Адрес: https://polit.ru/article/2014/02/27/fb_wa/


27 февраля 2014, 17:20

Связь с новым поколением через WhatsApp

19 февраля 2014 г. стало известно, что Facebook купил мобильное приложение WhatsApp за 19 млрд. долларов. В последующие дни это событие массово обсуждалось в СМИ и блогах с самых разных точек зрения.

Теперь немного подробнее о каждом из пунктов новости. Facebook – это крупнейшая в мире социальная сеть, занимающая первые места в соответствующих рейтингах (на втором месте с некоторым отрывом – Твиттер). В штате Facebook работают более 6 000 сотрудников. За 2013 г. доход компании составил $7,872 млрд., а активы в общей сложности оцениваются в $17,895 млрд. К настоящему моменту, согласно отчетам Facebook, к сети подключилось более 1,2 млрд. человек, пользующихся своим аккаунтом хотя бы раз в месяц.

WhatsApp – это стартап, создавший кроссплатформенное мобильное приложение, которое позволяет обмениваться с другими пользователями сети мгновенными сообщениями наподобие SMS, но только через интернет и, соответственно, в обход мобильных операторов, которые предлагают свои SMS-услуги за деньги. WhatsApp в течение первого года использования вообще не требует оплаты, а начиная со второго года предоставляет свои услуги за 99 центов в год. Компания была создана 5 лет назад, и к настоящему моменту к сети подключилось около 450 млн. пользователей, причем, по утверждению Facebook, их число растет со скоростью + 1 млн. пользователей в день.WhatsApp, конечно, далеко не единственный феномен в своем роде. Помимо него, существуют такие приложения, как Snapchat, Viber, а также мессенджеры Facebook, Google и т.д.

Наконец, $19 млрд. – это, пожалуй, наиболее обсуждаемая часть истории. Для сравнения: около двух лет назад Facebook купил приложение Instagram за $1 млрд. Летом 2013 г. Yahoo!купил блоговый хостинг Tumblr. за $1.1 млрд. До приобретения WhatsApp Facebook некоторое время вел переговоры со Snapchat, предлагая заплатить за него $3 млрд. (владелец Snapchat Эван Шпигель отказался, так как счел сумму недостаточной). «Это значит, что WhatsApp, пятилетняя компания со штатом в 50 сотрудников, стоит больше, чем, например, AlcoaCampbell Soup, CoachGap, Harley-DavidsonKohlsMacysSouthwest Airlines и Xerox», - комментирует Ник Билтон (Nick Bilton) в блоге при NY Times. «За такие деньги, - продолжает он, - господин Цукерберг мог бы купить почти все 30 команд Национальной баскетбольной ассоциации». И еще один масштаб: «Господин Кум [Jan Koum, основатель WhatsApp] лично получит с этой сделки около $6,8 млрд. – примерно такую сумму составляет годовой бюджет Сан-Франциско».

Билтон заключает из этого, что в технологической среде сейчас происходит специфическое перестраивание представлений о ценах и богатстве: «Все более неопределенными кажутся границы понятия "разбогатеть", по крайней мере здесь, в обособленном пузыре, в который раздувается технологический сектор. Неудивительно, что частные автобусы, на которых сотрудники Apple, Facebook и Google ездят в Силиконовую долину, для некоторых становятся символами имущественного неравенства». В заключение Билтон приводит мнение Глена Альминдингера (Glen Allmendinger), президента консалтинговой фирмы Harbour Research, специализирующейся на стратегии развития стартапов в интернете: «Неважно, с какой точки зрения вы смотрите на эту цифру – это возмутительно огромная сумма». При этом Альмендингер считает, что это значимый момент в том смысле, что он задает новую планку, на которую будут в дальнейшем ориентироваться технологические стартапы, оценивая свою стоимость.

Цели

С учетом вышесказанного, главный вопрос, на который пытаются ответить комментаторы, состоит в том, почему Facebook счел эту сделку выгодной для себя. Основные называемые цели: покорение новых рынков, привлечение подростков, а также следование новым трендам в ответ на потенциальные запросы уже сложившейся аудитории.

Новые рынки, пишет Wired, - это, прежде всего, рынки в развивающихся странах (Индии, Бразилии, Мексике), где люди в массе своей совсем недавно получили доступ к дешевым смартфонам, причем для многих из этих людей смартфон стал и первым же в жизни компьютером. Сложившиеся в развитых и хорошо оснащенных интернетом странах традиции общения в соцсетях для этих людей не так актуальны. Зато возможность выстроить сеть для переписки со знакомыми с помощью мобильного телефона, не обременяя себя долгой регистрацией на невнятном сайте, выглядит гораздо более привлекательной.

В связи с этим Facebook, в частности, выступил с инициативой по созданию сервиса Internet.org – по поводу которого Facebook вел переговоры с такими технологическими гигантами, как NokiaSamsungEricsson и Qualcomm. Идея проекта в том, «чтобы предложить бесплатные или дешевые интернет-сервисы для потребителей в развивающихся странах, которые сейчас мало используют мобильный интернет».

Еще одна группа рынков, на которую нацелено это приобретение, - европейские. Здесь, в первую очередь, важен такой фактор, как бесплатные или очень дешевые сообщения (для сравнения приводится в пример стоимость SMS-сообщения в Испании: порядка 7,5 центов – против 99 центов за годичные услуги WhatsApp). Еще одна названная в материале причина популярности WhatsApp на европейских рынках – это то, что приложение позиционирует себя как сервис для пользователей, а не для рекламодателей. Например, WhatsApp принципиально не рассылает рекламу и не публикует ее в своем приложении.

Наконец, еще один материал в Wired подчеркивает тот момент, что Facebook в качестве соцсети не представляет собой интереса для подрастающей аудитории: нынешние подростки, согласно рыночным исследованиям, больше склонны непосредственно обмениваться сообщениями, а общение в соцсетях их привлекает гораздо меньше. В этом смысле такой сервис, как WhatsApp может стать для Facebook средством связи с новым поколением.

Перспективы

Между тем, в ответ на известия о покупке WhatsApp появились мрачные прогнозы относительно того, что приложение теперь испортится. Forbes опубликовал текст «Пять неприкольных вещей, которые Facebook может сделать с WhatsApp» (все на правах гипотезы). Во-первых, это детальная регистрация, предполагающая, помимо прочего, сбор подробной информации о пользователях. Это особенно актуально в свете недавних скандалов в связи с тем, что спецслужбы США склонны пренебрегать условиями конфиденциальности. Во-вторых – размещение рекламы. Далее – переоформление приложения в стилистике Facebook, особенно в том, что касается технических моментов вроде уведомлений о реальном местонахождения пользователя. Еще один момент – повышение проницаемости сети - опять же, по образцу Facebook, когда адресные действия пользователя могут наблюдать все участники его сети. Пятым пунктом упоминается сам факт того, что приложением владеет гигантская корпорация, которая таким образом автоматически получает больше возможностей для контроля над частными гражданами.

Впрочем, по оценкам Wired, большинство из этих опасений Facebook вынужден учитывать. «Facebook – это, безусловно, самая популярная в мире соцсеть с более чем 1,2 млрд. пользователей. Но если Цукерберг и его команда хотят сохранить свою мировую популярность – и продолжать усиленно преподносить всем этим людям рекламу, - они должны развиваться дальше и учитывать вечно меняющиеся вкусы подрастающих пользователей. Поэтому они не будут встраивать WhatsApp в существующий сервис. Как и в случае с сайтом Instagram – еще одним недавним приобретением, - Facebook будет владеть WhatsApp как отдельным сервисом, сохранив его нынешнее название. Именно о таких намерениях сообщила компания в своем пресс-релизе, но, что еще важнее, это лучший способ удержать при себе молодую аудиторию, за которую компания только что заплатила такие деньги».