Адрес: https://polit.ru/article/2014/04/10/cia/


10 апреля 2014, 08:24

Рассекречивание ЦРУ

3 апреля 2014 г. Комитет Сената США по разведке проголосовал за рассекречивание отчета по итогам расследования деятельности ЦРУ в рамках программы допросов лиц, подозреваемых в содействии терроризму. Официально она называется «Ужесточение технологии допроса» (Enhanced interrogation techniques). Эта программа была одобрена на высшем уровне в 2001 г., вскоре после теракта 11 сентября, и вступила в силу в 2002 г. Особенностью этой программы было то, что она официально допускала применение методов, квалифицируемых законодательством США как пытки. Первоначально эта программа существовала в секрете. Публично о ней объявил президент Джордж Буш-младший в 2006 г. В 2009 г. она была прекращена президентом Обамой. Расследование Комитета началось в 2007 г., и с тех пор между ним и ЦРУ отношения были напряженными.

Расследование проводилось на основе засекреченных отчетов по допросам, предоставленных ЦРУ. В отчете, согласно материалу, опубликованному в Washington Post, сообщается о многочисленных случаях злоупотребления со стороны сотрудников ЦРУ, когда подозреваемых подвергали физическому воздействию, выходящему за пределы списка методов, одобренных министерством юстиции. Например, упоминаются случаи пыток утапливанием и переохлаждением (иногда в сочетании).

Также Washington Post ссылается на мнение представителей ЦРУ, которые утверждают, что факты в отчете представлены предвзято и что эта предвзятость проистекает из того, что в его составлении участвовали бывшие сотрудники ФБР, находящегося с ЦРУ в отношениях конкуренции. В частности, отчет освещает случаи, когда подозреваемый был допрошен ФБР, причем предоставлял информацию добровольно, и эта информация была использована, а затем попал к ЦРУ, которое подвергало его пыткам, несмотря на то, что ему больше нечего было сообщить.

Начиная с 2009 г. Комитет пытался привлечь Белый дом к активному участию в процессе. Однако Обама неизменно отказывался от вмешательства в тяжбу между Комитетом и ЦРУ, хотя и признавал необходимость рассекречивания отчета. Результатом публикации отчета, среди прочего, может стать отмена смертной казни нескольких приговоренных, содержащихся в Гуантанамо, так как их, согласно документу, подвергали запрещенным методам воздействия в ходе допросов.

Предыстория

11 марта 2014 г. председательница Комитета Сената по разведке Дайэнн Файнстейн (Dianne Feinstein), сенатор-демократ от штата Калифорния, выступила в Сенате с развернутым публичным заявлением, в котором прямо обвиняла ЦРУ в антиконституционной деятельности и призвала к рассекречиванию результатов расследования.

«Начиная с 15 января 2014 г., когда мне сообщили о том, что ЦРУ просматривает информацию на компьютерах этого комитета, - заявила Файнстейн, - я старалась решить этот конфликт в сдержанной и вежливой манере. Я не отвечала на запросы прессы, которая пыталась получить дополнительную информацию по этому делу. Однако количество неверной информации вокруг этой темы выросло до таких масштабов, что не прокомментировать ее уже невозможно».

Затем Файнстейн представила обзор предшествующих событий следующим образом. ЦРУ начало работу по новой программе допросов в 2002 г., однако участники Комитета, за исключением председателя и его заместителя, не были осведомлены об этом вплоть до сентября 2006 г. Собственно, это произошло за несколько часов до того, как президент Буш сделал публичное заявление об этой программе. Спустя полгода в New York Times появилась статья, в которой сообщалось, что в ЦРУ уничтожены некоторые видеозаписи допросов, которые проводились по этой программе. Тогдашний глава ЦРУ Майкл Хэйден в ответ на запрос Комитета ответил, что это не может считаться уничтожением свидетельств, так как все письменные отчеты по допросам сохранны. Также он предложил тогдашнему председателю Комитета Джею Рокфеллеру ознакомиться с этими отчетами. Двое участников Комитета были направлены с этой целью на работу с документами ЦРУ.

Предоставленные записи были подробно проанализированы, и по итогам, в начале 2009 г., был составлен отчет, который был представлен уже новому руководству Комитета в лице Файнстейн. После этого Комитет единодушно решил, что необходимо провести более детальное расследование всей программы по допросам, а также установить, как именно она применялась силами ЦРУ. Как и во всех предыдущих случаях таких расследований, требованием к ЦРУ было предоставление всех документов, касающихся интересующей проблематики. Возглавлявший в тот момент ЦРУ Леон Панетта согласился, но выдвинул встречное условие, согласно которому все документы будут высылаться по запросам на защищенные компьютеры, находящиеся в одном из офисов ЦРУ и не имеющие доступа к внешним сетям. Последующее вторжение ЦРУ в расследование Комитета в январе 2014 г. и удаление некоторых документов произошло именно в этой внутренней сети.

В мае 2010 г. работавшие с документами участники Комитета стали замечать, что некоторые документы, прежде доступные, начали пропадать. Сотрудники офиса в ответ на вопросы сослались на ошибки технического персонала, персонал – на распоряжение вышестоящих инстанций ЦРУ, а руководство ЦРУ – на требование, исходящие от Белого дома. Белый дом, в свою очередь, факт таких требований отрицал. По итогам разбирательств ЦРУ обязалось больше не вмешиваться в работу Комитета и не производить никаких манипуляций с сетью.

После этого, по словам Файнстейн, Комитет обнаружил среди имеющихся в сети документов так называемый «Внутренний обзор Панетты», черновик документа, в котором анализировались материалы, предоставляемые Комитету, на предмет возможных последствий для ЦРУ. Файнстейн отмечает, что этот документ интересен, прежде всего, как свидетельство того, что ЦРУ само признает собственную деятельность противозаконной. Она особо оговаривала этот пункт, так как в прессе появлялись сообщения, будто Комитет получил к «Обзору» доступ нелегально, взломав компьютеры ЦРУ, в то время как он был доступен через сеть наряду с прочими документами. При этом она подчеркивает, что Комитету неизвестно, кто составлял этот документ и почему он оказался в сети: было ли это недосмотром сотрудников Управления или диверсией со стороны кого-то из них.

Создание 6300-страничного отчета по итогам расследования было завершено к декабрю 2012 г., после чего этот документ был отправлен для комментариев в ЦРУ. Ответ последовал в середине лета 2013 г. Частично отчет был признан обоснованным, однако многие его важные пункты оспаривались – в частности, по словам Файнстейн, те, которые признавались в «Обзоре Панетты». К слову, «Обзор», который был в числе документов, удаленных из сети, остался в распоряжении Комитета, так как он был распечатан и перевезен в защищенные помещения, находящиеся в ведении Сената. Этот факт вызывал нарекания со стороны ЦРУ и прессы, однако Файнстейн утверждает, что никаких легальных противоречий это действие не содержит. Также Комитет потребовал от ЦРУ предоставить финальную версию «Обзора», в дополнение к черновику, однако ЦРУ отказалось, сославшись на то, что это документ имеет совещательный, а не официальный статус.

Обыск компьютеров сети нынешний глава ЦРУ Джон Бреннан мотивировал тем, что у Управления возникло подозрение, что Комитет уже располагает копией «Обзора», причем никаких предварительных разбирательств по этому поводу не было. После обыска Файнстейн написала Бреннану письмо, в котором она требовала прекратить вторжение ЦРУ в работу Комитета, а также извиниться за уже имевший место случай «обыска». Ни одно из этих требований удовлетворено не было.

«Господин президент, - сказала Файнстейн в заключение своего выступления в Сенате, - позвольте мне сказать следующее. Все сенаторы полагаются на членов комитета как на свои глаза и уши, когда мы исполняем свои обязанности... Участники Комитета по разведке, которые работали над этим исследованием, посвятили ему годы своей жизни, пробиваясь сквозь ужасные подробности программы ЦРУ, которые никогда, никогда, никогда не должны были иметь место... Теперь они подвергаются угрозам судебного преследования, как раз в тот момент, когда отчет уже практически готов к тому, чтобы быть рассекреченным и представленным американскому народу... Если Сенат сможет рассекретить этот отчет, мы получим гарантию того, что эта антиамериканская зверская программа по содержанию в неволе и допросам никогда больше не будет принята к рассмотрению и одобрена... Я считаю, что Комитету и Сенату необходимо вновь утвердить свою роль блюстителей и свою независимость в рамках конституции Соединенных Штатов».

По итогам решения, принятого впоследствии на голосовании Комитета, отчет будет опубликован, правда в сокращенном виде (400 страниц). Однако подготовка этой публикации займет несколько месяцев.

Предпредыстория

Надо сказать, что это далеко не первый случай, когда ЦРУ приходится беспокоиться о рассекречивании материалов. В 2004 г., например, были рассекречены документы, содержащие инструкции по допросам, использовавшиеся ЦРУ для подготовки кадров. Эти руководства на настоящий момент неактуальны, так как относятся к 1960-м и 1980-м гг. (холодная война). Однако наряду с ними опубликован рассекреченный отчет Ричарда Чини от 1992 г., где тот предупреждает, что информация, содержащаяся в документах, подлежащих публикации, представляет собой «нежелательный материал, подрывающий престиж США». Чини также настаивал на том, чтобы в публикуемые документы были внесены изменения, но не добился этого.

В руководствах подробно описываются методы ведения эффективного допроса. В частности, описывается, как должно быть устроено здание, в котором содержатся задержанные, в какой обстановке должен проводиться допрос, как определить наиболее действенный подход к людям разного склада. Далее там описываются собственно методы психологического и физического воздействия, начиная с изоляции и временной дезориентации объектов допроса и заканчивая угрозами и различными формами физического насилия (в том числе использованием болевых приемов, наркотиков или плацебо, гипноза, лишения сна и т.д.). В первой редакции оговаривается, что использование насильственных практик не рекомендуется, так как информация, полученная под такого рода давлением может быть недостоверной, однако в особо тяжелых случаях это неизбежно. Также указывается, что для использования таких методов следователю нужно особое разрешение вышестоящих инстанций.

Более поздняя редакция документа появилась в 1980-е гг., после того как Конгресс начал расследование по случаям бесчеловечного обращения с пленными. Изменения в новой редакции, впрочем, носили скорее формальный характер. Это выражалось в том, что  у пособия было изменено введение, в котором теперь оговаривалось, что применение пыток при допросе нелегально и аморально и что прибегать к таким методам ни в коем случае нельзя. Также были внесены некоторые поправки в формулировки. В опубликованной редактуре эти поправки сделаны от руки внутри печатного текста, например ([было] /стало/):

«Успешный "допрос" основывается на знании сути конкретного случая и на использовании психологических приемов, которые нетрудно понять. Мы рассмотрим два типа приемов - насильственные и ненасильственные. Хотя мы [не педалируем] /всячески порицаем/ использование насильственных методов, мы хотим, чтобы вы знали об их существовании [и правильном применении] /и могли их избегать/». (стр. 7)

«Температура в помещении, подача воздуха и света [должны] /могут/ контролироваться извне [.] /, но не до такой степени, чтобы это становилось пыткой./» (стр. 40).

Основной текст инструкций остался неизменным.