Российская сторона уже шестой день пытается получить от властей Сенегала разъяснения в связи с ситуацией вокруг траулера «Олег Найденов». Судно, на борту которого находятся 62 россиянина, в основном моряки из Мурманской области, и 20 граждан Гвинеи-Бисау, 4 января было задержано сенегальскими военными по подозрению в незаконном рыбном промысле. На следующий день российский траулер отконвоировали в порт Дакара, где он охраняется береговой полицией, при этом у членов экипажа изъяли паспорта.
Российский траулер был задержан в 46 морских милях (85 километрах) от побережья Гвинеи-Бисау. Четверо вооруженных автоматами сенегальских военных взошли на борт судна и потребовали, чтобы его капитан Вадим Манторов перешел на их корабль. Когда тот отказался, сенегальцы надели на него наручники и поместили в капитанскую рубку.

Судно «Олег Найденов» принадлежит мурманскому акционерному обществу «Феникс». Исполнительный директор компании-судовладельца Юрий Паршев заявил, что российский траулер вел промысел с соответствующей лицензией в водах Гвинеи-Бисау, а не Сенегала, однако власти Сенегала планируют оштрафовать на компанию-судовладельца на 600 тысяч евро и конфисковать его груз. По данным Росрыболовства, в настоящее время на судне находятся около 900 тонн груза общей стоимостью 540 тысяч долларов. О каком именно грузе идет речь, не уточняется.
Руководитель Центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев рассказал «Московскому комсомольцу», что экипаж судна находится в непростом положении, в частности, некоторым морякам необходима медицинская помощь, в том числе и капитану Вадиму Манторову, которому, по словам Савельева, сенегальские военные отбили почки во время задержания.

«Мы во вторник вроде бы согласовали поездку в госпиталь Дакара, но военный патруль не разрешил капитану спуститься с борта судна», - пояснил представитель Росрыболовства. Также сообщалось, что у буфетчицы судна зафиксировали подозрение на перелом руки.
Ранее стало известно, что российский траулер не может получить питьевую воду, так как находится в военном порту и для подвоза воды требуется специальное разрешение. По данным РИА Новости, питьевую воду экипажу судна «Олег Найденов» предоставит французский военный корабль, который также находится в порту Дакара. Всего запрошено около 30 тонн пресной воды. Также российская сторона договорилась с сенегальскими властями о вывозе мусора. Что касается питания и медикаментов, то их на арестованном судне достаточно.

Савельев добавил, что встреча с президентом Сенегала Маки Саллом, запланированная на 7 января и призванная разрешить конфликтую ситуацию, дважды переносилась, но так и не состоялась. В Росрыболовстве считают, что переговоры с президентом были сорваны под давлением Greenpeace.
Напомним, накануне экологическая организация распространила пресс-релиз, в котором выразила поддержку правительству Сенегала и призвала президента «оставаться твердым в своей решимости положить конец противоправным действиям подобных судов». Савельев также отметил, что министр рыболовства Сенегала является председателем партии зеленых и прежде состоял в Greenpeace.
Глава Росрыболовства Андрей Крайний также считает, что задержание «Олега Найденова» не обошлось без Greenpeace. «Науськали, скажем так, сенегальских военных активисты известной организации Greenpeace», — заявил он. В Greenpeace подобные рассуждения считают «забавными» и утверждают, что к истории с «Олегом Найденовым» никакого отношения не имеют. При этом экологи напомнили, что корабль уже был пойман за ловлей рыбы в исключительной экономической зоне Сенегала в мае 2012 года.

Савельев, в свою очередь, обратил внимание на сообщения в СМИ Сенегала, в которых говорится о том, что российская сторона ведет с властями страны переговоры о выкупе в миллион долларов. «Ну, это уже ни в какие ворота не лезет. И больше напоминает то, что творится на другом конце Африки, у побережья Сомали», - добавил представитель Росрыболовства.
В свою очередь, редактор «Морского Бюллетеня» Михаил Войтенко предположил, что задержание судна – это работа конкурентов. «Судно было захвачено в международных водах, захвачено очень грубо, и если этот захват ничем дальнейшим не сопровождается - ну, значит, наезд; значит, заказ; значит, работа конкурентов», - пояснил он. При этом эксперт не исключил, что Greenpeace все-таки причастен к истории с российским траулером.
Отметим, что власти Сенегала до сих пор не предъявили в адрес российской стороны официальные обвинения, а также никак не прояснили ситуацию с задержанием судна. Российские дипломаты передали властям страны ноту протеста, а Росрыболовство, в свою очередь, готовит к правительству Сенегала ряд судебных исков, в том числе в связи с неоказанием медицинской помощи капитану Вадиму Манторову.
9 января представитель Росрыболовства Сергей Горбачев заявил, что ведомство намерено продолжить переговоры об освобождении траулера, однако пока говорить о возможной дате встречи рано.