Сейчас в Бразилии происходят небывалого масштаба манифестации. Многие недоумевают – а почему?! Местные каналы показывают демонстрантов, протестующих против повышения цен на автобусные билеты– было 3, а стало 3,20! Да за это время цены на главные продукты питания подросли в 2 и 3 раза!
Ещё сюда добавляются анекдотические, на первый взгляд, для Бразилии протесты против «Кубка федераций» и чемпионата мира по футболу! И это в демократической стране, при законно избранном президенте.
На самом деле последние выборы – наглый сговор правящих элит вопреки желанию всего активного населения. И Дилма – главный специалист по распилу!
Но в Бразилии даже кровавые революции – это пара тысяч человек, а перевороты и того пуще, погибали только случайно, и побежденные отправлялись жить в ближайшую заграницу в дома с окнами с видом на Родину!
И вот миллионы людей уже вторую неделю выходят на улицы - и никаких вразумительных требований, только повторяют невнятные предвыборные обещания президента и мирно проходят до зданий муниципального и федерального управления, где уже всегда активный криминал, против которого и призывают бороться, устраивает малочисленные погромы. Сама президентша не удержалась, выступила, и всю эту предвыборную лапшу еще раз на уши аккуратно развесила!
Бразилия - замечательная страна, и власть здесь легитимна, так как очень давно передается по наследству, и никто этого не оспаривает. Но на дворе уже 21 век, и большая часть страны переселилась в города, и славу Богу, как показали последние выборы, в стране есть политики, неассоциированные с правящими кланами и коррупцией, прежде всего Марина, занявшая третье место. Но население еще голосовало по старинке, за партии, а не за честного, почти «сахаровского», человека.
Люди выходят на улицу, потому что видели, как это делалось в других странах, потому что не хотят жить в нарождающемся тысячелетии, как это делали в «книжном» средневековье, потому что есть интернет, который преодолевает сословные и клановые барьеры!
Жена держала экзамен на место профессора истории архитектуры в университете, где учатся наши дети. Об этом конкурсе сообщили за неделю, но сказали, что других кандидатов нет, и шансы большие.
Как раз в это время производственная кухня полностью легла на супругу, плюс дом, плюс операция по извлечению зуба мудрости у дочери, плюс автошкола!.. По-настоящему готовиться смогла начать за сутки.
Мы все бросились помогать выращивать профессора из наших рядов.
Желая связать воедино профессию супруги с будущей преподавательской деятельностью, штудировал статьи по архитектуре и…поразился их невежеству! С другой стороны это тоже плюс – будит художественное воображение!
Удивительно, как никто не заметил, что главное сооружение античной Греции Парфенон – это образ священной рощи! От этого объяснения особенностей архитектуры выспоренные и надуманные. Даже стало интересно, какие там, в рощах, были вьющиеся растения, что и составляет капитель. На ум приходят знакомые: виноград, плющ, хмель…. Но опыт Бразилии показывает, что нет им числа! Т.е., число, конечно, есть, но, увы, мне неведомо!
И чего же тогда, извольте приказывать, связывать? Корзины что ли? Архитектор изначально был еще и садовником! Ему даже в голову не приходило что-то вписывать в окружающее пространство, потому что в этом-то пространстве он и строил! Это только потом изобрели – зубы класть на полку, вернее зубы отдельно, полки отдельно!
Помнится, как в Риме нашли развалины одного из древнейших храмов, построенных еще в легендарную эпоху правления царей. И вдруг оказалось, что на каждом элементе архитектуры инвентарный номер с инструкцией по-древнегречески! Храм срубили где-то в Элладе, а потом кораблями отправили римлянам, делавшим еще только первые шаги в игре «Цивилизация». И никаких коробок в стиле LEGO!
Настолько увлекла тема вытекания архитектуры из природного растительного окружения, что меня, как опасно инфицированного, полностью изолировали от подготовки, чтобы в потоке фонтанирующей горячей информации как-нибудь не сварились молодые профессорские мозги.
Экзамен должен был начаться в 7.00 утра, жена поехала с сыном, а я к 11.00 повез дочь на снятие швов. В результате, после процедуры мы с дочерью приехали на экзамен и прождали всего какой-то час! Началось сильно позже, была обычная местная организационная волынка. Но оказалось– еще 4 соискателя!
Сыну разрешили присутствовать с самого начала, меня тоже пустили на выступление супруги, хоть и был одет затрапезно, по обыкновению. Двух претендентов сразу отвергли, потому что их урок длился меньше положенных 45 мин. Так что реально претендовала жена и еще какой-то мальчик, перед ней выступавший.
Тема – «городская архитектура средневековья». Несмотря на куцый португальский язык, супруге удалось поразить слушателей, когда она по русски прочитала, а потом пересказала своими словами мое стихотворение:
«Мёрзнут руки, как дети Парижа!»
В трактовке моей благоверной – поэт ассоциирует себя с собором Notre Dame de Paris, которому даже в этих обстоятельствах для творчества все-таки необходима дама, которой у него нет оттого, что она не знает кратчайшую и правильнейшую дорогу к этому знаменитому архитектурному сооружению…. Что, безусловно, доказывает актуальность готической архитектуры в наши дни!
Еще на лекции присутствовали матрешки с темой московского Кремля на расписном брюшке, и на примере оного родная объясняла экзаменаторам устройство города-крепости.
Закончилось же показом отрывка их фильма «Андрей Рублев» с литьем колокола. К сожалению, не было звука, и не пошли португальские титры, поэтому пришлось переводить и комментировать на память и с колес. Эпизод показал, сколь таинственная жизнь средневековья была наполнена смыслом и звуком!
Жюри из трех человек очень устало, очень хотело домой есть и спать, но так взволновалось увиденным, что целый час не отпускала экзаменуемую, развлекая ее замечаниями и рефлексиями.
В результате было приватно сообщено, что конкурс этот - междусобойчик, устроенный для предыдущего мальчика, чьего-то родственника, а ты, Рабинович, молодец – стараешься! Ну и, конечно, заметили, скользя глазами, что языком надо заниматься, хотя и восхитились храбростью выступавшей.
Вот такое приключение! Ехали за тридевять земель, а попали в советское царство-государство, только там, в этом царстве, сразу до наступления соревнования объявляли победителей, чтобы остальные не утруждались – даже в чем-то гуманней!
Потом еще несколько раз конкурс на подобные вакансии держал сын, у которого и с языком все в порядке, и подготовка - не чета местной. А результат все один – конкурсы липовые! Не случайно в Бразилии по-настоящему работают только те службы, в которых конкурсы настоящие. Но это все уцелевшее наследство истинного реформатора – президента Фернандо Энрике Кордозу – дела давно минувших лет!
Предложил подобные испытания снимать и выкладывать в Сеть, все-таки, интернет это новое измерение свободы!
Вчера, наконец, по ТВ показали женщину, с которой начал набирать свою силу снежный ком манифестаций. Она владелица ресторана в Сан-Паулу, и этот ресторан и всех его тогдашних посетителей ограбили средь бела дня трое вооруженных бандитов, при полном попустительстве полиции и окружающих. Женщина попыталась искать правды обычным путем, но убедилась, что ничто не работает. И тогда она вывела свой персонал, своих знакомых и своих клиентов на улицы! Ведущий попытался понять, дочерью какой престижной обезьяны интервьюируемая является, но не понял. И спросил, как называется ее организация или ее движение. Героиня растерялась, долго думала, но ответила:
– Гастрономия Бразилии.
По этому поводу вздумалось рассказать притчу.
Когда от недоумения мозги съезжают набекрень, подойдите к ближайшему шкафу и свалите его на бок! Если открылась правая дверца – вы правы! А если левая – значит, вы схватили не тот шкаф!
**************
Мёрзнут руки, как дети Парижа,
Перед тем, как в кроватку лечь
–На ладонях моих, на крышах,
На мансардах пустынных плеч!
Зябнут, шепчутся, тонут в мессе,
Заключая со мной пари,
–Показался б медовый месяц
Над собором Нот-Дам-Пари!
И от этого Notre – дама,
Может в чёрном, но вся из нот,
Параллельно и парапрямо
По задворкам Москвы бредёт.
Прячет руки в карманы сует,
Их уже темнотой свело,
–А мансарды мои пустуют,
И на крышах моих светло!
Может просто не знает дама
Краткий путь – на "один, два, три!"
Оттого и не ходит прямо
На собор Notre Dame de Paris!
1980 г.