6 июня 2023, вторник, 18:34
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

18 ноября 2013, 11:43

Непосадочная конфигурация

Авиакатастрофа в Казани
Авиакатастрофа в Казани
Фото: mvd.tatarstan.ru

В Татарстане 18 ноября объявлен днем траура по 50 жертвам авиакатастрофы в аэропорту Казани. Самолет Boeing 737 авиакомпании «Татарстан», выполнявший рейс из столичного аэропорта «Домодедово» в Казань, потерпел крушение примерно в 19:26 17 ноября при заходе на посадку. Не выжил ни один из 44 пассажиров и шестерых членов экипажа.

Так оказалось, что среди 44 пассажиров упавшего самолета было немало известных людей. Погиб 24-летний сын президента Татарстана Ирек Минниханов. Жертвой cтал глава регионального управления ФСБ Александр Антонов. Пассажиром злополучного рейса была супруга спортивного комментатора канала «Россия-2» Романа Скворцова Эллина, она летела в Казань вместе с 11-летней дочерью. Также на борту были две иностранки — гражданки Украины и Великобритании.

Семьи всех погибших получат по 2 миллиона рублей от страховой компании «Согаз», также по миллиону рублей планирует выделить правительство Татарстана из резервного фонда.

 
Фото: mvd.tatarstan.ru

Крушение произошло из-за того, что лайнер при посадке задел крылом землю. О причинах катастрофы говорить пока рано, однако известно, что погода в Казани в воскресенье вечером была хоть и не идеальная, но вполне летная. Несмотря на это, пилоты непосредственно перед посадкой сообщили диспетчерам, что по техническим причинам вынуждены зайти на второй круг.

Авиадиспетчер Кирилл Корнишин в эфире телеканала «Россия 24» рассказал, что пилот доложил об уходе на второй круг и сообщил, что «у него непосадочная конфигурация». «Я ему дал набор, как это должно быть стандартно. Он подтвердил. И не ушел. Это буквально через несколько секунд произошло», сказал диспетчер.

Представитель Следственного комитета Александр Полтинин сообщил журналистам, что причины, которые заставили пойти пилота самолета на второй круг, пока неизвестны. «Сейчас ведется работа, выясняются все обстоятельства», — сказал он.

 
Фото: mvd.tatarstan.ru

Одна из самых очевидных версий аварии — ошибка экипажа. Например, пилот мог не рассчитать того, что даже после начала маневра захода на второй круг самолет продолжает какое-то время по инерции опускаться. Впрочем, пилоты были достаточно опытные и должны были владеть азами хоть и сложного, но штатного маневра захода на второй круг.

Другая версия катастрофы — поломка воздушного судна.

Упавший самолет нельзя назвать новым — свой первый полет он совершил 18 июня 1990 года. С тех пор он успел полетать во Франции, Уганде, Бразилии, Румынии и Болгарии.

Более того, с этим судном уже несколько раз случались проблемы. 17 декабря 2001 года самолет получил значительные повреждения при посадке в бразильском аэропорту Танкреду Невес. Экипаж самолета тогда планировал посадку в другом аэропорту, однако из-за плохой погоды был вынужден отклониться от курса и, в итоге, приземлился за 70 метров до ВПП. При ударе о край полосы сломалась левая стойка шасси. Впрочем, никто из находившихся на борту 108 человек не пострадал.

27 ноября 2012 года, когда самолетом уже пользовалась авиакомпания «Татарстан», через 20 минут после вылета из Казани по направлению в Москву датчики зафиксировали частичную разгерметизацию, в пассажирском салоне были даже автоматически выброшены кислородные маски. Экипаж решил вернуться в Казань, пассажиры и экипаж не пострадали. Впрочем, пресс-служба «Татарстана» уверяет, что это происшествие случилось с другим самолетом Boeing 737, который уже не используется авиакомпанией.

В любом случае, 23 года — не тот возраст, когда воздушные суда списываются, есть самолеты, которые поднимаются в небо и тридцать лет подряд, и даже больше. Каждый самолет при любом раскладе в аэропорту вылета проходит стандартную предполетную подготовку. Однако конкретно у «Татарстана» с этим могли возникнуть проблемы — в последнее время у авиакомпании были финансовые трудности. Незадолго до катастрофы аэропорт Казани даже подал иск к авиакомпании в 266 миллионов рублей. Эту сумму компания задолжала за обслуживание самолета. В сентябре 2013 года забастовку устроил обслуживающий персонал «Татарстана», люди были недовольны задержками зарплаты.

Ространснадзор уже начал проверку авиакомпании. Чиновники должны выяснить, насколько четко соблюдал «Татарстан» законы, которые должны обеспечить безопасность полетов.

 
Фото: mvd.tatarstan.ru

 В связи с авиакатастрофой в Казани могут вновь всплыть на поверхность претензии к мелким и средним российским авиакомпаниям, которые когда-то возникли на базе советских областных авиаотрядов «Аэрофлота». Считается, что для получения достаточной прибыли, которая позволит поддерживать всю технику в должном состоянии, необходим размер парка, по крайней мере, в несколько десятков самолетов. В России у многих авиакомпаний всего несколько самолетов. Флот «Татарстана» насчитывает девять бортов.

Региональные перевозчики, однако, сохраняются, в том числе и потому, что власти субъектов Российской Федерации уверены в том, что наличие собственной авиакомпании повышает их престиж. Тот же «Татарстан» именует себя национальным перевозчиком республики и 50 процентов его акций принадлежат правительству региона. Еще по 25 процентов находятся в собственности болгарской компании «Болгериан авиейшн групп» и ООО «Ескана Русия».

Другие версии — например теракт и проблемы в аэропорту — хоть и рассматриваются следствием, но явно не являются приоритетными. К расследованию, помимо всех компетентных российских органов, планирует подключиться компания Boeing, три ее специалиста отправлены в Россию.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2023.