19 марта 2024, вторник, 10:02

Стволовые клетки: новые результаты

Эмбриональные стволовые клетки человека
Wikimedia Commons

Интеллектуальный партнер проекта

Мы продолжаем рассказ о некоторых интересных исследованиях, связанных с использованием стволовых клеток, которые ученые провели в уходящем году. Как мы помним, многие из этих работ тали возможными благодаря открытию, которое сделал японский ученый Синъя Яманака – возможности «перепрограммирования» обычных клеток и получения из них индуцированных плюрипотентных стволовых клеток (iPS-клеток).

Пожалуй, наиболее важным продолжением работ Яманаки и его коллег в 2013 году стал эксперимент испанских ученых из Национального центра онкологических исследований (Centro Nacional de Investigaciones Oncológicas). Если Синъя Яманака получал индуцированные стволовые клетки вне организма, в клеточной культуре, то испанские ученые во главе с Мануэлем Серрано смогли впервые в истории перепрограммировать соматические клетки в стволовые в живом организме, в лабораторной мыши.

А чем занимался в 2013 году сам Синъя Яманака? Он тоже не сидел без дела. В Киото, где он руководит Центром прикладных исследований индуцированных плюрипотентных стволовых клеток, искали метод отделить дефектные стволовые клетки, которые при дальнейшем делении вызовут онкологическое заболевание. В ноябре ученые сообщили, что им удалось обнаружить три гена, которые связаны с этим нежелательным свойством. Это исследование направлено на то, чтобы сделать использование iPS-клеток безопасным.

Другие ученые Центра из Киото совместно с коллегами из различных научных учреждений Токио и Кавасаки разрабатывали метод получения эритроцитов из iPS-клеток. В результате были получены клетки-предшественники эритроцитов, которые в ходе дальнейшего развития превратились в эритроциты, способные переносить кислород. Правда, эти клетки содержат не гемоглобин А, свойственный взрослому организму, а гемоглобин F, обычный для крови плода.

В 2013 году также неожиданно выяснилось, что перепрограммирование клеток в стволовые доступно не только человеку. Задолго до открытий нобелевского лауреата этим методом овладела бактерия Mycobacterium leprae – возбудитель проказы. Это открытие, опубликованное в журнале Cell, сделали ученые из Эдинбургского университета и Рокфеллеровского университета в Нью-Йорке под руководством Ануры Рамбуккана (Anura Rambukkana). Оказалось, что бактерия проказы в первую очередь поражает так называемые «шванновские клетки», которые создают электроизолирующую оболочку вокруг нейронов. Эти клетки были открыты еще в XIX веке немецким ученым Теодором Шванном. Когда такая клетка-«изолятор» поражена бактерией, в ней отключаются гены, активные в нормальном взрослом состоянии, и включаются те, что были активны на более ранних стадиях развития этих клеток. В результате шванновская клетка превращается в стволовую. Ученые предполагают, что этот механизм бактерия может использовать для распространения по мышечной и нервной ткани.

Еще одно заметное достижение связано не с перепрограммированием соматических клеток в стволовые, а с получением стволовых клеток крови для лечения гемофилии. Извлеченные стволовые клетки страдающих гемофилией собак заразили вирусом, содержащим нужный ген, а затем отправили обратно в организм. В результате работы этого гена гемофилия исчезла.

В лондонском Институте офтальмологии сумели частично восстановить зрение мышей, у которых не работали фоторецепторы – светочувствительные нейроны сетчатки глаза. Новые нейроны были выращены из эмбриональных стволовых клеток. В среде, состоящей из геля, новые нейроны даже могли образовывать упорядоченные структуры, подобные тем, что образуют сетчатку глаза. Затем выращенные клетки были пересажены мышам. Весь ход эксперимента описан в журнале Nature Biotechnology. Ученые считают, что для лечения людей их методику можно будет применить через пять лет. Следует заметить, что успеху с мышами предшествовали десять лет работы.

Интересный опыт терапии с использованием эмбриональных стволовых клеток также произведен в Великобритании. Причем в данном случае речь уже идет о лечении людей. В одной из больниц Глазго прошел год с начала клинических испытаний терапии последствий инсульта при помощи стволовых клеток. Нейральные эмбриональные стволовые клетки вводились в мозг пациентов, что приводило к улучшению состояния. У всех девять пациентов, участвовавших в испытаниях, улучшились способности к координированным движениям, некоторые впервые после инсульта смогли ходить. Сейчас планируется второй этап испытаний с большим числом участников.

В деле использования стволовых клеток нашли применение и технологии 3D-печати. Австралийские ученые создали 3D-принтер в форме ручки, с помощью которого можно восстанавливать поврежденные участки костной и хрящевой ткани. Заправляется этот принтер стволовыми клетками. В Великобритании же прошел первый удачный эксперимент по печати нижних слоев сетчатки человеческого глаза. В США печатали фрагменты ткани печени.

Принципиально новый метод получения стволовых клеток придумали в этом году исследователи из Орегонского университета науки и здоровья, Медицинской школы Бостонского университета и Университета Махидола (Бангкок). Они не стали перепрограммировать соматические клетки или добывать стволовые клетки из эмбрионов. Они взяли у доноров неоплодотворенные яйцеклетки, удалили из них ядро, и пересадили туда ядро из фибробласта – клетки соединительной ткани. В результате клетка начинала делиться, достигая стадии бластоцисты, состоящей из плюрипотентных стволовых клеток. Получившиеся клетки (их можно назвать клонированными стволовыми клетками) смогли заставить дифференцироваться в клетки печени, миокарда, поджелудочной железы, костного мозга или нервной ткани. Сначала эксперимент был проведен на клетках обезьян, затем и на клетках человека. Итоги работы были описаны в журнале Cell.

В целом можно сказать, что активность ученых, занимающихся исследованием стволовых клеток, не снижается. Недавно был даже запланирован эксперимент по выращиванию стволовых клеток на борту Международной космической станции. Наконец, еще одно событие, связанное с использованием стволовых клеток, может показаться курьезом, но будущее покажет, есть ли у него серьезная перспектива. Группа ученых из Маастрихтского университета во главе с профессором Марком Постом. С осени 2011 года ученые выращивали из стволовых клеток коровы мышечную ткань, формируя волокна при помощи особых полимерных каркасов. Наконец, 140 граммов мяса были готовы и из них приготовили котлету. Гамбургер с этой котлетой дегустаторы отведали 5 августа 2013 года. Они оказались не слишком довольны вкусовыми качествами, но ряд ученых всё-таки убеждены, что искусственно выращенное мясо имеет большое будущее.