В. Путин призвал представителей юго-востока Украины (с сепаратистскими склонностями) отложить референдумы, намеченные на 11 мая. Общественность это заявление восприняла почти на уровне "войны не будет!" и чуть ли не как свидетельство некого поворота чего-то куда-то. Но, собственно, он же не "попросил" референдумы отменить, не так ли?
Все это произошло на пресс-конференции после встречи с президентом Швейцарии Буркхальтером (в качестве Главы ОБСЕ), разумеется – по украинскому вопросу. Есть стенограмма этой истории, но ее надо бы поместить хоть в какой контекст. Весь контекст не восстановить (его слишком много), поэтому остается поступить спекулятивно: пара историй, которые прямо предшествовали этому заявлению. "Спекулятивно" – потому, что не утверждается, будто из этих историй и следует заявление Путина. Нет, просто они были в тот же день.
1. США
Помощник госсекретаря США Виктория Нуланд заявила, что Москва планирует аннексировать восток Украины, «применяя те же методы, что и в Крыму». Вообще (это лирическое отступление) похоже, что Госдеп реально включился в украинскую ситуацию только в последнее время. Раньше, кажется, там предполагали, что все связано только с личной реакцией Путина на смещение Януковича, не более того.
Ну а Нуланд свою мысль поясняла так (по The Guardian: "Ukraine crisis: US senators 'frustrated' with White House sanctions strategy": «События от Славянска до Одессы разворачиваются по крымскому сценарию: сначала организуются протесты в городах, которые были спокойными еще два месяца назад, затем запугивается местное население и за две недели проводится фальшивый референдум в так называемых Донецкой и Луганской народных республиках».
Нового тут нет ничего, но есть два нюанса. Во-первых, Нуланд говорила это на слушаниях комитета Сената по поводу ситуации в Украине, где полагалось сообщить нынешнюю точку зрения администрации. Во-вторых, США действительно изменили подход. Скажем, командующий НАТО в Европе Бридлав накануне признал, что ошибся в предположениях о тактике Путина. Сначала он был уверен в том, что «русские вторгнутся в Украину, чтобы создать мост между восточными регионами и Крымом, и остановятся лишь у Одессы». А теперь он понял, что «Путин захватит восток Украины, применяя ту же тактику, что и в Крыму - то есть - просачиваться на украинскую территорию, провоцировать столкновения с украинскими военными, дестабилизировать местные власти, подогревать сепаратистское движение». Так что Нуланд просто перевела этот военный расклад в политический.
Нуланд на слушаниях было непросто: и республиканцы, и демократы разочарованы в стратегии Белого дома. Стратегия такая: США обещают ввести секторальные санкции, если в Донецке и Луганске состоятся сепаратистские референдумы, а Россия признает их результаты и введет туда войска. Санкции будут введены также и в случае, если Россия сорвет президентские выборы 25 мая.
Проблема Нуланд состояла в том, что члены комитета не поверили утверждениям Госдепа о том, что экономические санкции уже сказались на России. Например, ставку на санкции раскритиковал сенатор Джонсон. «Не знаю, заметил ли уже это Путин, но рубль упал к доллару на 20%», - ответила ему Нуланд. «И что это вам говорит? Похоже, он не реагирует на экономический ущерб», - типа не понял Джонсон (республиканец).
Далее Джонсон сообщил, что никто не говорит о способах изменить планы Путина: "Экономический подход провалится. Когда экономический подход провалится, что мы будем делать? Мы когда-нибудь рассмотрим поставки хотя бы мелкокалиберного оружия?". Тут он, в общем, погорячился – Нуланд логично сомневается в том, что за 19 дней до выборов в Украине возможно даже при максимальном желании влить достаточно, чтобы изменить соотношение сил с мощной российской армией, если Путин решит ее применить.
Но, с другой-то стороны Джонсон мог бы быть в курсе того, что тот же Бридлав уже сообщил: на фоне обострения ситуации в Украине страны-члены НАТО могут рассмотреть возможность постоянного размещения военных контингентов в Восточной Европе. Сейчас войска НАТО присутствуют в странах Восточной Европы на основе краткосрочной ротации, но эта практика должна была закончиться до конца 2014 года. А теперь точно не закончится.
По части НАТО это не все. Там уже заявили, что НАТО снова вынуждено считать Россию своим противником, а 5 мая начались военные учения НАТО у границ России и Украины с участием около 6 тыс. военных. Вот картинка (и даже со взволнованным комментарием справа).
Еще раз: речь не о том, что данные события могли повлять на свободную волю В.Путина, просто это все происходило в тот же день.
2. Депутат Бригинец (от "Батькивщины")
7 мая депутат Бригинец сообщил, что войска России могут быть введены в Украину 21-22 мая, после референдума о независимости Луганской области (именно Луганской). Ну, таких версий сейчас много, но Бригинец расписал просто, без финтифлюшек и домыслов, о мотивациях Путина. Но вот не надо было ему указывать даты, это все испортило.
Словом, сославшись на некого активиста «Українськой справы», Бригинец сообщил, что «во время проведения псевдореферендума о признании «независимости» Луганской области будут работать около 20 участков в разных частях Луганщины, которые и будут визуально демонстрировать на весь мир через российские СМИ, как работает референдум». Ну да, вполне вероятно. Также он утверждал, что в референдуме реально примут участие 20-30 тысяч луганчан, но будет сообщено, что их было полмиллиона. И это вполне естественно.
Затем на основе этого референдума будет проведен второй, 18 мая - на тему вхождения Луганской республики в состав России. 20 мая тогда произойдет подписание федерального соглашения между «Луганской республикой» и Россией, а 21-22 мая - накануне выборов президента Украины - введение российских войск «на защиту народа Луганщины».
Здесь, конечно, уже натяжка: привязка событий к выборам была не обязательна. Но эту часть можно легко отбросить, зато оставшееся вполне годится для применения в любой момент. А еще Бригинец упомянул, что события будут провоцироваться: именно в дни референдумов сепаратисты ожидают активизации антитеррористической операции. Причем, это произойдет «по сговору с людьми в киевской власти». Что интересно и само по себе. При этом усиление активности сепаратистов в Луганской области (а не в Донецкой, скажем) действительно происходило. 7 мая, например, боевики подожгли там радиолокационную станцию, вновь была захвачена Луганская прокуратура, готовился штурм облуправления МВД (то ли взяли, то ли нет).
3. Путин
Итак, со сроками Бригинец накосячил. Путин обратился к сепаратистам: «Призываем представителей юго-востока Украины, сторонников федерализации страны перенести намеченный на 11 мая референдум с тем, чтобы создать необходимые условия для этого диалога». Что стало причиной такого заявления - неизвестно, а что он имел в виду под «необходимыми условиями» - можно догадываться.
Этим выводом можно ограничиться, добавив, разве, что тут какая-то гармония с тем же Бригинцом: он вбросил версию, а Путин ее косвенно подтвердил. Потому что после его заявления совершенно очевидно, что просто так тема референдумов не уйдет, каким-то способом Россия ее еще использует. Потому что не было же сказано, что ребята типа всем спасибо, все свободны. А только "перенести".
Еще можно поглядеть на какие-нибудь нюансы. Разумеется, не исследуя мотивации Путина, а чисто в варианте, что на сдачу позиций это особо не похоже. Потому что в то же время, «Россия обращается с требованием к киевским властям незамедлительно прекратить все военные карательные операции на юго-востоке Украины». Нет тут никакого дружелюбия и понимания ситуации, а есть все то же преувеличение на тему "карателей" – ну, можно назвать действия против сепаратистов в Славянске, сбивающих украинские вертолеты, карательной операцией, но это ж чувства и натяжка.
Вообще заявление состоит из общих слов, привычного вида: "Мы считаем, что самое главное – это наладить прямой диалог, прямой полноценный диалог между сегодняшними киевскими властями и представителями юго-востока Украины, в ходе которого представители юго-востока Украины могли бы убедиться в том, что их законные права в Украине будут гарантированы".
Кто такие "представители юго-востока"? Вот, например г-н Коломойский, о брутальном отношении которого к В.Путину известно... То есть, слишком уж расплывчатое обобщение.
Дальше тоже: "Обязательным условием для начала этого диалога является безусловное прекращение всяческого насилия, как с использованием вооружённых сил, что абсолютно недопустимо в современном мире, так и с использованием вооружённых незаконных формирований радикальных элементов и сил. Россия готова вносить свой посильный вклад в разрешение украинского кризиса и самым активным позитивным образом влиять на женевский процесс".
Вообще, по факту именно этим Киев и занимается в том же Славянске – вряд ли можно утверждать, что сепаратисты являются "законными формированиями". Но понятно, что их-то Путин в виду не имел.
Но при этом Россия отстраняется: "Ведь это не мы участники этого конфликта, не мы – сторона в этом конфликте, стороны внутри Украины". Не в том дело, что тут кто-то куда-то отступает. Вопрос именно в форме речи и поводе к ней: мы тут типа не при чем – чуть ли не впервые со времени упомянутого Путиным госпереворота. Опять же, заявление было вынужденным (чем-то вынужденным) – ну, он же сделал это заявление не в порядке личной инициативы, а – после переговоров.
4. ОБСЕ
Да, там же были переговоры. Тут достаточно процитировать Буркхальтера:
"Наше предложение сейчас заключается в следующем. Буквально в ближайшие часы мы хотели бы предложить «дорожную карту» – карту конкретных шагов на ближайшее время, предложить эту «дорожную карту» всем четырём сторонам, подписавшим женевские договорённости.
Вчера в Вене мы уже говорили об общих подходах к подобной «дорожной карте», о важнейших темах, которые она должна охватывать, а сейчас речь идёт, так сказать, уже о конкретном плане действий на операционном уровне. Эти предлагаемые действия в рамках этой «дорожной карты» можно свести к четырём пунктам, к четырём словам: это прекращение огня, это деэскалация напряжённости, это налаживание диалога и выборы".
Дальше там по действиям ОБСЕ в связи с этими пунктами и один нюанс:
"Собственно говоря, не предусматривается пока проведение конференции по выполнению женевских договорённостей, то есть так называемой «Женевы-2» пока не планируется.
Мы предлагаем более прагматичный шаг, что вполне в швейцарской манере – вот именно такая прагматика. Этот конкретный план конкретных действий из четырёх пунктов, которые мы предлагаем обсудить четырём сторонам, подписавшим женевские договорённости".
Не хотят они снова выслушивать С.Лаврова, не хотят.
5. США
Чисто для гармонии – если с США началось, то пусть ими же и закончится. Это уже реакция на "просьбу". Госдеп США считает обращение Путина к сепаратистам о переносе так называемого референдума "полезным шагом", но недостаточным для деэскалации напряженности на востоке Украины. Спикер Госдепа Джен Псаки сообщила на брифинге: "Мы считаем, что вообще предложение провести референдум было незаконным и противоправным. Мы ждем больше от президента Путина, чем просто заявление о переносе".
Впрочем, она назвала это "полезным шагом" для снижения напряженности, но, по ее словам, российская сторона должна сделать минимум несколько таких шагов. Речь идет об отводе войск от границ с Украиной и о содействии безопасности украинских президентских выборов 25 мая "через воздействие на пророссийские милитаризованные группы в Украине".
Ну и вывод что-то: "просьба" все же касалась переноса, не более того. Все, типа, продолжается и еще многое возможно.