22 сентября 2019, воскресенье, 10:52

Пути первых американцев

Каменные орудия культуры кловис
Wikimedia Commons

Когда европейские ученые XVI века начали задумываться о том, откуда взяли коренные жители американского континента, первой гипотезой было отождествление индейцев с десятью коленами Израиля, потерянными после того, как в 722 г до н. э. Израильское царство было захвачено ассирийцами.

Постепенно путешественники стали замечать у индейцев ряд черт монголоидной расы, что вызвало гипотезу о приходе их из Азии. Постепенно эта гипотеза начала находить археологические и палеоклиматологические подтверждения и превратилась в основную теорию заселения американского континента.

Еще в 1590 году испанский историк и географ Хосе де Акоста высказал предположение, что крайний северо-восток Азии связан с Америкой и мог служить мостом для переселенцев. В первой половине XX века геологи пришли к выводу, что в прошлом на месте Берингова пролива существовал перешеек, или Берингия, по которому и шло заселение Америки.

Правда, точное «расписание» миграций в Новый Свет пока не составлено. Следует помнить, что помимо моря на пути людей было и еще одно препятствие. Миграции проходили в эпоху оледенений, и на территории Аляски смыкались два ледниковых щита: Лаврентийский и Кордильерский, служившие непреодолимым барьером. В процессе таяния ледников между этими щитами возник проход (так называемый «коридор Маккензи»).  Но и в первые столетия его существования местность в коридоре Маккензи представляла собой арктическую пустыню, где люди вряд ли могли найти себе пищу.

Есть вторая гипотеза о переселении людей из Сибири в Америку, согласно которой они не шли по суше, а передвигались в лодках вдоль побережья и края ледника. Общей идеи о том, что прародиной жителей Америки была Азия, она не меняет.

Wikimedia Commons

В целом теория переселения из Азии предполагает, что около 16 тысяч лет назад люди заняли Берингию, а 14 тысяч лет назад, воспользовавшись открывшимся коридором Маккензи или же двинувшись вдоль побережья, проникли из Аляски в область равнин и далее распространились по американскому континенту. Самая древняя палеолитическая культура Северной Америки получила название кловис. Оно дано по городу Кловис в штате Нью-Мексико, где в 1930-х годах были сделаны первые находки. Название же города дано в честь короля франков Хлодвига.

Находки культуры кловис широко распространены на территории современных США и отчасти Мексики, от области Великих равнин и Скалистых гор до Новой Англии и района Великих озер. Характерные каменные орудия, которые изготавливались кловисцами, не имели параллелей в палеолите северо-восточной Азии, но сопоставлялись с некоторыми орудиями европейского палеолита. Этот факт в конце 1990-х годов вызвал появление принципиально новой гипотезы заселения Америки, которую назвали «солютрейской гипотезой».

Сторонники этой гипотезы нашли явные сходства между орудиями кловисцев и орудиями солютрейской археологической культуры, существовавшей на территории современных Франции и северной Испании в период с 21 000 до 17 000 лет назад. Предполагается, что палеолитические обитатели Западной Европы могли добраться до Америки в период ледникового максимума, когда северная Атлантика замерзла. В качестве дополнительного аргумента в пользу солютрейской гипотезы выдвигается особенно большое количество кловисских орудий, найденных в восточной части США.

Однако эта гипотеза встретила целый ряд возражений. Палеоклиматологи сомневаются, что условия для такой миграции были благоприятными. Датировки палеолитических стоянок, которые сторонники гипотезы относят к до-кловисской эпохе и считают переходными между солютрейской и кловисской культурами, оспариваются другими исследователями. Наконец, предлагаются и другие объяснения большого количества находок орудий на востоке США. Ученые пишут, что листопадные лиса на территории современных Теннесси и Алабамы могли прокормить в ту эпоху значительно большее число людей, чем экосистемы западной части североамериканского региона. Так что частотные находки орудий на востоке вызваны чисто экологическими причинами.

Критики солютрейской гипотезы отмечают также, что, кроме определенных типов каменных орудий, других свидетельств культурной преемственности между палеолитом Западной Европы и Америки найти не удается. Отсутствует наскальная живопись, тогда как в Европе солютрейцы создали такие знаменитые примеры палеолитического искусства, как рисунки пещер Альтамира и Ласко. Нехарактерен для солютрейцев и морской промысел, что вызывает сомнения в решимости части из них отправиться в дальний путь на лодках или каяках вдоль морских льдов, питаясь только дарами океана.

Диаграмма генетической близости людей культуры Кловис. Красным показано близкое родство, синим — дальнее. Мorten Rasmussen et al., Nature, 2014

13 февраля в журнале Nature коллектив ученых под руководством Эске Виллерслева и Мортена Расмуссена из Копенгагенского университета опубликовал статью, в которой рассказывается о расшифровке генома мальчика, жившего 12707-12556 лет назад на территории нынешнего штата Монтана. Череп мальчика возрастом от года до двух был найден вместе с типично кловисскими орудиями, так что его с уверенностью можно считать представителем культуры кловис. Сопоставление генома этого мальчика с генетическими образцами индейцев Центральной и Южной Америки привело исследователей к выводу, что люди культуры кловис были предками этих народов.

Довольно близкое родство выявлено также с образцами геномов коренных жителей Канады и Аляски. Также расшифрованный геном оказался родственным представителями Азии, пусть и не столь близко, как индейцам Центральной и Южной Америки. В частности, исследователи сравнили геном кловисского мальчика с ДНК другого мальчика, останки которого были найдены на сибирской палеолитической стоянке Мальта.

К сожалению, не удалось сопоставить полученную ДНК с генофондом индейцев континентальных штатов США. Они не столь охотно соглашаются на исследования генетического материала, а те образцы, которые есть в руках ученых, всё равно не используются, так как нет уверенности, что при их взятии было получено добровольное информированное согласие. Более того, даже само исследование ДНК этого мальчика было возможным, так как он был найден на частной территории, владельцы которой были согласны с проведением исследования. Изучение останков древних людей в США часто встречает сопротивление коренных народов, так как «Закон о защите индейских захоронений и репатриации» (Native American Graves Protection and Repatriation Act), принятый в 1990 году, требует, чтобы останки индейцев и их предполагаемых предков,  возвращались для захоронения на племенных кладбищах. Буквальное исполнение этого закона приводило ранее к судебным конфликтам между антропологами и индейцами, например, серия судебных процессов останков Кенневикского человека, которые хранятся в одном из музеев Сиэтла.

В любом случае, итоги этого исследования служат сильным аргументом в пользу традиционной теории заселения Америки и наносят чувствительный удар по солютрейской гипотезе. Ученым удается объяснить и более далекое родство кловисского мальчика с аборигенами Аляски и Канады по сравнению с жителями Центральной и Южной Америки. Они предполагают, что потомки кловисцев, переселившиеся на юг континента, в большей степени сохранили древний геном, чем те, что остались на севере, так как последние смешались с более поздними волнами переселенцев из Азии. Наличие таких волн подтверждается лингвистическими данными, ведь семья индейских языков на-дене, распространенная в основном на Аляске и в Западной Канаде, не демонстрирует родства с другими языками американских индейцев, зато, предположительно, родственна некоторым языковым семьям Евразии. Это служит свидетельством более позднего проникновения в Америку носителей языков на-дене по сравнению с другими индейскими народами.