«Хорошую книгу надо читать три раза»

"Полит.ру" продолжает серию бесед о книгах и издательских проектах, связанных с научной популяризацией. Наш новый эксперт – издатель, генеральный директор издательства «Альпина нон-фикшн» Павел Подкосов. Беседовала Наталия Демина. 

Когда вы научились читать? Какой была ваша первая книга? 

Ух, ты! Сложный вопрос к памяти. Я помню, что, пожалуй, любимой книгой в детстве, которую я перечитывал много-много раз, была книга трилогия Максима Горького: «Детство», «В людях», «Мои университеты»… 

Необычно. А почему? 

Не знаю, почему-то тогда мне это было очень близко. Я читал её, помню, ночами под одеялом с фонариком, мама выключала свет, а я продолжал читать. Наверно, с тех пор и появилась любовь к книгам. 

Как книги появлялись в вашем доме? Родители покупали? Вы ходили в библиотеку? 

У нас всегда была очень большая домашняя библиотека, мама была журналистом, отец научным сотрудником. Библиотека изначально была просто огромной. В квартире было, по-моему, четыре или пять громадных шкафов, от пола до потолка забитых собраниями сочинений, отдельными изданиями, подписными, купленными где-то из-под полы. Книжки в моем доме водились всегда. Я не могу сказать, что прочел все пять шкафов, но четыре прочел точно и именно в детстве. 

Были ли любимые книги, к которым вы возвращаетесь до сих пор или в детстве возвращались? 

Да, и, прежде всего, это конечно классика. Я всегда любил Чехова, Дюма и Гюго. Это  тексты, хорошо воспринимаемые в детстве. При этом Достоевский тоже был мне близок с раннего возраста. Думаю, мое любимое чтение – это западная и русская классика, я её перечитываю вновь и вновь, того же Ремарка я читал много раз. 

Я не помню, кто из великих и умных сказал, что хорошую книжку надо читать три раза: когда герой моложе тебя, когда герой твоего возраста, и когда герой старше тебя. И вот с Ремарком у меня так получалось, и еще с кем-то. Я думаю, что для хорошей прозы, по крайней мере, это разумная фраза. Действительно, каждый раз ты видишь абсолютно новые смыслы, что-то другое открывается, видимо, происходит взаимодействие с твоим личным опытом, и ты видишь текст совершенно по-другому и понимаешь его по-другому. 

Выписывала ли ваша семья научно-популярные журналы? 

Да, «Наука и жизнь» всегда была в доме. А моим первым  научно-популярным журналом был «Юный натуралист». Причем в квартире, в которой я рос в детстве, эти «Юные натуралисты» до сих пор сохранились, там хранится чуть не вся подшивка с конца 70-х годов. И «Наука и жизнь» тоже сохранилась. Потом была «Наука и религия», кстати, очень качественный журнал. Мне кажется, что он даже сейчас выходит, года два назад я видел какой-то свежий номер. Для того времени это был очень прогрессивный журнал, который не просто публиковал атеистические статьи, но и объяснял свою позицию, он мне близок был и тогда, и сейчас.   

Как получилось, что вы занялись изданием научно-популярных книг? 

Вы знаете, когда я пришел в «Альпину» в 2005 году, то сначала занимался несколько другими книгами, это было подразделение «fashion books», мы занимались книжками про красоту, разрабатывали с Cosmopolitan какие-то проекты изданий для женщин. Но это быстро надоело, и, пообщавшись с основателями компании, подумав и помониторив тренды, которые происходят в мировом книгоиздании, мы поняли, что во всем мире сейчас очень популярен нон-фикшн, а среди нон-фикшн основную роль играет науч-поп. 

Мне это всегда было интересно, у меня два гуманитарных образования, но я всегда интересовался и естественными науками. Не на академическом уровне, а для себя, так скажем. И мы решили, что раз этот тренд нон-фикшн хорошо развивается в мире, и нам самим это интересно, мы понимаем этот рынок, то надо этим заниматься. Так возникла "Альпина нон-фикшн", которая в 2008 году стала отдельным издательством в холдинге "Альпина Паблишер". 

Тяжело ли найти автора, чтобы получилась хорошая книга? И вообще тяжело ли найти хорошую книгу для научно-популярного издания? 

Я могу сказать, что в случае с западными изданиями это не трудно. Очень много хороших книг до сих пор не переведено из качественного западного науч-попа. И наше издательство, и другие издательства в России сейчас эту нишу заполняют. Я думаю, что надо переводить еще много-много-много книг. Но. Гораздо сложнее найти российского ученого, который мог бы писать популярно, потому что у нас много прекрасных академиков, людей из лабораторий, но писать популярно могут, к сожалению, очень немногие из них. Я был бы очень рад, если бы мы находили больше таких людей. 

Мне кажется, важно увеличивать долю российских авторов в сегменте научно-популярных книг, выходящих в России. Хорошими примерами учёных, умеющих писать популярно, являются Александр Марков, Виктор Сонькин, Максим Кронгауз и Дмитрий Жуков, лауреаты премии «Просветитель». В издательстве Corpus выходит достаточно много книг интересных российских авторов. Мы тоже стараемся их найти, есть определенные сложности, о которых я сказал, потому что мы не академическое издательство, а выпускаем научно-популярную литературу. 

В той части, где всё научно, все в порядке, когда начинается слово «популярная», то здесь мы сталкиваемся с проблемой нехватки авторов. Я надеюсь, ситуация поменяется, потому что научно-популярная литература – это не шаг назад, это не девальвация научного труда, а популяризация научного знания, это очень важно. 

Как можно мотивировать ученых писать такие книги? Мы разговаривали с Варей Горностаевой из издательства «Corpus» и она высказалась в таком духе что: «К сожалению, мы не можем действовать как западные издательства, мы не можем платить автору такой гонорар, чтобы он потом год сидел и писал книгу». Как вы думаете, как найти выход из такого положения, что вы не можете такой гонорар заплатить ученому? 

Да, вопрос гонораров в нашей стране стоит остро. Надо понимать, что писателей, живущих именно на гонорары, очень мало. Это меньше 50-ти человек, которые издаются огромными тиражами. Условно говоря, тот же Борис Акунин может не думать о другой работе. Но мне кажется, что выход научно-популярной книги для любого человека, занимающегося наукой, очень важен, это открывает двери на другие площадки, где тоже платятся гонорары: это журналы, радиостанции, это какие-то платные лекции и так далее. То есть хорошая научно-популярная книга является неким проводником, помогающим заявить о себе и научному миру, и миру газет, журналов, электронных СМИ и так далее. 

Чтобы иметь возможность зарабатывать в других местах, имеет смысл писать книгу, потому что после её выхода тебя начинают куда-то приглашать, о тебе узнают. В принципе, это правильный путь. И конечно, любой ученый, как мне кажется, не должен забывать о миссии просветителя, потому что те знания, что он в себе несет, необходимы всем. 

Боитесь ли вы за судьбу бумажной книги в свете наступления электронной? Что будет с бумажной книгой через 20 лет? 

Я вижу рост продаж электронных книг, но, во-первых, это не большая проблема, потому что это все-таки тоже книга, текст, по крайней мере. Если люди читают какой-то текст на планшете или в букридере – это хорошо. Главное, что они читают. Это первично. 

По поводу наступления в количественном отношении, могу сказать, что в 2012 году по разным оценкам объем книжного рынка в России составлял примерно 60-75 миллиардов рублей, из них на легальное скачивание электронных книг приходится 260 млн рублей, то есть это 0,1 с чем-то процентов. То есть пока говорить о тотальном наступлении  электронной книги странно. 

В нашем издательстве мы довольно успешно занимаемся продажей электронных книг через собственную площадку, «Бизнес книги» через AppStore. Наши книги продаются и на ЛитРесе. Мы занимается этим активно, но даже при нашем серьезном отношении к этому бизнесу, электронные продажи это всего лишь  несколько процентов от общего объёма. 

Доля электронных книг, конечно, будет увеличиваться, но бумажная не отомрет никогда, чтение бумажной книги – это совершенно другое чувство. Людям важны тактильные ощущения. Современные психологи говорят и о важности целостного восприятия книги, электронный текст не дает этого, то есть даже психологически бумажная книга это другое. Конечно, многие сегменты уйдут в электронку – словари, справочники и т.д. Но этот путь не для всех книг. 

Здесь на выставке я увидел новый продукт «Эксмо», они сделали действительно клевую вещь, так называемые «флипбуки». Это маленькая книжечка на папиросной бумаге, которая при раскрытии примерно повторяет по размеру экран букридера, её очень удобно брать с собой в путешествия, читать в метро, но при этом – бумажная книга. То есть появляются какие-то новые формы именно бумажной книги, и мы понимаем, что раз эти формы ищутся, значит, в них есть необходимость. Бумажная книга не отмирает. 

Как вам кажется, рынок потребителей научно-популярной литературы стабилизировался, растет или падает? 

Я могу говорить о продажах нашего издательства, о количестве рецензий на наши книги - он растет, причем растет серьезно. У нас в целом по издательству за последний год примерно 30%-й рост продаж, и я скажу, что во многом это происходит за счет научно-популярной литературы. 

Можно не бояться, что… 

Нет, совершенно не надо бояться. Этот рост мы наблюдаем с 2008 года, с экономического кризиса, который очень сильно ударил по отрасли в целом, но именно тогда у нас начал расти этот блок и гуманитарных, и естественнонаучных книг. Люди поняли, что, не всё вечно, и деньги – не главное, тем более они как-то одномоментно могут исчезнуть, а знания, опыт – это то, что будет с нами всегда. 

Можете рассказать о готовящихся новых проектах? 

К выставке у нас вышла книга Франса де Вааля «Истоки морали», это важное исследование этолога о возникновении морали среди бонобо и других обезьян. Автор включён журналом Time в список 100 самых влиятельных людей мира, в книге он поднимает не только биологические, но и этические вопросы, жизнь приматов рассматривается в социальном контексте. Рекомендую. 

В январе выходит бестселлер New York Times «Начало бесконечности» известнейшего физика Дэвида Дойча, который наверняка останется в истории, как один из величайших учёных нашего времени. 

В феврале выходит фундаментальная работа Карла Сагана «Мир полный демонов: наука, как свеча во тьме». В ней он говорит о псевдонауке и важности научного восприятия действительности. Я сейчас делаю «контрольное чтение» и могу точно сказать, что книга умная, увлекательная и важная для нашего времени, когда тотальное мракобесие перестаёт быть неприличным. 

Весной 2014-го выйдет «Гиперпространство» Митио Каку, известного популяризатора науки, мы выпускали его книги, ставшие бестселлерами – «Физику невозможного» и «Физику будущего». Где-то к осени выйдет новая его книга, которая еще только пишется, это «Будущее разума». Я жду её с огромным интересом. 

Он написал ее специально для России? 

Нет, эта книга сначала выйдет на Западе, а потом у нас. 

И одновременно переводится? 

Да, мы переводим только что написанные главы. По горячим следам. Мы очень хотим, чтобы зазор между выходом на Западе и у нас был минимальным. Будем рады, если это получится. 

А есть ли книги, которые, вам кажется, стоит перевести как можно быстрее, но они пока не переведены? Можете назвать такие или это пока предмет переговоров? 

Да, здесь я бы, наверно, пока промолчал, потому что мы сейчас находимся в процессе приобретения прав на несколько шикарных научно-популярных книг. Думаю, они будут востребованы в России, мы постараемся их побыстрее перевести и опубликовать. 

Как вы оцениваете уровень научной популяризации в России? Как вы лично получаете информацию о науке: из книг, из радиопередач, из лекций? Какой формат подачи материала вам наиболее интересен? 

Думаю, что все одновременно. Это и книги, и лекции. Лекции, пожалуй, – это  то, что в последнее время только появилось именно в том виде, в котором существует на Западе. Было бы здорово развить здесь опыт Ted.com и Edge.org, который делает Брокман (John Brockman). У нас появилась «ПостНаука», которая, пока только приближается к уровню Ted или Edge, но здорово, что это появляется, потому что видеолекции – это современный и удобный формат. Далеко не все живут в Москве и могут сходить в «Политехнический музей» или КЦ «ЗИЛ» на интересную лекцию. 

А в Политехнический теперь тем более не смогут, так как музей закрылся на реконструкцию. 

Тем более. Поэтому видеолекции – очень важная вещь для тех, кто живет в регионах или просто по каким-то причинам не может попасть на лекцию вживую. Было бы здорово, если бы, например, лекции, которые проводятся в Москве, одновременно бы транслировались на каких-то площадках в Интернете, чтобы их могли в прямом эфире смотреть люди. 

Так что мне интересны все форматы – книги, лекции, видеолекции и интернет-ресурсы конечно, я вижу, что постоянно растет качественный уровень тех же «Элементов.ру». Но я надеюсь и на появление новых ресурсов, потому что их, конечно, должно быть много, они должны биться за читателя, предлагая все более и более качественный контент, собственно, так и растет популяризация науки. 

Спасибо большое!