28 марта 2024, четверг, 19:44
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Президент Мечты

Георгий Маргвелашвили
Георгий Маргвелашвили
Фото: bellenews.com

Прошедшие президентские выборы в Грузии не оставили никакого пространства для толкований. После подсчета почти всех голосов кандидат от «Грузинской мечты» Георгий Маргвелашвили набирает чуть больше 62 процентов голосов и, таким образом, побеждает сразу в первом туре. Давид Бакрадзе, выдвинутый «Единым национальным движением», пока набирает почти 22 процента голосов.

Пожалуй, единственным сюрпризом стала достаточно низкая для Грузии явка — всего 46,6 процентов избирателей пришли к урнам. На предыдущих выборах голосовать стабильно приходили более половины грузин.

Проигрыш «Единого национального движения» в президентской гонке подвел черту под десятилетним правлением партии и ее лидера Михаила Саакашвили в Грузии. С одной стороны, за это время страна преобразилась, команде президента удалось выстроить на зависть соседям эффективный и компактный государственный аппарат. Чиновник и полицейский перестали ассоциироваться у населения со взятками и связями с криминалом.

С другой стороны, экономического чуда так и не произошло — темпы роста экономики Грузии были сравнимы с соседней Арменией, да и либертарианская политика правительства выглядела в последнее время достаточно странно, учитывая, что доля изъятия средств из экономики в государственный бюджет, в целом, была соизмерима с цифрами в соседних государствах. Плюс ко всему тупик, в который зашли отношения Тбилиси и Москвы во время президентства Саакашвили, конечно, мало кого радовал.

Первое принципиальное поражение «националы» потерпели в прошлом году на парламентских выборах. Большинство в парламенте получила коалиция «Грузинская мечта» Бидзины Иванишвили — российского миллиардера, который практически ниоткуда объявился в грузинской политике и на популистских лозунгах из разношерстных партий и сил сколотил коалицию, которая и выиграла выборы.

Обладатель многомиллиардного состояния Иванишвили обещал грузинам снизить тарифы на все коммунальные услуги, обеспечить стране дешевый бензин, повысить пенсии и победить безработицу. За один год управления страной его правительство не выполнило практически ни одного обещания — разве что несколько подняло пенсии. Это, однако, не помешало сотням тысяч граждан Грузии проголосовать за того, на кого указал премьер-министр.

 
Георгий Маргвелашвили. Фото: liberali.ge

До того, как Георгий Маргвелашвили стал официальным кандидатом от «Грузинской мечты» на пост президента страны, мало кто мог распознать в нем общественного деятеля. Закончив факультет философии Тбилисского государственного университета, Маргвелашвили в 1990-е году начал свою карьеру в качестве гида-проводника в горах. Когда ситуация в стране нормализовалась, Маргвелашвили вначале работал в Национальном демократическом институте международных отношений, а затем возглавил другую организацию, Институт общественных дел Грузии, откуда и перешел на работу министром образования в правительство Иванишвили, получив затем и пост вице-премьера.

Новый президент Грузии после вступления в должность будет обладать сильно меньшим объемом полномочий по сравнению с Саакашвили. В соответствии с поправками в конституцию страны, которые были приняты еще во время правления «националов», Грузия становится парламентской республикой. Президент теперь не будет обладать правом законодательной инициативы и не сможет отправить в отставку правительство, хотя при некоторых условиях все же сможет распустить парламент.

 
Нино Бурджанадзе

Характерно, что Давид Бакрадзе, кандидат от «националов», особо и не стремился побеждать на выборах. Его однопартийцы открыто заявляли, что цель ЕНД — закрепиться в качестве главной оппозиционной силы в стране. И это объяснимо: после поражения на парламентских выборах партии вовсе пророчили смерть. Множество кандидатов в президенты, в том числе Нино Бурджанадзе, набравшая в воскресенье около 10 процентов голосов, в целом поддерживали курс «Грузинской мечты», но критиковали ее лидера за слишком либеральное отношение к конкурентам из ЕНД. Несмотря на то, что уголовные дела были возбуждены в отношении десятков чиновников времен Саакашвили, костяк государственного аппарата оказался не тронут, да и сама партия готовится к местным выборам 2014 года в достаточно спокойной обстановке.

После того, как ставленник Иванишвили получил на выборах почти две трети голосов, все взгляды обращены именно на главу правительства. Дело в том, что он обещал уйти в отставку после того, как обеспечит поражение кандидата от ЕНД на президентских выборах и, таким образом, окончательно избавит Грузию от режима Саакашвили.

О своем нежелании задерживаться в политике надолго Иванишвили объявил еще до победы на парламентских выборах. С тех пор он неоднократно подтверждал свое намерение уйти с поста главы правительства после президентских выборов, однако в Грузии до сих пор в это до конца не верят.

 
Бидзина Иванишвили

Некоторые говорят, что Иванишвили останется «серым кардиналом» грузинской политики и будет управлять всем происходящим, не занимая никакого формального поста. Другие считают, что Иванишвили пришел в грузинскую политику для того, чтобы обеспечить вывод своих капиталов из России на Запад, и теперь спокойно бросит страну на произвол судьбы.

Интригует еще и то, что Иванишвили пока не назвал своего преемника на посту главы правительства — да и нет в его окружении политика, который хоть на сколько-нибудь был близок к премьеру по популярности.

Очевидно, что в случае ухода и Иванишвили, и Саакашвили со сцены, Грузию уже не будут возглавлять столь харизматичные политики. В Грузии популярна теория, что в постсоветское время народ избирал себе исключительно правителей-мессий. Звиад Гамсахурдиа был героем-освободителем страны. Впрочем, недолго. Эдуард Шеварнадзе, «старый лис», как его прозвали, был спасителем страны от гражданской войны. Михаил Саакашвили вел Грузию к свободе и процветанию. А Бидзина Иванишвили, похоже, хочет славы античного тираноборца.

Далеко, впрочем, не факт, что утеря мессианства в грузинской политике негативно отразится на жизни страны. Возможно, теперь имя грузинского президента не будет отскакивать от зубов каждого российского школьника (этому, конечно, поспособствует то, что из 23 претендентов грузины выбрали себе кандидата с самой длинной фамилией). Зато две главные политические силы в Грузии, похоже, постепенно учатся жить друг с другом в мире.

Уходящий президент Михаил Саакашвили в своем обращении обнадежил сторонников: он уверен, что «в Грузии не смогут победить силы тьмы и регресса, все трудности временны и страна продолжит движение вперед».

 
Давид Бакрадзе

Давид Бакрадзе не вывел своих сторонников на улицы Тбилиси, а поздравил Георгия Маргвелашвили с победой. Тот, в свою очередь, заявил, что «свободный народ свободно выбирает свое правительство и людей, которые должны служить ему» и поблагодарил за поддержку Иванишвили.

Сам Иванишвили, без воли которого Маргвелашвили, вероятно, не получил бы и одного процента голосов, попросил у сторонников один год на то, чтобы Грузия стала успешной страной. «Мы испытаем большой стресс, нам понадобится год, чтобы показать всему миру, насколько Грузия успешная страна», — заявил Иванишвили, выступая перед офисом своей партии.

Пока неизвестно, в каком статусе проведет этот год сам Иванишвили, но грузинский народ явно дал ему право работать и дальше.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.