Украина: 4 дня почти тихо

Сильно знаковых событий там не было, но были что ли , которые позже могут привести к знаковым. Их, примерно, четыре. Заявление Ахметова, заявление Порошенко, заявление Нарышкина. Ну и чтоб не только слова – еще и рейтинг.

Порошенко

На встрече со своими потенциальными избирателями из харьковского юридического университета им. Ярослава Мудрого П.Порошенко заявил, что способен нормализовать отношения с Россией за три месяца. Вообще, любопытно, что сообщение об этом распространилось через российские агентства — а дело было еще 13 мая - и только к вечеру среду добралось до Украины. В сумме у него были такие мессиджи: "Три месяца я отвожу, чтобы отношения с Россией были нормализованы". Отношения с Россией он обещает урегулировать "быстро и эффективно", при этом "никаких компромиссов не будет у нас по Крыму", а визы вводиться не будут, "поскольку это лишь затруднит перемещение простых граждан". Мало того, "рынки России будут открыты для наших предприятий".

Всерьез к этому относиться нельзя: обычное предвыборное выступление. Но Порошенко редко что-то заявляет по ходу кампании (ему незачем, у него рейтинг), так что какая-то знаковость тут есть. Ну и, конечно же, интересно, из чего он исходил, все это говоря, а также — как собирается все это сделать за три месяца. То есть – если отсчитывать от времени его возможной победы на выборах ("возможной" – в том смысле, что выборы состоятся, а так-то он выиграет). Ну, три месяца - это лето, так что урегулирование обещано к 1-му сентября. Вообще, что до открытых рынков России, то тут имелась некоторая ирония жизни: следующее по времени заявление Порошенко состояло в том, что "процесс судебного обжалования ареста счетов кондитерской компании Roshen на 3 млрд.руб. в России продолжается". Порошенко добавил, что в российских судах не было представлено ни одного объяснения, почему средства Roshen были арестованы - это еще с 19 марта. Возможно, конечно, это он делал какой-то намек ровно в сторону России.

Что касается темы против введения виз с Россией, то тут тоже мутно. Во-первых, о введении виз говорилось сгоряча в самом начале процесса перехода власти, а потом очень быстро было сделано заявление, что ничего-такого в близкой перспективе не предполагается. Но у темы и другая сторона. Идут некие переговоры о безвизовом режиме с ЕС. Рада приняла на неделе пакет законов для безвизовки, Яценюк только что обсуждал безвизовку в Брюсселе. Но непонятно: ЕС же в принципе не любит, когда у страны, с которой он вводит безвизовый режим, остается открытой граница с третьей страной. А ясного заявления ЕС о том, что им безразлично, будет ли открыта граница с Россией не было.

А еще Порошенко хорошо отозвался о проведении «круглых столов» национального единства, добавив, что их стоило бы проводить не только в Киеве, но также в Харькове и Донбассе. Это, понятно, уж и вовсе ни о чем.

Круглые столы

С круглыми столами не очень понятно. Этот сюжет возник, когда председатель ОБСЕ Буркхальтер после встречи с Путиным заявил о существовании "дорожной карты" по Украине. В ней четыре странно стоящих рядом блока: отказ от насилия, разоружение, национальный диалог и проведение президентских выборов 25 мая. Ну вот и решили начать с "налаживания широкого национального диалога". Конечно, выбор именно этого пункта говорит имитации деятельности: никаких решений, чисто поболтать. Разумеется, есть смысл и в этом - чем дольше пауза, тем больше шансов на то, что выборы 25 мая удастся провести. При этом в ЕС говорили, что не видят смысла проведения переговоров четырех сторон в формате "Женева-2", а вариант "карты" типа прагматичней.

Ну и вот: там 4 стороны, причем — Украина недовольна. Еще когда Буркхальтер после встречи с Путиным заявил о существовании этой "карты", недоуменно отреагировал Яценюк: "Я был немного удивлен тем, что в Москве обсуждается вопрос Украины без Украины, без США и без ЕС, так как именно в этом формате была проведена первая встреча в Женеве, и именно от выполнения этих соглашений отказалась Российская Федерация". Тогда же он выразил надежду на то, что за основу будет взят именно украинский вариант"дорожной карты". Соответственно и теперь, согласившись на круглые столы, все равно добавил, что "это очень хорошо, что "дорожная карта", предложенная украинским правительством, имеет некоторые сходства с "дорожной картой", предложенной ОБСЕ. Но это должен быть процесс, проводимый под руководством Украины и касающийся Украины". 

В итоге такие высказывания дали всем понять, что этот процесс был запущен без участия Украины и, по сути, за ее спиной. А тогда это предполагает и возможность теневых договоренностей за счет Украины. Мало того, Госсекретарь США Кэрри примерно по тому же поводу оптимистично заявил: : "Мы находимся в постоянном контакте с самой ОБСЕ, с главой МИД Германии Штайнмайером, министром иностранных дел России Лавровым, стремясь закрепить этот процесс как можно быстрее". Керри и не упоминает о контактах с представителями Украины, не так ли? 

Первый круглый стол - на самые общие темы уже состоялся, 14 мая. Но там даже не понять, кто ж его проводил – сам Киев или же ОБСЕ.

Рейтинг

В рейтинге, собственно, ничего неожиданного нет, но там нюанс — кто его проводил (ну, по чьему заказу). Собственно, это был "всеукраинский телефонный опрос, проведенный по заказу телеканала 1+1 компанией GFK 6-8 мая". Порошенко готовы поддержать более 40,5%, вторым оказался Тигипко - 9%. А Тимошенко по факту слегка ушла на третье место - 8,8%.

Ну, изменения видны. 7 мая был рейтинг от группы "Рейтинг", там у Порошенко 34,3% (среди всех опрошенных), 11,1% - у Тимошенко и Тигипко — 5,7%. Но это же стандартная, а не телефонная методика, тут сравнивать не совсем логично. Но вот этот нюанс: 1+1 (плюсы) подконтролен Коломойскому. Ну, не так, что канал непременно что-то накрутил, а вот же: в каком-то смысле частный рейтинг. А еще у него есть свой отряд нацгвардии. Словом, политически капитализируется, проявляя чрезвычайную активность. Кажется, даже с перебором: не видно, чтобы вспышка этого энтузиазма в данный момент как-то могла строго лечь в возможную прагматику действий.

Общественность связывает это с желанием использовать момент и каким-то образом слегка разобраться с активами Ахметова. Ну, это такое уже общее мнение. Что в нем от реальности, а что - от желания общества иметь еще и какую-нибудь понятную интригу -надо долго разбираться, не в тот раз. Разве что как-то сомнительно, чтобы о таких планах становилось известно так публично. Это ж уже просто мультик какой-то "Ограбление по юго-восточному": "Беня уже наконец пойдет отбирать активы Ахметова".

Ахметов

В отличие от предыдущих, вполне общих заявлений Ахметова, тут все было структурно и как бы даже и чотко. Ну да, еще это было и видеобращение. Вообще, раз там было структурно, то нет проблемы и процитировать.

"Сценарий номер один: остается все, как есть. Вся власть в Киеве, а регионы развиваются по остаточному принципу. Этот путь изжил себя, он не имеет права на будущее, и в этом я глубоко убежден".

"Сценарий номер два: Донецкая народная республика. Ее никто в мире не признает. А структура нашей экономики – это угольная промышленность, это металлургия, это энергетика, это машиностроение, это химическая промышленность и это сельское хозяйство. И все смежные предприятия, которые с этим связаны. Мы попадем под огромные санкции, мы не сможем ни продавать, ни производить. Это значит остановка производства, это значит безработица, это значит бедность".

Третий сценарий – присоединение к России: "Это не надо ни России, ни Донбассу. И от этого не выиграет ни Россия, ни Донбасс. Мы попадем под огромные санкции, и точно так же мы не сможем ни продавать, ни производить свою продукцию. Это значит экономический спад, безработица и бедность".

"И сценарий номер четыре. На мой взгляд, это единственный правильный путь: это изменение в Конституции, децентрализация власти. Это тогда, когда власть из Киева переходит в регионы. Это тогда, когда власть не назначают, а выбирают. И это тогда, когда местная власть берет ответственность за настоящее и будущее перед людьми".

Вывод: "Я глубоко убежден, что счастливым Донбасс может быть только в единой Украине".

Собственно, есть и ролик

Да, там нюанс: на Украине принципиально различаются "децентрализация" и "федерализация". Системный нюанс, соответственно, в том, чтобы осознать, в чем именно состоит их различие. 

Россия

Так вот, Порошенко пообещал за три месяца наладить отношения с Россией. Здесь есть некоторые сомнения уже и стратегического характера. В среду спикер Госдумы Нарышкин заявил — ну вот просто ровно лично Порошенке - что легитимность власти или президента, избранного в случае, если выборы состоятся 25 мая, тоже будет неполной. "тоже" в смысле, что и.о.президента Турчинова не считают легитимным. Вопрос: какие претензии к будущему Порошенко? 

В интервью "России 24" Нарышкин все разъяснил: "Мы исходим из того, что нынешняя власть на Украине нелегитимна. Конечно, степень легитимности власти или президента, избранного в случае, если выборы состоятся 25 мая, на мой взгляд, тоже будет неполной". Потому что ему трудно представить легитимность выборов в условиях "по сути карательной операции по отношению к нескольким регионам страны, к двум областям, где проживает около 7 млн граждан этой страны". 

Впрочем, он добавил, что "непроведение выборов - это еще более печальная ситуация, поэтому из двух зол нужно выбирать меньшее". А далее позиция России по выборам была уточнена, то есть был процитирован Путин, сказавший по этому поводу, что "они ничего не решат, если все граждане Украины не будут понимать, как будут гарантированы их права после проведения этих выборов. Именно для этого и нужно наладить диалог между властями в Киеве и юго-востоком Украины".

Что, очевидно, уже переход к теме "Национальный диалог и "круглые столы" из "дорожной карте ОБСЕ". Вообще, все предыдущее время российская сторона приводила свои аргументы, не обращая внимания на мнения других переговорных сторон. Так что формат обсуждений и круглых столов  будто бы специально придуман для того, чтобы представителям РФ было удобнее это продолжить.

И, наконец, Нарышкин оформил позицию России по референдумам: "Необходимо считаться с результатами референдумов в Донецкой и Луганской областях, которые прошли 11 мая". "Считаться" надо так: референдум "дал убедительный результат, с которым и киевские власти, и все остальные должны считаться. По-разному оценивают его последствия, но закрывать глаза на то, что он состоялся, нельзя". Выводы: референдумы для РФ, во-первых, имеет силу, и, во-вторых, этот факт и станет главным козырем для России на всех переговорных процессах и Круглых столах ОБСЕ. А с признанием президентских выборов там спешить не станут. Ну, было бы странно, если бы Кремль вдруг согласился вернуть отношения с Украиной в паритетный вариант — потому что его ресурсом является именно мутность ситуации.