28 марта 2024, четверг, 22:14
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

20 ноября 2013, 15:39

Патриотический способ управления

Лев Николаевич Толстой
Лев Николаевич Толстой

Как меняются представления россиян о патриотизме в последние годы? Вопрос не тривиальный. Российские чиновники и публичные политики часто сетуют на то, что для патриотизма нам чего-то не хватает. Духовных скреп каких-нибудь, да и Запад с его тлетворным влиянием постоянно норовит как-то снизить накал чувств россиян по отношению к Родине и тем самым разрушить величие России.

Чтобы этого не допустить, чиновники и депутаты трудятся, не покладая рук (например, что-нибудь придумают про исполнение гимна в школах ). Число депутатских инициатив на ниве патриотизма и вовсе не сосчитать. И еще масса иных, не всегда депутатских инициатив (депутат ныне слово потешное или ругательное, а бывает про патриотизм начинают говорить люди и впрямь уважаемые) вроде создания патриотической линейки продуктов — от кинофильмов до компьютерных шутеров, возрождение зарниц и прочих «военно-патриотических» игрищ, борьба с умалением роли СССР во Второй мировой войне (будто среди наших граждан кто-то всерьез сомневается, что войну выиграли мы и война эта была священной) и так далее.

Проблема кажется властям весьма актуальной. В администрации президента есть теперь целое управление по общественным проектам (создано в октябре 2012 года), на которое возложены следующие задачи: «информационно-аналитическое и организационное обеспечение реализации президентом его конституционных полномочий по определению основных направлений государственной политики в области патриотического воспитания; подготовка в пределах своей компетенции, обобщение и представление президенту и руководителю администрации президента материалов и предложений по укреплению духовно-нравственных основ российского общества, совершенствованию работы по патриотическому воспитанию молодёжи, разработке и реализации общественных проектов в этой области; организация и обеспечение взаимодействия главы государства с общественными объединениями и иными структурами гражданского общества». Целое управление по патриотизму, если короче.

Возможно, и впрямь время бить тревогу, раз уж власти, что ни неделя преподносят новую идею по возрождению патриотических чувств у вверенного им населения? «Социологи фиксируют снижение патриотических чувств» - пугает газета «Коммерсантъ» и кажется, что да, власти в своем праве — патриотизм под угрозой. Впрочем, как видно из цифр «Левада-центра», с 2000 года по настоящее время число россиян, называющих себя патриотами, сократилось всего на несколько процентов — с 77 до 69. Предыдущий замер в 2010 году зафиксировал примерно то же число декларирующих себя патриотами, что и замер нынешний — 70 процентов. Число уверенных, что они не являются патриотами, увеличилось с 16 процентов в 2000-м до 19 в 2010 и 2013-м годах. В общем — причин для паники нет.

Иное дело, что значительно сократилось число респондентов, полагающих, что «быть патриотом» означает «работать/действовать во благо/для процветания страны». Раньше эта формулировка была мила 35 процентам, сегодня таковых насчиталась лишь пятая часть опрошенных. Большинство же и раньше, и сейчас полагали, что патриотизм — это просто «любовь к Родине», и любить ее и быть патриотом — это синонимы. Не надо доблестно трудиться, надо просто любить Россию — и того для россиян в принципе достаточно.

Но в общем российским властям нечего бояться и незачем городить огород — большинство или даже подавляющее большинство населения вполне себе любят Родину, что бы они под этим ни понимали. Так о чем тогда речь идет со стороны власть предержащих? Кажется, что о том же примерно, на что жаловался Лев Николаевич Толстой более сотни лет назад. 

«Не воображаемый, а действительный патриотизм, тот, который мы все знаем, под влиянием которого находится большинство людей нашего времени и от которого так жестоко страдает человечество, - не есть желание духовных благ своему народу (желать духовных благ нельзя одному своему народу), ни особенности народных индивидуальностей (это есть свойство, а никак не чувство), - а есть очень определенное чувство предпочтения своего народа или государства всем другим народам или государствам, и потому желание этому народу или государству наибольшего благосостояния и могущества, которые могут быть приобретены и всегда приобретаются только в ущерб благосостоянию и могуществу других народов или государств», - писал русский классик с статье «Патриотизм и правительство» в 1900-м году. «Казалось бы очевидно, что патриотизм, как чувство, есть чувство дурное и вредное; как учение же - учение глупое, так как ясно, что если каждый народ и государство будут считать себя наилучшими из народов и государств, то все они будут находиться в грубом и вредном заблуждении», - а вот в современной России так не кажется. 

Толстой видит причины «разжигания» подобного патриотизма — чувства, по его мнению, сугубо вредного — как раз в деятельности правительств, что таким образом удерживающихся у власти.

«Правящие классы … могут удерживать свое исключительно выгодное в сравнении с народными массами положение только благодаря государственному устройству, поддерживаемому патриотизмом. Имея же в своих руках все самые могущественные средства влияния на народ, они всегда неукоснительно поддерживают в себе и других патриотические чувства, тем более, что эти чувства, поддерживающие государственную власть, более всего другого награждаются этой властью. Всякий чиновник тем более успевает по службе, чем он более патриот; точно так же и военный может подвинуться в своей карьере только на войне, которая вызывается патриотизмом... В руках правящих классов войско, деньги, школа, религия, пресса. В школах они разжигают в детях патриотизм историями, описывая свой народ лучшим из всех народов и всегда правым; во взрослых разжигают это же чувство зрелищами, торжествами, памятниками, патриотической лживой прессой; главное же, разжигают патриотизм тем, что, совершая всякого рода несправедливости и жестокости против других народов, возбуждают в них вражду к своему народу, и потом этой то враждой пользуются для возбуждения вражды и в своем народе» - так это выглядит по Толстому.

Впрочем, рассуждай Толстой в таком наклонении в наши дни, он стал бы «врагом России» раньше, чем успел бы написать что-то подобное. Эдак его бы и из школьной программы выкинули, за речи его непатриотические.

Наверно и справедливо бы сделали. Писал ведь он в своей статье «Христианство и патриотизм» в 1894 году: «Правительства уверяют народы, что они находятся в опасности от нападения других народов и от внутренних врагов и что единственное средство спасения от этой опасности состоит в рабском повиновении народов правительствам. Так это с полной очевидностью видно во время революций и диктатур и так это происходит всегда и везде, где есть власть. Всякое правительство объясняет свое существование и оправдывает все свои насилия тем, что если бы его не било, то было бы хуже. Уверив народы, что они в опасности, правительства подчиняют себе их. Когда же народы подчинятся правительствам, правительства эти заставляют народы нападать на другие народы. И, таким образом, для народов подтверждаются уверения правительств об опасности от нападения со стороны других народов. Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм». 

То есть Толстой полагает, что российская власть, говоря о насаждении патриотизма, просто пытается придумать «разводку» для российского населения. Для того, чтобы манипулировать общественным мнением, а самой и далее удерживаться у власти. Это непатриотично, эдак можно и до «Путина под суд» договориться!

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.