Дмитрий Ливанов заявил в интервью «РСН», что не является персонально автором критикуемого учеными закона. «Любой закон — это плод коллективного труда. Была рабочая группа, было несколько разных предложений и разных версий. Потом была работа по их объединению, потом была юридическая правка, когда юристы смотрели и тоже что-то меняли.... Так что трудно одного человека назвать», — рассказал министр. Он добавил, что не писал и даже «за спиной не стоял», цитирует его слова «Форбс».
Академик РАН Валерий Рубаков не видит никакого героизма в том, что он первый отказался вступить в новую академию. Справа - докт. физ.-мат. наук Борис Штерн.
Астрофизик Борис Штерн вчера по окончании заседания в ФИАНе сказал, что ученые настроены решительно, вплоть до забастовок. Несомненно серьезным аргументом в решении об исходе "битвы" будет и письмо 26 мегагрантников (впрочем их число прибавляется с новой редакцией), которые предложили В. Путину и Госдуме отложить проведение такой скоропалительной реформы, а вместо этого дать время на обдумывание и в дальнейшем - проведение продуманной и прозрачной реформы. 2 июля в 16.00, ученые намерены провести митинг у старого здания Президиума РАН (Ленинский проспект, 14). Химики собираются пройтись по Ленинскому проспекту в лабораторных халатах.