НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

19 сентября 2013, 11:02

Минфин и мобильность населения

Поезд дальнего следования
Поезд дальнего следования
Фото: parovoz.com

Министерство финансов  РФ считает необходимым отменить государственные субсидии для железнодорожных пассажирских перевозок на расстоянии свыше 1500 км. Предполагается, что это повысит количество авиаперевозок и приведет к снижению билетов на них. Но эксперты прогнозируют, что последствия этого решения приведут к снижению мобильности населения.

Логика Минфина, по мнению экспертов, понятна. В прошлом году государство субсидировало дальние перевозки на 30 млрд рублей, в  этом году РЖД просит 32 млрд и Минфин пытается просто экономить, где это возможно. «Самолетом становится летать дешевле на расстояние примерно 2200 км, если мы берем купейные вагоны. Субсидии касаются плацкарта. И тут ситуация такая, что стоимость до 12 тысяч км примерно равная. На первый взгляд может, действительно, показаться, что субсидирование дорожного транспорта как бы нецелесообразно», – объяснил директор Института управления и информационных технологий Московского государственного университета путей сообщения Сергей Вакуленко. Кроме того, дальние переезды на поезде несут для пассажиров еще и дополнительные расходы, связанные со временем, проведенным в дороге.

Проблема в том, что авиатранспорт в нынешнем состоянии просто не способен обеспечивать все необходимые населению маршруты. «Наши внутренние перевозки завязаны между несколькими крупными хабами (Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Екатеринбург), а в большинстве остальных городов тарифная география включает только Москву», – объясняет Вакуленко.

«Поезд имеет множество остановок. Если бы вся страна жила между крупными точками, то проблема была бы решена. Но есть еще вопрос о том, как добраться из аэропорта до нужного населенного пункта», – дополнил руководитель Департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук.

С ними согласен и член Комитета по транспорту и экспедированию Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Шутюк: «Я не уверен в том, что есть авиарейс из Челябинска в Новосибирск. Челябинцы, чтобы попасть в Новосибирск, летят через Москву. А сутки поездом решают эту проблему». К тому же эксперт обращает внимание, что когда мы говорим о дальних перевозках в 1500 км, речь идет не только о маршруте Москва-Владивосток, а о расстояниях от столицы до Перми, Краснодара и т.д.

Эксперты считают, что предлагаемые меры приведут к отказу граждан от поездок. Причем коснется это самых бедных слоев населения, которые для поездок выбирают плацкарт, так как именно на него и идут субсидии. «Именно социально незащищенные слои населения вынуждены пользоваться перевозками в не самых комфортабельных условиях», – объясняет член рабочей группы Общественной палаты РФ по структурной модернизации экономики и инфраструктурным национальным проектам Наталья Терешина.

 
Фото: motodnevnik.ru

Приведет ли отказ пассажиров от таких поездок к повышению конкуренции среди авиаперевозчиков? Председатель правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин уверен, что здесь проблема лежит  в другой плоскости. На его взгляд, необходимо пустить большое количество иностранных авиакомпаний на наш рынок, тогда их конкуренция с железнодорожным транспортом станет возможна: «То, что обанкротится 5-6 наших авиакомпаний, не так существенно. Конечно, жалко людей, которые лишатся работы. Но это несопоставимо с нынешней переплатой населения.  Наши граждане просто оплачивают услуги монополистов».

Механизм субсидирования менять и оптимизировать нужно. Многие пассажиры пользуются услугами плацкарта, рассчитанного для необеспеченных слоев населения, хотя вполне могут себе позволить и купе. По словам Савчука, поезда Москва-Калининград просто идут пустыми. Чтобы решить эти проблемы, дотации государства должны идти за пассажиром. «Наше предложение состоит в том, чтобы разработать систему поддержки и логистики именно для бедных слоев населения. Возможно, субсидии им должны идти через социальные службы», – считает эксперт.

Но пока предложение Минфина при его реализации просто приведет к снижению мобильности населения.

Насколько точно повысится стоимость билета на плацкарт при дальних поездках, пока сказать тяжело. «Насколько позволят, настолько и повысится. Но по нашим исследованиям, эластичность спроса и предложения здесь очень высокая. Граждане очень болезненно реагируют на изменение цены билета. Ее повышение на 30% меняет транспортное поведение. Щадящее повышение на 10-15% вызывает раздражение, но не меняет. А уж как точно повысится цена на билеты, я вам не скажу. Это регулируемые тарифы. Тут еще вопрос политики», – объяснил корреспонденту «Полит.ру» директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. Его волнуют разговоры и о снижении субсидий на пригородные перевозки. Здесь люди не откажутся от поездок, но будут менять средства передвижения, что может привести дополнительное количество автомобилей в такие города, как Москва.

Обсудите в соцсетях

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Facebook Twitter Telegram Instagram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.