Богачи у власти

Чиновники получают приличные деньги — такой вывод можно сделать из свежих данных Росстата, который посчитал среднюю зарплату служащих различных министерств и ведомств с января по сентябрь текущего года. Самый богатые люди работают на государство в администрации президента. Там средняя зарплата за этот период составила 190 тысяч рублей.

Чуть меньше получают сотрудники аппарата правительства — они зарабатывали за этот год 184 тысячи. И далее по убывающей: среднестатистический сотрудник Минобороны и МВД получает примерно 80 тысяч, в аппарате Госдумы — 84 тысячи, в Совете Федерации — 96 тысяч. Меньше всего получают чиновники Государственной фельдъегерской службы (38,1 тысяча рублей), Роскосмоса (42,1 тысяча рублей) и Росимущества (42,2 тысячи рублей). Неплохо зарабатывают судьи Конституционного суда — у них средняя зарплата составляет примерно 110 тысяч. Правда, до чиновников из АП и правительства не дотягивают.

В целом абстрактный «усредненный» госслужащий зарабатывал 81 тысячу 600 рублей, а по сравнению с прошлым годом этот показатель увеличился примерно на треть. Много это или мало? Бог его знает. Все-таки статистика — это средний показатель «по больнице». На практике, понятное дело, рядовые чиновники получают существенно меньше руководства. Но все равно суммы получатся довольно значительные.

Не дорого ли обходятся россиянам бюрократы? Вопрос тоже непростой. Повышение зарплат госслужащих, надо сказать, проходило параллельно с монетизацией их льгот. Теперь все за почти все платят сами, зато зарплаты существенно подросли. С другой стороны, работа и впрямь серьезная  и довольно напряженная. Иные чиновники буквально живут на работе, женаты на работе и спят с работой. Ненормированный рабочий график практически у всех. Такие условия труда, несомненно, надо компенсировать — и материальная мотивация кажется нормальным стимулом.

Все-таки было время, когда зарплаты отечественных бюрократов были откровенно нищенскими, при довольно серьезном уровне столичных цен было даже непросто найти толковых сотрудников. Что порождало не только проблемы с поиском кадров, но известные коррупционные риски. Сотрудник аппарата федерального ведомства все-таки занимается распределением каких-то госсредств, и если его не устраивает уровень дохода, он вполне может «компенсировать» деньги самостоятельно. То есть воровать или брать взятки. Собственно, с этой целью госслужащим и повышали зарплату в последние годы. Чтобы чиновники были меньше мотивированы для воровства.

Бог его знает, дало ли повышение выплат плоды. Власть, с одной стороны, говорит о том, что повышение зарплат — дело хорошее, но и с коррупцией ситуация власти не нравится. Видимо, эффект еще не сказался.

Россияне в целом чиновниками недовольны, а в усилия власти по борьбе с коррупцией не очень верят. Скажем, в то, что в декларациях отражена большая часть доходов чиновников, в 2012 году верило в общей сложности 15 процентов, а вот 70 процентов данным деклараций так или иначе не доверяли. В эффективность запрета на зарубежные счета и недвижимость в апреле 2013 года верили лишь 12 процентов респондентов «Левада-центра». А вот 37 процентов полагали, что «через несколько месяцев про него (закон) забудут и все будут жить как раньше». Данные по зарплатам, скорее, могут вызвать раздражение россиян, нежели убедить их в том, что чиновникам незачем воровать — у них и без того приличные доходы.

Есть и иное обстоятельство, почему повышение зарплат — не очень хорошо. Госуправление — занятие, разумеется, ответственное, но кратный рост зарплат чиновников увеличивает риски перекоса на рынке труда. Если чиновники федеральных ведомств будут получать больше, чем в частном секторе, то мотивация стать чиновником будет расти. Уже сегодня чиновники занимают лидирующие позиции в опросах о «самой выгодной профессии», а могут вырваться в безусловные лидеры. Молодежь тоже все чаще говорит о работе на государство как о желаемом будущем.

Меж тем чиновники все-таки не производят (ну или почти не производят) «добавленной стоимости» - они, скорее, тратят деньги, чем зарабатывают. Если лучшие кадры страны будут искусственно перетекать в сферу госуправления, то экономике лучше не будет. Госуправлению, вероятно, будет лучше, но не экономике. Успокаивает то, что чиновников относительно немного — Росстат считал зарплаты всего 38 тысяч госслужащих. Остается надеяться, что такое количество бюрократов Россия сможет прокормить.