29 марта 2024, пятница, 05:35
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

26 марта 2014, 15:42

Экономический опыт бывших «сестер» для Украины

Фото: telegraf.com.ua
Фото: telegraf.com.ua

Верховная Рада в ближайшее время займется обсуждением секвестра государственного бюджета. По словам лидера фракции «Батькивщина» Сергея Соболева, для того, чтобы успеть это сделать на заседании в четверг, правительство должно было разработать проект секвестра во вторник.

Пока ни пресс-служба Кабмина, ни его члены не рассказали журналистам о том, что обсуждалось на заседании во вторник, однако, по словам министра без портфеля Остапа Семерака, заседание правительства шло десять часов подряд и закончилось только в 1:30 26 марта.

25 марта Министерство финансов Украины предсказало падение национальной экономики в 2014 году на 3%. Эксперты «Райффазенбанка» вовсе предсказали Украине падение экономике на 5%. Это выглядит совсем неприятно, учитывая, что в 2013 году экономика показала нулевой рост.

Центр развития НИУ-ВШЭ дает более приятный прогноз: инфляция подскочит до 8,2%, безработица вырастет на 1 процентный пункт, произойдет заморозка зарплат и пенсий, зато спад экономики составит всего 1,1% и превратится в устойчивый рост в 2015-2017 годах. Это, считают в Центре развития, произойдет благодаря сближению с Европейским союзом, торговые связи с которым заменят разорванные отношения с Россией. Отделение Крыма для украинской экономики вовсе пройдет незамеченным: бюджет недополучит максимум миллиард долларов от местной курортной отрасли, зато удастся сэкономить на дотациях бюджетам Севастополя и АРК, а также на выплате пенсий.

Впрочем, эксперты Высшей школы экономики оговариваются, что относительно благоприятный сценарий может реализоваться только в случае разрешения политического кризиса в ближайшие месяцы, а также за счет получения помощи от иностранных государств и международных финансовых организаций. Если этого не произойдет, курс гривны может упасть вдвое, что повлечет за собой разгон инфляции и целую серию банкротств крупных предприятий.

 
Фото: segodnya.ua

Новое правительство Украины пришло к власти без конкретной программы реформ и действует пока, скорее, по обстоятельствам, без какой-то общей стратегии. Из все-таки заявленных проектов реформ — принятие нового Налогового кодекса, демонополизация экономики, расширение свободы предпринимательства. Также заявляется безусловное уважение к частной собственности: таким образом был поставлен крест на разговорах о реприватизации.

Однако пока что в Верховную Раду правительство внесло только закон об увеличении на 8-10% ставок акцизного налога, платы за земельные участки, экологических платежей, налогов на транспортные средства, сборов за пользование радиочастотным ресурсом, за пользование недрами, сбора за специспользование воды и т. д. Иными словами, непроцентных платежей, которые иначе бы фактически сократились из-за инфляции и падающего курса гривны.

В свете последних политических событий украинскому правительству, кто бы в него ни входил, в ближайшее время предстоит решить непростую задачу: исключить вероятность экономического краха, а в идеале обеспечить устойчивый рост, при этом максимально дистанцируясь от Москвы.

Ситуация на Украине, как и в любой другой стране, уникальна, но это не значит, что нельзя искать примеры в истории других народов. Самый близкий пример для Украины, конечно, Грузия и ее революция роз, которая привела к власти команду Михаила Саакашвили.

Конфликт Саакашвили с Россией начался не в первые дни после отставки предыдущего президента, но также не заставил себя долго ждать. Саакашвили уже получил Грузию с двумя отколовшимися регионами — Абхазией и Южной Осетией, а воровство и коррупция в стране достигли угрожающих масштабов.

Для того, чтобы отвести страну от пропасти, Саакашвили пришлось достаточно быстро собирать команду управленцев, в которую вошли относительно молодые люди, многие из которых имели успешный бизнес-опыт в странах Запада.

 
Каха Бендукидзе

Один из идеологов грузинских реформ — Каха Бендукидзе, российский миллиардер, который как раз к середине 2000-х годов устал заниматься своими промышленными предприятиями и думал перейти к более спокойной деятельности. Однако в 2004 году он встретился в новыми грузинскими лидерами и в июне получил грузинский паспорт и портфель министра экономики страны, ВВП которой был сравним с его состоянием.

Реформы в Грузии прошли под лозунгом «продать все, кроме совести» и были основаны на трех столпах — дебюрократизации госаппарата, либерализации экономики и приватизации госсобственности.

Дебюрократизация предполагала максимальное сокращение государства. Для того, чтобы понять, какие государственные структуры все-таки необходимы, Бендукидзе обязал все министерства определить для себя приоритеты. Только Минобороны с первого раза представило грамотный документ с миссией ведомства — помогла военная доктрина, в которой такие вещи уже были прописаны. Тогда Бендукидзе предложил каждому руководителю написать три реформы, которые должны улучшить работу их ведомств. Даже с этой простой задачей справились далеко не все. Например, программа по экономическому развитию и сокращению бедности содержала шестьсот приоритетов, чиновники Министерства сельского хозяйства предлагали заняться увеличением производства, хотя признавали, что у грузинских товаров отсутствует рынок сбыта. В министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов были сокращены целые департаменты после того, как их руководители не смогли на одной странице сформулировать смысл их существования.

Только благодаря выработке приоритетов для всех без исключения ведомств, Грузия впервые за много лет смогла принять сбалансированный бюджет.

Либерализация грузинского государства позволила сделать понятным устройство правительства и его обязанности для каждого гражданина. Количество налогов было сокращено с 22 до 6, таможенных тарифа осталось всего три, причем для большинства товаров он составил 0%.

Приватизация позволила избавиться правительству от лишней собственности, содержание которой съедало заметное количество средств, а никакой пользы стране не приносило и только множило коррупцию.

 

В целом на Украине осознают похожесть ситуации и даже спрашивают у Бендукидзе совета. Он, в своей манере, готов предложить простые, но не слишком приятные меры: девальвация гривны; отказ от субсидирования тарифов на газ, которое съедает несколько процентов ВВП; реформа пенсионной системы, на финансирование которой идет заметная часть бюджета.

Бендукидзе считает, что провести реформы в стране, несмотря на их непопулярность, смогут лишь «радикальные националисты», которые ставят процветание Украины выше своей политической карьеры. «Радикалы придут не потому, что они очень хотят быть у власти, а потому, что понимают: никто другой не способен сделать эту черную работу, они будут работать во имя Украины — извините за высокопарность. Это позволит стране встать на ноги», — рассказал он в интервью журналу «Фокус».

Другой возможный пример для подражания — страны Прибалтики. Эстония, Латвия и Литва, не отличавшиеся хорошими отношениями с Москвой, для гарантии завоеванной при распаде СССР независимости всеми силами старались переориентировать свою экономику, которая раньше была частью «единого народнохозяйственного комплекса», на Запад. Надо сказать, в странах Балтии реформы прошли намного успешней, чем на Украине: если в 1990-м году ВВП Латвии на душу населения был на 20% выше, чем на Украине, сегодня — в три раза выше.

В 1990-е году многие руководители прибалтийских государств считали, что смогут построить успешную экономическую модель благодаря выгодному статусу «моста» между Россией и Западом — примерно такие же идеи витают и в Киеве. Многие российские промышленные предприятия и правда предпочитают использовать порты в Прибалтике, а не Санкт-Петербургский порт, из-за нежелания работать с располагающейся там таможней, однако сегодня экономики всех трех стран слабо зависят от России.

В Эстонии, для примера, в 2012 году импорт из России составил всего 4,1% от всего импорта, зато экспорт — 12,7%. В любом случае, торговля с Финляндией для Эстонии намного более заметна и интересна, чем с Россией.

Переориентация с России на Запад далась странам Прибалтики нелегко, и это надо обязательно помнить украинцам. В первые пару лет реформ ВВП обвалился примерно вдвое, несколько зим подряд в городах крайне плохо работало отопление и вообще, стало понятно, что значит «жить в бедной стране». Зато с середины 1990-х годов экономики всех трех стран быстро и относительно стабильно растут, и даже восстановление после кризиса 2008 года произошло достаточно быстро. Пережить «голодные девяностые» прибалтам помогло сознание необходимости строительства своих государств вне России. В Эстонии — уникальный случай — архитектор местной «шоковой терапии», премьер-министр республики в начале 1990-х годов Март Лаар вновь возглавил правительство в конце десятилетия. 

Конечно, Украина не может просто скопировать экономическую модель соседней страны. Но наличие примеров для подражания может облегчить жизнь новым министрам.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.