29 марта 2024, пятница, 09:39
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

«Мы всех прощаем»

Бизнес-омбудсмен Борис Титов и депутат Олег Денисенко
Бизнес-омбудсмен Борис Титов и депутат Олег Денисенко

Приговор Алексею Навальному по «делу "Кировлеса"» обострил внимание общества к проблеме экономической амнистии, объявленной в России 4 июля. На статью, по которой осужден оппозиционер — 160 УК (присвоение или растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному) — решение об амнистии не распространяется. Вспоминают в связи с этим и дело Михаила Ходорковского, которого с Навальным, помимо некоторых политических взглядов, объединяет и наличие той же статьи в обвинительном заключении.

Вопрос «ограниченности» объявленной амнистии оказался в центре внимания 23 июля на пресс-конференции Бориса Титова — уполномоченного по защите прав бизнесменов. На мероприятии побывал корреспондент «Полит.ру».

По идее, экономическая амнистия, на все формальные процедуры которой отводится шесть месяцев, касается предпринимательской деятельности в широком смысле слова. Но перечень статей, который одобрили депутаты Госдумы три недели назад, — вполне конкретный.

Он включает 27 пунктов, преимущественно из главы 22 — «Преступления в сфере экономической деятельности». В список «одобренных статей» входят, например, незаконное предпринимательство, незаконная банковская деятельность, нарушения в сфере патентного права, незаконное приобретение, хранение, перевозка и сбыт немаркированных товаров, незаконное использование товарного знака, незаконное получение кредита, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности и прочие мелкие неприятности из области товарно-денежных отношений.

А вот с главой 21 («Преступления против собственности») дело обстоит сложнее. Например, преступления по статье 160, «присвоение и растрата вверенного имущества», может быть и не связано с предпринимательством. Такие статьи УК не были включены в постановление об амнистии. Поэтому у юристов и возникает вопрос, как в правовом поле отделить обычных уголовников от проштрафившихся бизнесменов. 22 июля депутаты-справедливороссы предложили расширить список статей в постановлении, но пока перспективы такого решения туманны.

Бизнес-омбудсмен об этой проблеме тоже ничего нового сказать не смог. По его словам, никаких «индивидуальных решений» в отношении осужденных приниматься не будет, а юридический механизм, необходимый для включения проблемных статей УК в постановление об амнистии, еще не разработан. «Экономическая амнистия - это системные шаги. Никакие отдельные лица не имеют отдельного решения», - считает он.

Тем не менее, в ходе беседы с журналистами Борис Титов подчеркнул, что амнистия все же начала работать. К настоящему моменту на свободу вышли уже 13 бизнесменов, а по оценкам экспертов, всего из мест лишения свободы могут быть освобождены около шести тысяч человек, осужденных по экономическим статьям.

В том, что амнистия объявлена в «усеченном варианте», по мнению бизнес-омбудсмена, отчасти виновато российское общество. Титов рассказал, что, начиная с того времени, как зашел разговор об амнистии, «поддержки широких масс» она не получила: «Когда мы только объявили об этой идее, мы провели социологическое исследование. 37% россиян высказались категорически против амнистии. Потом проводили еще исследования, и эта цифра только росла. Необходимо найти баланс интересов, чтобы не вызвать серьезного отрицательного отношения в обществе».

Омбудсмен в ходе встречи не раз подчеркивал, что есть проблемы и с решениями судов. Например, амнистия касается первой и четвертой частей статьи 159 УК. Но эти составы в статье появились недавно, и теперь все приговоры по ней проходят процедуру переквалификации. Если суд решает, что осужденные виновны по указанным составам, то они могут быть тут же амнистированы. Но и здесь все не так гладко: «Пока у нас практика двойственная. В некоторых случаях реализуется переквалификация, в некоторых – нет», - жалуется Титов.

Для «усиления контроля» за проведением амнистии у уполномоченного по правам предпринимателей появился новый помощник — «общественный бизнес-омбудсмен по экономической амнистии». Им стал депутат Олег Денисенко, заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции.

Титов обратил внимание, что их задачей является не только освобождение бизнесменов, уже отбывающих сроки, но и прекращение преследований тех лиц, в отношении которых сейчас возбуждены уголовные дела. Всего в местах лишения свободы находятся около 13600 предпринимателей. Но давать даже примерные прогнозы по поводу количества освобождений Денисенко и Титов не стали, боясь впоследствии «не оправдать ожидания».

Чтобы попасть под амнистию, необходимо возместить ущерб по гражданскому иску, если он был заявлен. Борис Титов считает, что фактически это и есть «признание вины». На вопрос корреспондента «Полит.ру» о том, не приведет ли это к самооговорам невиновных, омбудсмен отметил, что восстановить справедливость — не единственная цель амнистии. А необходимость признания ущерба, по его мнению, ведет к «новой парадигме» в законодательстве, когда за экономические преступления надо будет не сидеть, а платить.

«Амнистия – это акт гуманизма, в том числе и по отношению к людям, совершившим преступление. Намного справедливей выпустить даже тех, кто виновен, чтобы не сидели невиновные. Мы всех прощаем. Весь смысл нашей последней работы в том, чтобы за экономические преступления были экономические наказания, чтобы люди отвечали рублем, а не отсидкой», - считает Борис Титов.

Основания для надежды дают сигналы сверху. По крайней мере, так это объяснил Титов корреспонденту «Полит.ру». «Есть сигнал об амнистии, меняется законодательство. Да, есть и регресс. Не все правоохранительные органы понимают необходимость движения в эту сторону, это связано и с честью мундира, и с идеологией данного среза нашего общества. Многие идеологически не понимают необходимости защиты предпринимателей, считая их жуликами, обворовавшими страну. Так что сопротивление есть, но и сигналов много. Это говорит о появлении понимания, что без развития предпринимательства развитие невозможно», - рассказал Титов.

«Конечно, все хотят урвать свое. Например, СК говорит, что надо вернуть предыдущую законодательную систему по налоговым статьям.Сейчас нельзя открывать дела без заявления федеральной налоговой службы. Разумеется, дел стало меньше — эта мера показало свою эффективность. Но нашлись несогласные — те, кто хочет вернуть все назад», - посетовал омбудсмен.

Тем не менее, Борис Титов считает, что «тренд не остановить», а амнистия, на его взгляд, это первый реальный шаг со стороны власти. Уполномоченный и его помощник неоднократно обращали внимание на то, что амнистия приведет еще и к улучшению инвестиционного и предпринимательского климата в России, так как это мероприятие является «признанием властью своих ошибок».

В будущем же, по мнению уполномоченного, ситуация будет другой и подобные меры вообще не потребуются. «Законодательная среда сейчас другая чем была тогда, когда амнистируемых сажали. Мы провели четыре пакета поправок, направленных на гуманизацию уголовного законодательства в экономической сфере. Есть основательная надежда на то, что сегодня будет и другая практика применения этих статей, что власти поймут вред от давления на предпринимателей», - заключил Борис Титов.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.