РФ и ее DNS-сервера как ответ - на что именно?

«Коммерсантъ» сообщил, что Рабочая группа при АП готовит ряд изменений в законодательство о регулировании интернета, в случае принятия которых контроль за сетевым пространством может быть значительным образом ужесточен. Как и положено, сообщил со ссылкой на источники «на телекоммуникационном рынке и в органах власти». Ну, во-первых, «значительным образом ужесточен», это уже просто красиво. Во-вторых, интрига — а что тогда будет?

Для ужаса сразу тезис и антитезис.

Тезис: «Опрошенные газетой эксперты сошлись во мнении, что введение подобных мер приведет к интернет-изоляции России, значительному ухудшению параметров доступа в Сеть и удорожанию такого сервиса».

Антитезис: «Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил в интервью изданию, что слышит о подобны планах впервые. «Я не думаю, что такие примитивистские подходы могут возобладать. Основная задача — это обеспечить защиту национальных интересов, но при этом не снижая темпов развития, не понижая атмосферу конкуренции. В условиях монополий эффективное развитие, эффективная конкуренция невозможны», - сказал он». Песков о конкуренции - это кул, но не он тут повод.

Теперь маленький и несистемный бэкграунд на тему особенностей подготовки и принятия решений в этой области. 22 апреля Госдума одобрила законопроект, который вводит обязательную регистрацию в качестве СМИ для всех блогеров, чья аудитория превышает три тысячи человек. Совет Федерации должен рассмотреть этот документ ровно сегодня, 29 апреля. Ну вот как они будут мерить? По аудитории в каждый день или по числу френдов, большая часть которых обычно неактивна?

Также на днях в Совфеде предложили создать национальную российскую сеть коммуникаций, которая, по мнению авторов, могла бы называться «Чебурашка». С «Чебурашкой» тема тоже характерная, имея в виду смысл и обоснования – мысли и слова инициатора проекта были отрывочны и бессвязны (это не чтобы его обидеть, а чтобы уже понять, что сама проблема, в общем, имеет, психологические основания): «Например, в США вы никогда не узнаете, кто работает в Минобороны, кто работает в Центральном разведывательном управлении или кто работает в системе сельского хозяйства или министерстве строительства. Все засекречено… Мы в интернете вывешиваем любые тендеры, открываем все, у нас полностью все открыто».

И вот тут в чем проблема? Ну, не вывешивать тендеры и все, зачем еще своя сеть? А что до данных — да просто записать им (сотрудникам министерств) в должностных обязанностях, чтоб не писали свои должности в профилях своих аккаунтов в соцсетях. Или у него еще и так, что это «только для научного сообщества, чтобы избежать утечки информации». Ничего не понять: в куче мест давно есть свои закрытые системы, всякие интранеты, и даже в некоторых редакциях, в чем проблема-то? Чтобы не распространяли сов.секретное? Ну так это с коммуникациями не так, чтобы прямо связано. 

Про что все это?

Но самое интересное – а что за задача была поставлена? По логике, если теперь сыплются такие проекты, то имеется некоторая тема, которая была каким-то образом озвучена. Возможно, конечно, что артикуляция была не слишком-то внятной. К примеру вызывает условный начальник к себе своего главного по компьютерам (из этой самой Рабочей группы, наличие которой и Песков не опроверг) и вот как он ставит ему запрос (ну, или через Пескова)? Придумайте такое, чтобы... чтобы что?

Ставится некая задача, в ответ делается нечто, а «Коммерсант» потом пишет: «В частности, речь идет о разграничении процессов передачи данных на три уровня - местный, региональный и общероссийский. За этим может последовать введение запрета на присоединение региональных и местный сетей передачи данных к зарубежным. На всех уровнях передачи данных предполагается ввести их обязательную фильтрацию, а DNS-сервера доменов, расположенных в национальных зонах .РФ и .RU, обяжут размещать только на территории Российской Федерации.
Координационный совет национальных доменов, который ведает правилами регистрации сайтовых имен в зонах .РФ и .RU, предлагается лишить полномочий, а его функции передать государственному надзорному органу. Предметом лицензирования деятельности сетей связи может стать деятельность по переводу URL-адресов в IP-адреса и обратно».

Данные технические детали обсуждаются и в самой статье, например: «"Введение иерархичности сетей потребует полной перестройки архитектуры сетей в стране, что приведет к дополнительным необоснованным затратам для всех операторов",— поясняет собеседник "Ъ". Кроме того, по его словам, больших затрат потребует создание DNS-сервера в России. Сейчас большинство таких серверов расположено в США (больше 10), несколько — в Германии и Китае».

Но понятно же, что это не начальник поставил такую задачу (создать уровни, возвести свои DNS-сервера, IP-адреса и т.п). Он сказал что-то, в ответ на что отреагировали вот так. Ну так вот что же именно за задача была поставлена? Пусть в самом общем виде, типа сделайте что-нибудь, чтобы...

Вот чтобы что? Что должно стать быть в результате или же - чего в итоге стать не должно? Допускается и вариант запроса типа «придумайте что-то, а то уж ваще» - в рамках заявления о том, что интернет — это изобретение ЦРУ, и сеть «так и развивается». Что, конечно, конкретизирует потенциальное зло, но ни разу не делает конкретнее задачу.

Понять этого нельзя, но можно наоборот – смотреть совокупность всех идей такого рода. Они исходят из разных точек (Госудма, СовФед, частные инициативы), но все о чем-то об одном, что никак не удается назвать прямо. Это не про ЦРУ, конечно – сколько того ЦРУ на свете, это даже сенаторы понимают (потому что ну что такое для ЦРУ влезть в эту «чебурашку»?). А назвать прямо не получается, потому что это - неуловимо. Симптомы сходятся в синдром, всякое такое: очевидно, что ощущение незащищенности производит нечто объективно существующее, некий смутный субъект беспокойства. Что это?

Ну, по логике, это надо понимать? Ведь если есть нечто, что оказывает влияние, характер которого нельзя даже осознать, то ему же в принципе невозможно противостоять. Потому что, а как? Вообще закрыть интернет? Сделать интернет внутренним? Не давать смотреть чужие, то есть - зарубежные сайты (то есть - не .рф и не .ru)? А кто, собственно, их особо-то смотрит — весь этот веб-серфинг вышел из моды уже лет десять назад. Или кто-то в массовом порядке читает с утра западную прессу? Не дать смотреть плохие свои сайты? Так это уже санируется. Или эта иерархичность: типа на областном уровне Dangerous Minds в фб смотреть можно, а на районном – уже нет?

Что именно нельзя, в смысле — что именно плохо? То есть, дело уже какое-то совсем другое и загадочное: что ж это за существо, которое влияет через DNS-сервера и IP-адреса? Можно ли победить это существо, зарубив его технически? Чёта это сомнительно, поскольку больше всего похоже, что это тут просто борются с соцсетями.