Мнимое подорожание

С 1 января 2014 года в московском метро подорожают билеты на одну и две поездки. Сейчас приобрести такой билет в автоматах можно за 30 и 60 рублей соответственно, с Нового года их цена возрастет на треть — до 40 и 80 рублей. Одновременно увеличится цена билетов на наземный транспорт, с 25 и 50 рублей до 30 и 60 соответственно.

Глава столичного департамента транспорта Михаил Ликсутов, заявляя об очередных изменениях в тарифном меню, похоже, не ожидал бурной реакции, которую вызовет эта новость.

Логику Ликсутова понять легко и просто. Когда Собянин назначил его начальником всего транспортного комплекса столицы, очереди в кассах метрополитена были рядовым явлением. Москвичи ругали городские власти и лично начальника столичного метро Дмитрия Гаева за «пробки» при покупке билетов, однако сами не желали покупать многоразовые проездные или, например, оплачивать месячный проездной не первого числа текущего месяца, а хотя бы за неделю до этого.

Отчасти такое поведение москвичей стимулировалось прежним руководством метрополитена. Билеты на пять и более поездок имели достаточно грабительский срок действия в 45 дней. Руководство метрополитена оправдывалось тем, что пассажиры в своей массе расходуют все записанные на билет поездки, однако умалчивало о том, что небольшой срок действия вынуждает покупать билеты на меньшее количество поездок, а значит, чаще стоять в очередях перед кассами.

О причине такой политики можно было только догадываться. Некоторые списывали ее на глупость и косность руководителей транспортной системы Москвы во времена Лужкова, некоторые — на то, что бланки для билетов московский метрополитен закупал по 10 рублей за штуку у компании, которую по удачному стечению обстоятельств возглавлял сын начальника подземки Дмитрия Гаева.

Как бы то ни было, даже отчет метрополитена за 2012 год показывает, что 18,1% заходов в метро было совершено при помощи одно- или двухразовых билетов. В 2011 году таковых пассажиров было чуть меньше, 15,2%. Иными словами, каждый шестой пассажир перед поездкой в метров обязательно выстаивал очередь в кассах — так что понимающие люди никогда не удивлялись этому явлению.

Новое руководство столичного транспортного комплекса во главе с Максимом Ликсутовым начало решать проблему очередей в кассах практически единственным возможным способом: стимулированием покупок «длинных» проездных. Для этого было разработано и в 2013 году внедрено новое тарифное меню. Работа шла в двух основных направлениях.

Во-первых, были сделаны более привлекательные длинные проездные. Они стали позволять ездить не только на метро, но и на наземном транспорте — теперь москвичам не нужно было иметь два проездных и постоянно в них путаться. Одновременно были массово внедрены выделенные полосы для автобусов и троллейбусов, что заметно увеличило их скорость на магистралях, а значит, сделало более привлекательными для пассажиров.

Во-вторых, было сделано все, чтобы отучить москвичей от покупки билетов на одну и две поездки. Департамент транспорта изначально вообще хотел отказаться от практики продажи этих билетов. Для тех, кому все-таки принципиально важна возможность оплатить именно одну поездку, в апреле 2013 года была введена карта «Тройка», которая стоила 50 рублей (за эти же деньги ее можно сдать обратно в кассу метрополитена) и на которую можно закинуть сколько угодно денег, в том числе и 28 рублей для совершения одной поездки.

Тогда же Максим Ликсутов имел неосторожность сказать журналистам, что стоимость одной поездки в 2014 году не изменится — он имел в виду, что владельцы «Тройки» могут положить на нее 28 рублей и через сколь угодно долгий промежуток времени использовать одну поездку, даже если к тому времени тарифы изменятся.

Однако возмущенная общественность, которая решила вступиться за тех несчастных, кто приезжает на один вокзал, едет в метро на другой и тут же навсегда покидает столицу, отбила одноразовые билетики. Департамент транспорта сохранил возможность их покупки, подняв, впрочем, цену с 28 до 30 рублей. Вначале планировалось, что такие билетики будут продаваться только в автоматах возле касс, однако благодаря реформе тарифного меню покупать разовые билетики стали только 5% пассажиров, что уже сильно сократило очереди, так что возможность покупки «коротких» билетов в кассах сохранили.

Вынужденно сохранив в тарифном меню позицию «билеты на 1 и 2 поездки», Департамент транспорта не отказался от идеи дестимуляции их покупок. Отсюда достаточно естественное решение — повысить цену на эти билеты, сохранив неизменным тариф для держателей «Троек», которая к сегодняшнему дню стала еще удобнее, на нее можно записывать абонементы на электрички, а также «длинные» проездные на метро и наземный общественный транспорт.

Департамент транспорта вряд ли ожидал, что его решение приведет к целому валу негодования общественности. Ведь благодаря новому тарифному меню билеты на 1 и 2 поездки покупаются втрое реже, чем год назад. Цены на проезд в метро фактически в последний раз поднималась 1 января 2011 года — с тех пор можно тем или иным способом проехаться под землей за 28 рублей.

Однако недовольство столичным Департаментом транспорта, видимо, копилось слишком долго. Тут и платные парковки в центре, которые в принципе все поддерживают, но из своего кошелька отдавать ничего не хочется, и те самые выделенные полосы, идея которых также ясна и понятна, но только не на том шоссе, по которому конкретный автолюбитель каждый день ездит на работу, и общественный транспорт, который никак не становится быстрым и удобным, как в Женеве.

А выплеснулось недовольство из-за новостных заголовков «проезд в столичном метро подорожает до 40 рублей». Заголовок оказался, как обычно, броский, но не слишком правдивый.