Аферный геномный набор

Федеральной службе исполнения наказаний, которая заведует всеми российскими тюрьмами и колониями, не удалось без скандала собрать у всех осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления образцы ДНК. Вместо ожидаемых споров с правозащитниками или непонимания со стороны заключенных Следственный комитет выявил махинацию при закупке материалов для сбора геномной информации.

Следственный комитет начал расследование мошенничества (ч. 4 ст. 159 УК) в отношении руководителей Управления организации медико-санитарного обеспечения (УОМСО) ведомства, которые ответственны за закупку в 2012 году за 87 миллионов рублей наборов для геномной регистрации, применение которых на территории России (совершенно неожиданно для чиновников ФСИН) оказалось запрещено.

Следователи считают, что чиновники злонамеренно обманули конкурсную комиссию, заявив, что московская компания «НТЦ Прогресс-Технология» продает товар со всеми необходимыми сертификатами.

К раскрытию аферы приложили руку в самой Федеральной службе исполнения наказаний. По данным газеты «Известия», именно ее служба собственной безопасности «заложила» руководство УОМСО перед следователями.

Напомним, весной 2013 года ФСИН в рамках закона «О государственной геномной регистрации» начала реализовывать амбициозный проект создания базы образцов ДНК всех российских заключенных. Начать было решено с тех, кто находится в колониях за тяжкие и особо тяжкие преступления — убийства, разбои, насилие и т. д. С одной стороны, задача стоит достаточно сложная: таковых в местах лишения свободы абсолютное большинство, 589 из 693 тысяч человек. С другой стороны, рецидив преступлений именно этих граждан наиболее опасен для общества.

Ежегодно места лишения свободы покидает около 300 тысяч человек и, по статистике, примерно каждое пятое преступление в стране совершается уже отсидевшими гражданами. Наличие единой базы ДНК, легко доступной для следственных органов, может упростить раскрытие преступлений, а значит увеличить вероятность обнаружения преступника, что, в теории, сократит число преступлений.

Также наличие ДНК-меток может бороться с популярным в последнее время способом побега из-под стражи, когда один заключенный путем обмана выходит из тюрьмы вместо другого, срок которого истекает.

Для самих заключенных процедура геномной регистрации выглядит как простой забор крови из пальца. Но дальше образец крови отправляется в специальный центр, где регистрируется, анализируется и заносится в федеральную базу данных.

Впрочем, насколько можно судить из открытых источников, пока ни одно преступление не было раскрыто с помощью базы ДНК преступников — возможно из-за того, что она практически пуста. Заполнением базы ДНК пока занимается только Министерство внутренних дел — полицейские берут образцы из следов на местах преступлений. В теории, в будущем некоторых заключенных даже могут оправдать и выпустить из тюрьмы из-за несовпадения их ДНК со следами на месте преступления. Такие случаи, например, были нередки в Соединенных Штатах после того, как суды стали признавать анализ ДНК в качестве доказательств.

Простые законопослушные граждане России также могут пройти геномную регистрацию — на совершенно добровольной основе, но, правда, за собственные деньги.

Формально работа над базой началась еще в прошлом году, однако массовая закупка «наборов для взятия геномного материала» началась только в 2013. Предполагалось, что 189,5 тысяч наборов для практически всех управлений ФСИН будут закуплены по 450 рублей за штуку. Потратить, соответственно, на данный этап проекта планировалось не более 85 миллионов рублей. Цена эта представляется вполне нормальной, по крайней мере, на одном из самых популярных генеалогических сайтов geni.com тесты ДНК примерно столько и стоят.

Однако на этапе закупки специальных наборов у ФСИН возникли проблемы. По версии следователей, руководители Управления организации медико-санитарного обеспечения ведомства составили заявку на проведение закупки таким образом, что выиграть его могла только одна компания — «НТЦ Прогресс-Технология», возглавлял которую Игорь Меркулов.

При этом требования к закупаемому продукту были составлены так, что просто не соответствовали российским стандартам. В результате компания «НТЦ Прогресс-Технология» предложила государству купить у нее наборы Nucleac-Cardcit, которые были произведены итальянской фирмой Copan Flock Techologies. Возможно, это не самые плохие наборы, но выданного российскими компетентными органами сертификата соответствия у них нет, а значит ни Федеральная служба исполнения наказаний, ни какое-либо другое ведомство использовать их просто не имеет права.

Характерно, что еще в июне 2013 года произошла ликвидация фирмы «НТЦ Прогресс-Технология». За Игорем Меркуловым числятся несколько компаний, но практически все они уже ликвидированы. Таким образом, единственный, кто может понести наказание за закупку государством бесполезных наборов за 80 миллионов рублей — собственно чиновник ФСИН.