Президент Владимир Путин на встрече с сенаторами, обсуждая последствия присоединения Крыма к России, одобрительно отнесся к идее принуждения россиян, которые обладают паспортами иных государств, уведомлять российское государство об этом факте.
Глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас, который и предложил президенту поддержать такое нововведение, оказался также сторонником введения уголовной ответственности за сокрытие второго гражданства — например, в виде исправительных работ. Владимир Путин, соглашаясь с необходимостью фиксации наличия второго гражданства у россиян, заявил, что ответственность за сокрытие этого факта не должна быть чрезмерной, и предложил Клишасу обсудить этот вопрос с депутатами Госдумы и правительством.

Андрей Клишас мотивировал необходимость принятия новых норм следующим. Люди, получающие гражданство Соединенных Штатов, клянутся отказаться от верности любому иностранному государству и поддерживать только Соединенные Штаты. Россия, уверен Клишас, должна знать о подобного рода обязательствах своих граждан. По мнению Клишаса, революция на Украине была подготовлена иностранными гражданами и на иностранные средства, а значит цель российской власти — не допустить повторения подобных событий в Москве.
Клишас сообщил президенту, что только закон об НКО—иностранных агентах позволил создать в России заслон от иностранного финансирования выступлений и демонстраций. Однако сейчас, считает сенатор, закон работает не в полную силу, так как НКО добровольно не хотят включаться в реестр. Это значит, уверен парламентарий, что нужно дать Минюсту право самостоятельно включать НКО в реестр иностранных агентов.
Пока, впрочем, идея Клишаса относительно расширения прав Министерства юстиции реализована не будет: в Конституционный суд был подан иск относительно соответствия Основному закона понятия «иностранный агент». Пока по этому вопросу не будет принято решение, вряд ли правительство пойдет на исправление закона — иначе есть вероятность, что его придется править два раза подряд.
Зато идея обязать владельцев иностранных паспортов докладывать об этом российскому государству может превратиться в настоящий законопроект уже в ближайшее время. «Мы вполне должны и имеем право знать, кто живет в России, чем занимается», — сказал Путин на встрече с сенаторами.
В теории уже сегодня граждане России обязаны сообщать об иных гражданствах при получении загранпаспорта, а также при поступлении на государственную или военную службу или избрании в законодательные органы — чиновникам, депутатам, военным и полицейским запрещено иметь второе гражданство.
Между тем, российское законодательство, во всяком случае пока, достаточно либерально относится к наличию у граждан паспортов иных государств.

Понятие «двойное гражданство» применяется только в случае, если российский гражданин является также гражданином государства, с которым Россия подписала специальный договор. Сегодня таких государств два — Таджикистан и Туркмения. Только в случае обладания двойным гражданством российские официальные власти учитывают факт наличия иностранного паспорта при общении со своим гражданином. Если россиянин является гражданином любого другого государства, помимо Туркмении и Таджикистана, то при контактах с российскими органами власти, в соответствии с действующем законодательством, это никак не учитывается.
Статья 6 закона «О гражданстве» гласит: «Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом». А также: «Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации». Таким образом, россиянин может сколько угодно поучать иностранные паспорта, российский у него отбирать никто не будет.
Такой политики придерживаются не все страны. Например, получая гражданство Соединенных Штатов или Канады, человек обязуется отказаться от своего предыдущего гражданства или подданства — впрочем, это никак не проверяется и паспорт соискатель сдавать не обязан.
В связи с тем, что российские органы власти не участвуют в получении новых паспортов гражданами своей страны, точной статистики относительно обладателей множественных гражданств ни у кого нет.
Известно, что по данным МВД с 1989 по 2002 год включительно из России на постоянное место жительства в страны дальнего зарубежья выехало более 1,2 млн человек, причем в этой статистике учитываются только те, кто добровольно и честно сообщил о своих намерениях и снялся с учета по месту жительства. По данным зарубежной статистики, за этот же период из страны уехали около 1,6 млн человек.
В большинстве случаев, если человек живет в стране более 10 лет, ему так или иначе удается получить местное гражданство, а это значит, что только за пределами страны живет около 1,5 миллионов россиян со множественным гражданством. С середины 2000-х годов поток миграции из России сильно поубавился, так что вряд ли за границей находится заметно больше российских граждан. Разговоры о том, что в Лондоне живут 300 тысяч русских, опровергаются британской статистической службой, которая насчитывает в стране от 37 до 55 тысяч жителей, рожденных в России.
Еще сложнее оценить количество лиц с множественным гражданством внутри страны. Согласно Закону о гражданстве, при получении российского паспорта иностранец должен отказаться от своего предыдущего гражданства. Если предположить, что россиянин, получив гражданство другой страны, непременно стремится покинуть родину, то внутри России должно остаться не слишком много обладателей двух и более гражданств. Но предположение это, мягко говоря, может оказаться неверным.

Например известно, что жители Печорского района, предки которых проживали на той же территории в межвоенное время, когда она принадлежала Эстонии, могут претендовать на эстонское гражданство. Представитель ФСБ даже заявлял, что паспортами сопредельной республики обладают 10 тысяч жителей 20-тысячного района. Однако пока Печоры не обезлюдели, а значит жители не стремятся мигрировать в соседнюю Эстонию.
Пока не предлагается никаких репрессивных мер обладателям двух гражданств. Если они, конечно, заявят о себе добровольно.