В рамках цикла интервью об устройстве науки, технологии и бизнеса Александр Сизинцев, генеральный директор Biletix, поделился с Pro Science опытом и представлениями о развитии стартапов. Беседа состоялась во время вручения премии «Стартап года» 2013.
В travel-сфере мы уже долго, за нами стоит крупный холдинг Випсервис, один из лидеров по продаже авиа и ж/д билетов. В свое время я 8 лет возглавлял его финансовую службу, при этом у меня техническое образование, и когда возникла возможность уйти в технологическую часть, я ее и возглавил.
У нас есть два крупных решения для рынка, связанные с B2B и B2C составляющими. Я возглавил обе, мы активно двинулись и стали одним из лидеров travel-рынка. С этой точки зрения мы из классической офлайновой компании достаточно быстро и небольшими силами развили мощное онлайн направление.
Молодежь очень быстро превращает идею в конкретную реализацию, поэтому мы активно присматриваемся к стартапам. Мы сами прошли такой же путь и нам интересно анализировать, оценивать, кто и что новое привносит в нашей и других отраслях. Интернет – большая среда, всех так или иначе касаются вопросы, связанные с технологическими вещами: СЕО, контекст, конкретные разработки.
Большое уважение у нас вызывает глобальный стартап Sputnik8, они презентуют новую систему по экскурсиям. Эта нестандартная идея нашла воплощение в жизни и реально работает. Для нас все крайне интересны представленные на Премии «Стартап года» 2013 проекты, и мы решили выступить спонсором этого мероприятия.
Мы живем где-то рядом со стартапами. Так или иначе мы и сами участвуем – у нас есть travel-стартапы, тусовка, где прорастают новые «ростки», обсуждается процесс, монстры рынка сравниваются с теми, кто только выходит на рынок. Эта среда крайне интересна для нас.
Как бы вы оценили связь науки, технологических разработок и инновационной составляющей в стартапах?
Мне кажется, многие из представленных на Премии стартапов выросли из науки. Когда начинаешь читать описание проектов, понимаешь, что люди глубоко погружены в тему. Примечательно то, что они вышли из абстрактной науки и предложили бизнес идею, на которой можно заработать – это большой плюс. Тут тяжело сравнивать: где-то превалирующей является сама идея и воплощение вторично, где-то наоборот, технологическое воплощение является квинтэссенцией самого стартапа.
В ваших разработках междисциплинарные исследования присутствуют?
У нас активно работает именно технология. Высокие технологии в travel’е-это большая и обширная тема. Она очень разнообразна – есть много поставщиков, есть много вещей, связанных с техническими разработками, в том числе интеграцией в большом количестве разнообразных систем.
Дальше активно идет непростой процесс выстраивания бизнеса, который сильно отличается от офлайна. Большое уважение вызывают стартапы, которые реально очень быстро реализовали бизнес идею в нечто, что можно пощупать руками.
Что бы вы пожелали начинающим стараперам?
Все идет от идеи, а дальше- команда. Технологии, с моей точки зрения, это уже третья составляющая, хотя в некоторых старапах она является превалирующей.Я бы посоветовал, чтобы у каждого из стартаперов была крепкая команда, в одиночку ничего точно сделать нельзя. Любой стартап, если идея не угаснет, превращается в успешный бизнес, но динамичное развитие идеи немыслимо без команды.
Ошибки всегда есть и всегда будут. Нужно делать ошибки быстро и быстро их исправлять. Бывает, слишком много знаешь и ничего поэтому делать не будешь, А когда не знаешь и пытаешься, когда есть полет мысли и четкое понимание, что у тебя нет границ – это работает.
Как бы вы оценили спрос и предложение. Все ли представленные компаниями на премии Стартап года-2013 идеи востребованы?
Сто процентов – не все. Некоторые идеи красивые, хорошие, технологически значимые, но по факту могут не найти воплощение. Мы с этим сталкивались.
Требуется время, чтобы проверить, время между тем, как идея запустилась и тем, как она начала масштабироваться и реально работать в бизнесе. Можно привлекать экспертов, рассказывать, что будет, а что не будет успешно, но по жизни это может быть совершенно не так. Профессионалы делают свои прогнозы, а обычные люди относятся к продукту по-другому. Приходится равняться на потребителей и понимать, что к сложным вещам, которые ты придумал и пытаешься сказать: «смотрите, wow!», они не готовы. Сейчас им не нужно. Некоторые вещи становятся востребованы со временем.
Выходите ли вы на мировой уровень?
В travel’e мы скорее догоняем Европу, Америку. Хотя многие вещи, с моей точки зрения, за счет технологии у нас реализованы лучше. Они начали развиваться раньше, мы подключились существенно позже, на другом уровне развития технологий, что дало нам преимущество в решении задач. Где-то мы их уже опередили, а где-то – смотрим, как это у них работает.
В плане travel сильны Америка, Северная Европа, Швеция. В Германии и Италии сегмент развит поменьше и мы уже можем в чем-то с ними соревноваться.
Прогнозы на будущее travel-рынка?
Однозначно будет развиваться, многое зависит от того, что будет в ближайшей перспективе – год, полтора. Прогнозы travel потока сильно завязаны на макроэкономической ситуации в мире и России. Когда ситуация нестабильна и закрываются банки, люди в том числе прекращают путешествовать, поскольку путешествия - это не товар первой необходимости.
Ваше технологические решения могут быть использованы в других сегментах?
Да, мы сильно пересекаемся с retail’ом, принципиально наши решения могут быть интегрированы в эту сферу. Сейчас мы сотрудничаем с крупнейшим мобильным ритейлером Связной, предоставляя клиентам Связной.Трэвел возможность легко и быстро купить авиабилеты онлайн. Среди других компаний, у которых установлен наш сервис бронирования авиабилетов, - программа лояльности Малина, интернет-работодатель Workle, Альфа-Банк, Банк Русский Стандарт, ВТБ24 и другие. Например, дешёвые авиабилеты Air One можно приобрести здесь.
Это позволит переквалифицироваться?
В данный момент мы стремимся не к переквалификации, а к расширению партнерских отношений с крупными компаниями в других сферах бизнеса – банками, ритейлерами, контентными сервисами. В каждом сегменте уже есть свои лидеры с отработанными технологиями, налаженными процессами, а все стоит немалых денег. И выгоднее не соревноваться с ними, а сотрудничать.
Планируете ли запустить что-то новое?
Есть идеи, в рамках travel. Это то, что мы лучше всего знаем. Всегда лучше заниматься тем, что ты хорошо знаешь. Любое отвлечение – это распыление.
Стартап года - премия, учрежденная бизнес-инкубатором Высшей школой экономики в 2008 году, вручается с тех пор ежегодно лучшим начинающим компаниям. Основные цели Премии – поощрить красивые и эффективные предпринимательские решения, отметить творческий подход к построению нового бизнеса, порадоваться успеху ярких стартапов и вдохновить молодых предпринимателей на новые достижения.