Тигипко: маловероятный сюрприз

Среди украинских кандидатов в президенты в рейтингах популярности лидируют Петр Порошенко, Юлия Тимошенко и Сергей Тигипко. Однако если первым двум кандидатам западные СМИ посвящают обширные материалы, то к Тигипко они проявляют гораздо меньше интереса. В основном о нем пишут в контексте общих предвыборных прогнозов и обзоров. Кроме того, о нем редко говорят обособленно – чаще в контексте его отношений с Партией регионов и различными влиятельными фигурами.

Форбс дает ему следующую характеристику: «Украинский политик с большим стажем, Сергей Тигипко находится в эпицентре украинской политической смуты. Бывший вице-премьер-министра, будучи депутатом парламента, представляет Партию регионов, к которой принадлежал бывший президент [в оригинале написано «премьер-министр»] Виктор Янукович. По слухам, он будет участвовать в президентской гонке в мае. Тигипко начал работать в банковской сфере в 1990-е гг. и был одним из первых основателей Приватбанка, которым сейчас владеют его партнеры-миллиардеры - Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов. Он продал еще один банковский актив, ТАС-Комерцбанк, шведскому инвестору по высокой рыночной цене в 2007 г. за $735 млн. и вкладывал эти средства в свои предвыборные кампании, а также в разные сферы бизнеса, начиная с недвижимости и заканчивая машиностроением».

Фигура Тигипко довольно подробно обсуждается в материале специалиста по восточно-европейской политике Олександра Андреева и эксперта по Украине Эндрю Уилсона (Andrew Wilson). На момент создания этого текста Тигипко находился на третьем месте в рейтингах избирательских симпатий – после Петра Порошенко  и Юлии Тимошенко. Хотя Тигипко был представителем Партии регионов, в списке кандидатов он зарегистрировался как независимый. Единственный кандидат, официально выдвинувшийся от Партии регионов, - Михаил Добкин, который существенно уступает Тигипко в рейтинге. Собственно, кандидатура Тигипко анализируется, прежде всего, в более широком контексте – его соотношения с Партией регионов и, шире, с риторикой вокруг конфликта между востоком и западом Украины.

С 2009 г. Тигипко был председателем партии «Сильная Украина», которая в 2012 г. вошла в состав Партии регионов. Если открыто прокремлевского Добкина поддерживала, прежде всего, та часть партии, которая объединяется вокруг олигарха Рината Ахметова, то Тигипко с самого начала пребывания в ее рядах был в группировке, получившей неформальное название «газовое лобби», куда входили также олигарх Дмитрий Фирташ, Сергей Левочкин и Юрий Бойко, также зарегистрировавшийся в качестве кандидата и тоже без партийной поддержки. Здесь авторы отмечают, что она определяется позицией Ахметова, но так как эта позиция никому в точности неизвестна, о ней можно только строить гипотезы. В итоге за выдвижение в качестве кандидата Тигипко, превосходящего по популярности Добкина, проголосовали 35 делегатов партии, за Добкина – 315, за Бойко (бывшего министра по энергетике) – 9. В связи с этим авторы (7 апреля) с большой уверенностью прогнозировали, что Тигипко в итоге восстановит партию «Сильная Украина», что, действительно, произошло 23 апреля.

«Тигипко, - считают авторы, - мог бы иметь существенные преимущества в качестве компромиссной для находящихся в противостоянии регионов. Он уверенно занял третье место на выборах 2010 г., после Януковича и Тимошенко, благодаря тому что он представил себя альтернативной третьей силой. Однако после слияния партии Тигипко "Сильная Украина" с Партией регионов и после того как он поработал в правительстве Януковича, многие его сторонники среди избирателей в нем разочаровались (большинство из них – в пользу Кличко, пока он не отказался от участия в выборах)».

В свою очередь, позиция Фирташа в этой конфигурации неоднозначна. С одной стороны, о нем говорили, что он поддерживает Порошенко. При этом к нему вообще примыкают те представители Партии регионов, которые открыто порицали Януковича и выступали за европеизацию Украины (Тигипко в их числе). При этом, авторы оговаривают, что Фирташ был одним из тех, кто больше всего выиграл, когда Янукович и Путин в декабре 2013 г. заключили газовую сделку. Поставки российского газа шли бы на Украину через его посредников. «Также о Фирташе говорят, что он финансировал партию "Российское единство" в Крыму. Наконец, недавний случай, когда его арестовала австрийская полиция от лица США, предполагает, что США, вероятно, ищут его, чтобы получить компрометирующую информацию о путинских кругах».

В журнале New Eastern Europe высказывается мнение, что Тигипко имеет смысл рассматривать в качестве кандидата, который пройдет во второй раунд, хотя это и маловероятно. В подтверждение приводится прецедент, когда Тигипко занял третье место на выборах в 2010 г., хотя от него этого не ожидали. Правда, как и в предыдущем случае, за этим следует уточнение, что в тот момент у него была собственная партия, и он не ассоциировался так недвусмысленно с Партией регионов. Теперь, после того как он приобщился к этой партии и отметился в сотрудничестве с Януковичем, неожиданных взлетов может и не последовать. Также против него играет тот момент, что в числе кандидаты есть и другие выдвиженцы от Партии регионов, которые неизбежно оттянут на себя определенный процент голосов.

Свое мнение о перспективах Тигипко высказал также эксперт по украинской энергетике Роберт Бенш (Robert Bensh) в интервью Джеймсу Стэффорду из издания OilPrice.com. Основная мысль автора материала в том, что не так важно, кто победит на украинских выборах, потому что «ничего принципиально нового по сравнению с предыдущим этапом не будет, так как на майских президентских выборах фигурируют всё те же лица». Тем не менее, он обратился к Беншу с вопросами о кандидатах и их шансах на победу.

По мнению Бенша, на настоящем этапе популярности Тигипко больше всего вредят его связь с Партией регионов. Тем не менее, Бенш не исключает сюрпризов, вызванных, прежде всего, тем, что позиция Тигипко может представляться более определенной, чем позиция его главных оппонентов. И Порошенко, и Тимошенко опираются на голоса примерно одних и тех же избирателей, тогда как Тигипко может оказаться привлекательным для индустриальных регионов и для русскоязычного населения, так как его платформа ориентирована на индустрию и бизнес.

«У остальных кандидатов по факту довольно невнятный месседж, - прокомментировал Бенш. – Врял ли они сами знают, кто они такие. Проукраинские, проевропейские? Или они антироссийские, но в то же время избегают прямолинейных высказываниях в том, что касается России?».