НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Николай Грачев

Вице-президент Сколково: Поражает креативность и яркость представленных идей

Николай Грачев на встрече с атташе по науке в Сколково
Николай Грачев на встрече с атташе по науке в Сколково
Skolkovo Foundation
 
 

О новейших разработках в области энергетики, сотрудничестве с зарубежными партнерами, стартапах и инновационном «Вудстоке» Startup Village мы поговорили с Николаем Грачевым, вице-президентом, исполнительным директором кластера энергоэффективных технологий фонда «Сколково». Беседа состоялась в Гиперкубе на встрече представителей фонда с атташе по науке из 22 стран.

С кем сотрудничает фонд «Сколково» в области энергоэффективных технологий?

Если посмотреть на стратегических партнеров Сколково, география нашего международного сотрудничества уже сейчас очень широкая.  Это такие глобальные лидеры как Boeing, Honeywell, EADS, IBM, Nokia, Siemens, Schneider Electric и т.д. Ведется работа по привлечению аналогичных партнеров на азиатских рынках.

Более 20 компаний-участников Сколково открывают международные представительства. Партнерство Сколково с Хьюстонским Технологическим Центром позволит в 2014 году 20 стартапам получить доступ к продвижению и развитию на американском рынке; европейский рынок стартапам откроет партнерство с финским ТЕКЕС.

Как работает кластер энергоэффективных технологий?

В Сколково разработаны форсайты, в рамках которых определены основные технологические приоритеты развития. Эти приоритеты были определены как с точки зрения инновационного потенциала, который есть у России (база НИОКР, конкурентоспособность технологических разработок на международном уровне), так и потенциала коммерциализации (возможность транслировать инновации в работающий бизнес, существенный положительный эффект на экономику страны). 

Кластер энергоэффективных технологий объединяет уже более 270 компаний-участников – молодых инновационных стартапов. Работу кластера можно разделить на пять ключевых направлений.

Первая область нашей деятельности – новые прорывные разработки для нефтегазовой промышленности. Основные задачи здесь – повышение энергоэффективности нефте-, газодобычи и транспортировки углеводородов, повышение энергоэффективности процессов и технологий в химическом секторе экономики (нефтепереработка, нефтехимия и т.д.).

В этой области в Сколково работают более 70 стартапов по очень перспективным и важным для российской нефтегазовой отрасли направлениям. Например, ряд компаний предлагает новые решения для повышения эффективности добычи углеводородов на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами газа и нефти. Другие компании успешно занимаются и уже имеют промышленные образцы оборудования, которые повысят эффективность и снизят потребление электроэнергии в процессах нефтепереработки, а также повысят надежность работы оборудования.

Следующее направление работы кластера – электроэнергетика. В этой области работают более 90 компаний-участников Сколково. Здесь можно выделить несколько приоритетных подзадач:

- повышение эффективности генерации энергии на ископаемых видах топлива, включая распределенную генерацию;

- разработка новых решений в области водородной энергетики;

- создание конкурентоспособных накопителей электрической и тепловой энергии;

- повышение эффективности транспортировки и преобразования электроэнергии, включая технологии SmartGrid;

- создание новых, более эффективных ДВС (двигатели внутреннего сгорания) и гибридных двигателей/приводов.

Третье направление – коммунальная энергетика. Здесь компании-участники Сколково готовят к внедрению новые технологии для повышения эффективности коммунально-бытового сектора, энергоэффективности зданий и сооружений. Также наши стартапы занимаются разработкой и внедрением эффективных технологий переработки биомассы, твердых и жидких бытовых отходов.

Четвертый блок работы кластера и наших компаний-участников – альтернативные источники энергии.  Это и генерация энергии на основе возобновляемых источников энергии (в т.ч. солнечная энергетика, гидрогенерация, геотермальная и ветроэнергетика), и утилизация низкопотенциального тепла.

И, наконец, стартапы в Сколково активно занимаются новыми технологиями, которые позволят снизить энергопотребление в промышленности (например, в металлургии), разрабатывают и готовят внедрение новых энергоэффективных материалов и покрытий.

Отбирая компании-участников кластера и принимая решение о предоставлении грантов, мы ориентируемся на то, чтобы горизонт коммерциализации (т.е. момент, когда новая технология в качестве готового продукта уже будет доступна на рынке) не должен быть дальше 3 лет. Большинство наших компаний-участников работают над доработкой технологий, по которым у них уже есть положительные отзывы экспертов и потенциальных потребителей, улучшением технических параметров и разработкой промышленных образцов.  

Где находится потребитель разработок кластера?

Мандат Сколково предполагает, что технологии и решения, разрабатываемые с нашим участием, с точки зрения инновационной составляющей должны быть конкурентны на международном уровне. Именно поэтому панель экспертов, которые оценивают заявки компаний на получение статуса участника Сколково и на получение грантов, является международной. Эксперты сравнивают предлагаемые проекты с техническими характеристиками сходных решений на мировом рынке.

С точки зрения технологии стоит задача не копирования того, что уже есть за рубежом, а разработки принципиально новых и эффективных решений. С точки зрения процесса коммерциализации, особенно в энергокластере, в России есть большое количество промышленных компаний – потенциальных потребителей новых технологий наших стартапов. Это и отечественные нефтегазовые компании, энергетические и коммунальные предприятия, металлурги и машиностроители.  В то же время у нас есть стартапы, которые быстро находят международных партнеров. Например, один из наших участников промышленное внедрение своей разработки в области нефтедобычи делает параллельно в России и США.

Рынок инноваций глобален. Поэтому наша задача – так же помогать стартапам находить перспективных инвесторов и партнеров по коммерциализации не только в России, но и на международном рынке. Мы предоставляем им возможность представить свои разработки ведущим технологическим концернам, таким как Bosch, Danfoss, Panasonic, Schneider Electric, Siemens, Total, и т.д., которые могут помочь реализовывать новые решения на глобальном рынке и предложить действенный рычаг внедрения инноваций.

С некоторыми стартапами мы посещаем профильные международные выставки и конференции. Например, в прошлом месяце мы посетили крупнейшую Европейскую выставку в Ганновере. Наши компании-участники представили там свои разработки и провели встречи и переговоры с потенциальными партнерами.  Мы получили положительные отзывы как от самих стартаперов, так и от наших международных партнеров. Есть примеры, когда из завязавшегося знакомства были выстроены перспективные планы по сотрудничеству, которые сейчас реализуются.

Что ожидать от предстоящей в июне Startup Village?

По количеству участников и тематическому охвату это будет уникальное для России, очень интересное мероприятие, поэтому я приглашаю на него не только стартапы, но и наших бизнес-партнеров, своих друзей и знакомых.

Во-первых, будут присутствовать компании-инвесторы, партнеры Сколково, бизнес-ангелы. У стартапов на Startup Village будет отличная возможность завязать новые связи, представить свою компанию, пообщаться с потенциальными инвесторами и партнерами, обменяться опытом с другими молодыми предпринимателями. Это будет большая и интересная тусовка, центральной темой которой будет развитие и внедрение инноваций в России.

Во-вторых, зарегистрированные компаний смогут принять участие в питч-сессиях, где молодые предприниматели представят свои проекты профессиональному жюри, которое определит победителей.  Помимо чисто монетарных выгод – призы и гранты, стартапыполучат самое главное – дополнительное внимание потенциальных инвесторов.

В нашем кластере энергоэффективных технологий мы проведем три круглых стола с участием российских и зарубежных компаний – по нефтегазовой тематике, электроэнергетике и по машиностроению.  Для стартапов это будет отличная возможность «из первых уст» услышать ожидания и узнать о потребностях компаний ТЭК в инновациях, установить новые контакты, представить свои разработки потенциальным конечным потребителям.

Какие советы вы бы дали начинающим компаниям?

Как показал организованный при участии Сколково Russian Startuр Tour (в рамках этого мероприятия мы посетили 27 городов России, мероприятие привлекло  8 тыс. участников и 3 тыс. заявок на выступление от стартапов) самое сложное для разработчиков новых технологических решений – продумать правильную и понятную стратегию коммерциализации, которая была бы убедительна и привлекательна для внешнего инвестора. Важно точно определить, что и кому ты будешь продавать, кто твои клиенты, кто твои конкуренты и за счет чего твой продукт будет конкурентоспособен, какая бизнес модель позволит компании успешно выйти на рынок и минимизировать риски.

Поражает креативность и яркость представленных идей. Есть ряд стартапов, отпочковавшихся от университетов и исследовательских институтов, которые успешно делают первые шаги и имеют большой потенциал развития. Но часто встречаются компании с готовой технологией, еще не имеющие четкого плана коммерциализации, не достаточно активные в области поиска потенциальных клиентов и инвесторов.  Для многих начинающих компаний критичными становятся этапы лабораторных и промышленных испытаний новых технологий, подготовки уже промышленных образцов новых продуктов. На этих этапах, как правило, требуются существенные инвестиции. Именно на эту важную стадию жизни любого стартапа нацелена поддержка Сколково и таких мероприятий как Startuр Tour и Startup Village.

Startuр Tour, который мы провели второй раз в этом году, нес в себе в том числе образовательную задачу. Оценивая представленные проекты, мы старались обозначить слабые и сильные стороны каждого стартапов, подсказать возможные направления улучшения проекта или презентации. Иногда в процессе питч-сессии рождались новые идеи, например, не делать установку самим, а обратиться в уже существующую специализированную компанию, которая сможет интегрировать инновацию в свою технологическую цепочку. Это меняет бизнес модель, позволяет сэкономить деньги и снизить риски коммерциализации и, в итоге, быстрее выйти на рынок.

В городах-участниках Startuр Tour помимо питч-сессий, где мы рассматривали проекты, тренеры Сколково вели мастер-классы по разным тематикам: как правильно коммерциализировать инновации, как представлять проект, как вести переговоры и т.д., предоставляя таким образом менторскую поддержку молодым предпринимателям в регионах. В Сколково менторская работа со стартапами является так же важной частью нашей работы. Компании-участники Сколково могут не только получить безвозмездное финансирование в виде гранта, но и профессиональный совет по дальнейшему развитию предприятия, поиску новых партнеров и инвесторов. И деньги здесь не всегда самое главное.


ПОДГОТОВКА ИНТЕРВЬЮ: Наталья Харламова

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.