Водочка без селедочки

Россияне под Новый год могут остаться без излюбленной закуски. С прилавков магазинов может исчезнуть селедка, а та, что еще будет доступна, удивит своей ценой.

Глава Росрыболовства Андрей Крайний заявил, что из-за административных барьеров и высоких тарифов при увеличении вылова потребление рыбы в стране по итогам 2013 года может сократиться аж на 20 процентов — вместо 22 килограммов рыбы, которые съедал средний россиянин в 2012 году, сейчас потребление может составить лишь 18 килограммов.

Эксперты Росрыболовства прогнозируют, что потребление лососевых сократится на 10-12 процентов, а пикши и трески — на 6 процентов. Но самый большой удар по российским потребителям нанесет исчезновение сельди — ее потребление может упасть на 50-60 процентов.

Существует несколько факторов, которые по-отдельности вряд ли привели бы к резкому скачку цен, но вместе смогут создать проблемы.

Несмотря на общее увеличение улова, примерно на три процента сократился вылов рыб, которые в итоге оказываются у россиян на столе — лососевых, мойвы, камбалы, наваги, салаки, сайры, атлантической сельди, пикши, судака, леща, корюшки. Это произошло, в том числе, и из-за сокращения квот на добычу сельди в Атлантике. Квоты были сокращены для всех стран, так что сельдь дорожает по всему региону. Российские рыбаки смогли нарастить вылов сельди в Тихом океане, но тут вмешался второй фактор.

Внезапно оказалось, что вывозить рыбу за границу намного выгоднее продажи ее в пределах России. Причем дело не столько в спросе и платежеспособности населения, сколько в административных барьерах. Для экспорта рыбы компании достаточно собрать один пакет документов, который является достаточным и для предъявления его российским чиновникам, и для иностранных покупателей. Вступление России в ВТО заставило правительство снизить экспортные пошлины на рыбу, что еще более упростило вывоз. Для продажи рыбы на внутреннем рынке необходимо собрать гигантское количество разнообразных сертификатов, свидетельств, справок и прочих документов. В итоге дополнительно выловленную в Тихом океане сельдь оказалось выгодно продавать не в России, а в странах Юго-Восточной Азии.

Для примера глава Росрыболовства привел условного капитана, который решает, куда выгрузить рыбу — в российский порт или южнокорейский. Общение экипажа судна с южнокорейскими чиновниками начинается за 3 часа до захода в порт. Выгрузка, если нет никаких проблем, начинается через четверть часа после прибытия в порт.

Иначе дела сложатся у капитана, если он решит продать рыбу в России. Связаться с российским берегом придется за трое суток до прибытия в порт. За сутки необходимо отправить заявки в несколько проверяющих и контролирующих ведомств. После прибытия в порт, как правило, судно ждет еще не менее суток до начала разгрузки. Ветеринарное оформление может занять неделю.

В цену рыбу вмешались и транспортные накладки. Самая населенная часть страны — Центр и Поволжье — находятся далеко от морей и океанов, рыбу приходится вести по железной дороге. По сложившейся традиции с середины июня, когда начинается лососевая путина, происходит рост железнодорожных тарифов на перевозку рыбы с Дальнего Востока в Европейскую часть России. Летом 2013 года тариф вырос почти в полтора раза с 6 до 8,9 рублей за 1 килограмм рыбы.

Теперь чиновники Росрыболовства ломают голову над тем, как вернуть в Россию выловленные российскими же рыболовами морепродукты, причем желательно в рамках рыночной экономики — то есть при помощи финансового стимулирования.

Одна из возможностей привлечения рыболовов к внутреннему рынку — существенный пересмотр административных правил. Например, можно ввести в портах регламент обслуживания рыболовецких судов. Намного сложней будет заставить местных чиновников слаженно и быстро работать. Впрочем, угроза наказания может решить это затруднение.

Впрочем, как показывает практика, бизнесу не страшны любые чиновники, главное, чтобы была выгода. Есть предложение обнулить ставки сборов на водные биоресурсы для рыбопромышленников, которые поставляют продукцию на внутренний рынок. Таким образом продавать рыбу в России станет немного выгодней.

Наконец, можно немного ущемить экспортеров. Сегодня рыбаки, продавая свой улов за границу, имеют право на возврат НДС. Вся отрасль получает, таким образом, около девяти миллиардов рублей. В Росрыболовстве появилась идея отменить возврат НДС «для продукции с низким уровнем переработки». Таким образом, вывоз рыбы достаточно сильно подорожает и станет невыгоден.

Все эти меры могут помочь, но вряд ли дадут хоть какой-то эффект в ближайшее время. Затея перестройки работы аппарата в отдаленных портах может вовсе провалиться из-за известной косности чиновников. Снижение ставок различных сборов и повышение НДС для экспортеров рыбы необходимо будет долго согласовывать с Министерством финансов, которое не любит, когда кто-то вторгается в его компетенцию.

Исходя из всего этого, экономным россиянам придется подумать о том, стоит ли украшать новогодний стол традиционной селедкой под шубой. Да и «водочку» вскоре, похоже, чаще будут закусывать не «селедочкой», а, например, оливками. Они тысячелетиями растут на берегах Средиземного моря и пока никто не собирается вводить квоты на их сбор.