10 декабря 2019, вторник, 23:08
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Где живут инновации

«Композиция IV», Василий Кандинский
«Композиция IV», Василий Кандинский
 
Интеллектуальный партнер проекта

Об инновациях в окуржающем нас мире, умных городах и больших данных из науки, рассказывает известный специалист в области сбора и обработки данных Иван Бегтин, глава неправительственного партнерства «Инфокультура».

Инновации обычно возникают при появлении новых технологий, которые зависят от развития науки и техники, или когда старые технологии становятся паритетными в связи с изменением среды, технологической, социальной и любой другой.

Навскидку можно выделить три связанных направления:  первое – большие данные, второе – инновации в сфере потребления, третье – применение междисциплинарных исследований.

 
Иван Бегтин

В моей сфере одна из ключевых тем – это большие данные. Общий смысл в том, что огромное количество информации накапливается в самых разных формах и когда есть задача обработать  эти большие объемы, можно строить новые технологии: технологии больших данных, технологии извлечения информации, технологии управления.

Чаще всего большие данные идут из науки, и люди в большие данные идут из науки. Используемые в бизнесе технологии, как правило, тоже приходят из научной среды, из фундаментальных и прикладных исследований. Это только у нас компании существуют внутри себя, в большинстве же стран у каждой есть кафедры при университетах.

Самый известный пример  – метеоданные:  чтобы построить метеокарту местности, нужно обработать колоссальные объемы данных. Далее, экономическое моделирование – берем, к примеру, демографическую ситуацию сейчас и моделируем ее на ближайшие 20 лет. Это не даст полной картины, но у нас будет несколько сценариев развития. Все это требует огромных расчетов. Биоинформатика, расчеты геномов, ядерная физика строятся на огромном количестве расчетов.

Кроме того, есть исследования,  в которых люди анализируют вероятность катастрофы по твиттам: отслеживают  увеличение количества твиттов из определенного места,  их содержание,  проводят семантический анализ. Все это делается для оптимизации реагирования на катастрофы. Так делают в Америке, Европе, Японии. Твиттер – это пример использования социальных сетей реального времени. Это инновация применения технологий в изменившейся социальной среде. Инновации не всегда коммерциализированы, зачастую они имеет общественно-социальное применение.

Второе направление – технологии извлечение информации  – как самыми разными способами извлечь информацию о людях. Для того,  чтобы показать релевантную рекламу, исследователи обрабатывают огромные объемы данных, занимаются профилированием пользователя, чтобы понять, что ему показать. Это, по сути, тоже одно из применений больших данных – анализ покупателей, то, чем занимается Wal-Mart, Google, Yahoo, Microsoft  и другие компании.

Например, как составить профиль покупателя, если у него есть телефон. Есть определенные шаблоны поведения: как человек выбирает и использует  программы, а есть бизнес, который ставит программы, «сидящие» на заднем фоне и наблюдающие, как ты это делаешь, после чего составляют профиль покупателя.

В свое время один прибалт (Илья Лаурс – "Полит.ру") придумал программу, в которой в бесплатном режиме ты можешь попробовать много разных приложений – GetJar. Ты помогаешь разработчикам, пользуясь новинками, а программа параллельно анализирует твою активность и сообщает результат разработчикам – покупает ли человек приложения, совершает ли покупки в интернете, смотрит ли рекламу.

Третье направление в инновациях возникает в междисциплинарной сфере. Совсем очевидные –на стыке социологии, больших данных, компьютеров, технических возможностей. Социология пользования мобильными устройствами, изучающая шаблоны принятия решений и поведения имеет прямую коммерческую ценность. Точно также как социология с рекламным рынком, по анализу того, что происходит в жизни, моделирует поведение покупателя и позволяет разработать стратегии продвижения продукта.

Есть такой сервис – «Кнопка жизни», социальное предпринимательство. Пожилому человеку дается брелок с вдавленной (случайно не нажмешь) кнопкой, он вешается на шею. Эта кнопка – сигнал бедствия, SOS. При нажатии кнопки сигнал отправляется в службу спасения скорой помощи. Так решается проблема того, что люди, в том числе пожилые, часто падают. Это пример инноваций в персонализации услуг и потребностей – на стыке технологии и социологии.

Есть другое направление – «умные» города, дома, все smart, даже smart government (умное правительство). Это, как правило, очень технологическая попытка реализовать управление той или иной средой.

Если говорить про дом - это удобное управление домом. Например, когда человек находится перед телевизором и имеет один пульт управления всем. Сейчас это переходит к тому, что все устройства подключены через интернет. Например, есть очень популярное американское устройство baby-sitter, которое напевает ребенку песенки, позволяет родителям удаленно коммуницировать с ребенком.

Одна из возможностей «умных» городов (smart city)– индикативность . Когда ты приезжаешь в умный город и собираешься в кафе, ты заранее знаешь, есть там места или нет . Когда стоишь на остановке, точно знаешь, сколько ждать троллейбуса. У нас были подобные табло, но эффективней делать приложения для мобильных телефонов. А для этого непосредственно городу не надо ничего делать.

Глобальная концепция smart city у нас слабая. Вот в Нью-Йорке городские власти оборудовали все подчиненные им городские здания электросчетчиками и в реальном времени транслируют в интернет энергопотребление. Таким образом, можно отслеживать потребление энергии, всплески и т.д. и по этим показаниям понимать, как повышать эффективность , например, через использование специальных аккумуляторов, которые ночью запасают электричество, а днем отдают, или правильным образом остеклить  здание с целью энергосбережения. Такого довольно много.

В России та часть инноваций, которая завязана на чиновниках и государстве движется очень тяжело. Как недавно правильно говорил Шувалов, до тех пор, пока в России куча нефтяных денег, модель государственной инноватики невозможна. Единственный вариант – когда все затягивают пояса, идет жесткое недофинансирование и другого варианта кроме как снижение издержек – нет. В Европе значительная часть инноваций идет от бедности. В Европе, когда у городов не хватает денег, они начинают урезать бюджет, в России, когда у городов нет денег, они начинают просить у государства, вернее, у них всегда нет денег, и они всегда получают деньги у государства.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
«Ангара» Африка Византия Вселенная Гренландия ДНК Иерусалим КГИ Луна МГУ Марс Монголия НАСА РБК РВК РГГУ РадиоАстрон Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Русал СМИ Сингапур Солнце Титан Юпитер акустика антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика бактерии бедность библиотеки биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера викинги вирусы воспитание вулканология гаджеты генетика география геология геофизика геохимия гравитация грибы дельфины демография демократия дети динозавры животные здоровье землетрясение змеи зоопарк зрение изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции ислам исламизм исследования история карикатура картография католицизм кельты кибернетика киты климатология клонирование комары комета кометы компаративистика космос культура лазер лексика лженаука лингвистика льготы мамонты математика материаловедение медицина металлургия метеориты микробиология микроорганизмы мифология млекопитающие мозг моллюски музеи насекомые наука нацпроекты неандертальцы нейробиология неолит обезьяны общество онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты перевод питание планетология погода политика право приматы природа психиатрия психоанализ психология психофизиология птицы ракета растения религиоведение рептилии робототехника рыбы сердце смертность собаки сон социология спутники старение старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология фольклор химия христианство цифровизация школа экология электрохимия эпидемии эпидемиология этология язык Александр Беглов Дмитрий Козак Древний Египет Западная Африка Латинская Америка НПО «Энергомаш» Нобелевская премия РКК «Энергия» Российская империя Сергиев Посад альтернативная энергетика аутизм биология бозон Хиггса глобальное потепление грипп защита растений информационные технологии искусственный интеллект история искусства история цивилизаций исчезающие языки квантовая физика квантовые технологии климатические изменения компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор криминалистика культурная антропология междисциплинарные исследования местное самоуправление мобильные приложения научный юмор облачные технологии обучение одаренные дети педагогика персональные данные подготовка космонавтов преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека русский язык сланцевая революция физическая антропология финансовый рынок черные дыры эволюция эмбриональное развитие этнические конфликты ядерная физика Вольное историческое общество жизнь вне Земли естественные и точные науки НПО им.Лавочкина Центр им.Хруничева История человека. История институтов дело Baring Vostok Протон-М 3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PayPal PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.