Адрес: https://polit.ru/article/2013/08/05/evdokimov/


05 августа 2013, 09:20

Низкий уровень предпринимательского драйва

Мы продолжаем публикацию материалов по итогам заседания экспертного семинара РВК, посвященного нестандартным инновационным экосистемам. Управляющий директор по инфраструктурной деятельности РОСНАНО Евгений Евдокимов рассказал «Полит.ру» о перспективах развития инновационных систем в России.

Где и при каких условиях возникают инновационные системы?

Там где собираются люди, желающие и способные этим заниматься, и есть доступные необходимые ресурсы.

А насколько важна поддержка и контроль со стороны государства?

Есть страны, где государство больше поощряло развитие инновационных сообществ, есть, где – меньше. Но ни одна инновационная система не была построена без участия правительственных денег и поддержки. Везде, от Америки до Южной Кореи, государство в той или иной форме принимало участие в виде налоговых льгот, госзакупок, прямых инвестиций, др. программ.

И понятно, что государство должно контролировать те сферы, в которых оно присутствует. Начиная от охраны правопорядка, заканчивая обороноспособностью. Если мы имеем дело с госрасходами, то, конечно, со стороны государства должен осуществляться некий контроль за ними. Все-таки речь идет об эффективности расходования денег.

Если вы развиваете инновационную стратегию, ее для начала кто-то должен сформировать. А кто обладает всеми необходимыми ресурсами, чтобы сделать полностью проработанную и долгосрочную национальную стратегию? Наверное, государство. Конечно, есть различные частные структуры бизнеса, которые должны быть заинтересованы в своем развитии. Они могут даже объединиться, сделать профессиональные сообщества, сформировать стратегию той или иной отрасли.

Но вряд ли хоть какой-то игрок рынка сможет взять на себя задачу формирования полноценной долгосрочной стратегии научно-технического развития. Во всех передовых странах существуют государственные комитеты, которые формируют политики, стратегии, дорожные карты развития технологий, рынков, отраслей, протекционных мер, защиты и развития собственных индустрий.

Государство должно контролировать постановку стратегической задачи. Можно называть это не контролем, а участием. Вот практический пример. Я работаю с государственными деньгами, занимаюсь созданием инфраструктуры на государственные деньги. У меня в портфеле пятнадцать инфраструктурных организаций, технологических центров для запуска стартапов.

В каждом из этих центров реализован принцип государственно-частного партнерства, есть государственные и частные соинвесторы, каждый из которых создает стартапы. Мы за два года запустили около 150 проектов.  Конечно, за нашей деятельностью следят и профильные министерства, и Счетная палата. Это естественно, потому что они обязаны контролировать расход государственных денег. Но в той части, где мы работаем, мы принимаем решение самостоятельно, на советах директоров вместе с соинвесторами. Совместно с профильными госорганами, министерствами, определяем программы развития в разных сферах. Конечно, периодически мы сами обращаемся к чиновникам, и они нам звонят. Разрабатываем совместные программы, запускаем кооперационные цепочки с представителями индустрии.

А какие сейчас существуют проблемы для создания инновационных систем?

До прихода в Роснано я 10 лет занимался венчурными инвестициями как частный инвестор, государственными деньгами не занимался, хотя взаимодействовал с Российской ассоциацией венчурного инвестирования (РАВИ). Мы плотно работали и с министерством образования, когда его Андрей Фурсенко возглавлял.

Я пришел на российский рынок в конце 90-х. Тогда было всего 15 венчурных фондов… И мы пытались что-то сделать. За последние 10 лет на уровне профессионального сообщества мы сгенерировали столько программ, инициатив и форм поддержки, что на сегодняшний день говорить, что чего-то не хватает – значит абсолютно не разбираться в вопросе. Единственного чего сейчас не хватает, это предпринимательского драйва, злости и желания работать. Все любят ныть, всех чего-то не устраивает, идут разговоры про политическое давление, но я вижу, что наша власть давала нам почти все, когда мы это просили как профессиональные сообщества. Было реализовано несколько крупных федеральных целевых программ («Крупные венчурные проекты», МИНОБР, Технопарки Минсвязи, Инкубаторы Минэка, др.). «Роснано» и «Сколково» тоже делают важное дело. Конечно, бывают ошибки, проколы, и случаи безответственного управления деньгами, но инфраструктура и финансовые условия есть. Взять хотя бы РВК. Они за 5 лет запустили два десятка венчурных фондов. Мы сейчас в верхней пятерке по объему венчурных инвестиций в высокотехнологичные стартапы на ранних стадиях в мире. Последние 3 года рынок венчурных инвестиций удваивается каждый год. К нам приезжают люди из Европы, и мы здесь запускаем совместные проекты.  У нас сложилось профессиональное сообщество венчурных инвестиций. Если захотеть, можно получить инвестиции от 10 тысяч долларов до 100 млн долл.

Что нужно еще сделать? Нужно реформировать РАН. И не столько в части управления имуществом, сколько в части выстраивания этапов разработки технологий и постановки их на производство. РАН погружена в фундаментальные исследования, при этом у нее отсутствует система коммерциализации разработок. Мы создали с ними Центр Трансфера Технологий  и результаты его работы вполне успешные Но, признаюсь честно, работа эта идет очень непросто.

Еще нужно повышать различными способами заинтересованность молодежи в создании собственного бизнеса. У нас очень низкий уровень предпринимательского драйва со стороны молодых ученых. И это не в противодействие государству. В 90-е бизнесом было заниматься гораздо сложнее. Тогда было тяжело. Тебя обирали и прессовали все вокруг, начиная с бандитов и заканчивая налоговой. Сейчас молодым не хватает какого-то стержня. Молодежь вялая в части конкретных дел. Я, выступая пред студентами, спрашивал: Кто хочет получить высокооплачиваемое рабочее место? В ответ – лес рук. Тогда следующий вопрос: а кто сам хочет создавать высокооплачиваемые рабочие места? Поднимаются одна-две руки.

А как стимулировать этот предпринимательский драйв?

Нужно больше популяризаторских инициатив: статей журналов, передач по телевидению, может, кино. Вот коллеги из РВК снимают фильм про историю развития IT-отрасли. Должен получиться интересный художественный фильм, возможно как «Социальная сеть». Помните, в 60-х был фильм «Иду на грозу» про физиков-ядерщиков? Нужны аналогичные.

Нужны еще определенные программы, связанные с налоговыми льготами. Вы знаете про бизнес-ангелов? Это физические лица, успешные бизнесмены, инвестирующие в стартапы. Те, кто занимаются подобной деятельностью, должны получать поддержку со стороны государства через налоговые льготы. Получать некий налоговый кредит в размере средств, инвестированных в стартап или технологическую заработку. И тогда бизнес-ангелы смогут стать живыми примерами для молодежи, будут помогать им встать на ноги и материально, и мотивационно.