29 марта 2024, пятница, 18:26
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

26 мая 2014, 20:31

Радикализация Европы

Европарламент
Европарламент
Фото: europarl.europa.eu

Результаты прошедших выборов в Европейский парламент оказались неожиданными как для самих стран Европы, так и для аналитиков. Почти вдвое больше мест получат ультраправые и ультралевые. С их мнением теперь придется считаться традиционными левым, центристскими и правым партиям

Проходившие в течение четырех дней выборы в Европейский парламент ознаменовались «ударным» воскресеньем – 21 из 28 голосующих стран Евросоюза назначили выборы на этот день. Многие опросы еще до выборов демонстрировали симпатию граждан стран Евросоюза к партиям евроскептиков – тех, кто выступает против интеграции стран Евросоюза и за усиление полномочий национальных властей.

 
Жозеф Доль

Ранее такие партии не имели особого успеха у избирателей – они получали обычно не более 7-10%, преодолевая пятипроцентный (в ряде стран – четырех- и трехпроцентный) барьер и особенно были популярны в Великобритании. Несмотря на то, что ранее большинство граждан голосовало за проевропейские партии, явка снижалась с каждыми выборами (в 1979 – 64%, в 1999 – 49,8%, в 2004 – 44,6 %, в 2009 – 43,1%). В этом году явка составила 44%, что вызвало радость у проевропейцев: «Мы остановили тенденцию снижения явки, это была одна из наших главных целей, с точки зрения демократии, – говорит лидер Европейской народной партии Жозеф Доль. - Конечно, это не блестящий результат, он не может нас удовлетворить. Но нам впервые удалось остановить волну абсентеизма, и это уже хорошо». Но увеличившаяся активность граждан была направлена не в самое привычное для Европарламента русло.

Евростандарт выборов

В выборах участвуют национальные политические партии, но, когда депутаты попадают в парламент, большинство из них присоединяется к наднациональным политическим группам — европейским политическим партиям. Большая часть национальных партий примыкает к какой-либо европейской партии, поэтому основной вопрос выборов заключается в том, какая из наднациональных групп получит больше влияния в парламенте следующего созыва.

Голосование в Европарламент обычно проходит летом, однако для повышения явки дата начала была передвинута на более ранний срок – с 22 по 25 мая (единой даты проведения для выборов в Европарламент не предусмотрено). Этим можно объяснить прибавившиеся 0,9% избирателей. 751 место в Европарламенте 28 стран Евросоюза распределяют по количеству населения в каждой стране: депутатов может быть от 99 до шести. Германия распределяет 96 мандатов, Франция — 74, Италия и Британия — по 73, Испания — 54, Польша — 51. По шесть депутатов выбирают граждане Эстонии, Люксембурга, Мальты и Кипра.

Вслед за выборами в Европарламент в июле стартуют выборы нового председателя Еврокомиссии, кандидат на этот пост должен получить одобрение большинства нового Европарламента. Отчасти поэтому выборы в парламент напрямую влияют на личность председателя, и, естественно, на его внешне- и внутриполитические шаги.

Во вторник в Брюсселе пройдет внеочередной саммит ЕС, на котором лидеры 28 стран сообщества обсудят итоги выборов и начнут дискуссию о кандидатах на посты руководителей институций ЕС - 28 членов Еврокомиссии, включая верховного представителя по иностранным делам и политике безопасности, глав Европейского совета и Европарламента.

Евроинтегристы

Большинство политических партий стран Евросоюза являются проевропейскими, поддерживая евроинтеграцию в ключевых сферах жизни.

В новом парламенте Евросоюза больше всего мест завоевали депутаты от правоцентристской Европейской народной партии – 212 из 751. И хотя позиции сохранивших лидерство консерваторов значительно ослабли (число депутатских мандатов ранее составляло 274) у их кандидата, экс-главы Еврогруппы Жан-Клода Юнкера, наибольшие шансы занять пост председателя Еврокомиссии.

Второй фракцией по значимости стал Прогрессивный альянс демократов и социалистов – они получили 186 мест, а в прошлом депутатском составе занимали 196. Третье место также сохранила за собой либеральная фракция - Альянс либералов и демократов, хотя их удельный вес заметно ослаб - они получили 70 мест, против 83 в прошлом составе. На четвертом месте была и осталась Европейская партия зеленых, которая получила 55 мандатов при 57 на прошлых выборах.

Пятой фракцией стали Европейские консерваторы и реформисты, которые смогли провести в парламент 44 депутатов, против 57 в прошлом составе. Объединенные европейские левые на шестом месте - 43 человека. «Европа за свободу и демократию» осталась на восьмой позиции с 33 местами, против 31 в прошлом составе.

Традиционные для Европарламента проевропейские партии лишились 90 мест, которые они имели в прошлом составе и уступили их новым группам.

Стоит отметить, что ненамного увеличилось количество независимых депутатов, которые уже объявили, что не будут присоединяться ни к одной фракции - в новом составе ЕП их число выросло до 38, тогда как ранее им принадлежало 33 места.

Растущие евроскептики

С самого начала подсчета голосов выяснилось, что евроскептики и ультраправые партии набрали лидирующее количество голосов в Великобритании (Партия независимости Великобритании), Франции («Национальный фронт») и Дании (Датская народная партия). Они обошли традиционные европейские партии. Хотя подсчет голосов все еще идет, по разным оценкам количество новых партий, по большей части радикалов и популистов, в данном составе Европарламента занимает 10% мест.

Как сообщает The Guardian, Партия независимости Великобритании может получить до 28% голосов британских избирателей - в прошлом составе она заняла второе место и получила 16,5% голосов. Лейбористы в этом году получают 25% голосов, а консерваторы – 24%. Обозреватель BBC Ник Робинсон считает, на премьера Дэвида Кэмерона будет оказываться давление, «чтобы он подтвердил свое обещание пересмотреть отношения Британии с ЕС и снизил иммиграционный поток с целью вернуть голоса тори, отошедшие к UKIP».

Лидер Партии независимости Найджел Фарадж заявил, что они устроят «землетрясение в законотворчестве ЕС». Успех партии британские эксперты объясняют раздражением населения страны политикой правящей коалиции консерваторов и либерал-демократов, невниманием правительства к актуальной для Британии проблеме миграции и не слишком активными действиями по отстаиванию интересов страны в Брюсселе (подробная характеристика ситуации дана в статье Валерия Аджиева «Расизм в Британии через призму российского восприятия»).

 
Марин Ле Пен

Во Франции, по данным Le Monde, более 25% голосов получил крайне правый «Национальный фронт», возглавляемый Марин Ле Пен, тогда как Социалистической партии президента страны Франсуа Олланда досталось 14%. На втором месте во Франции находится партия бывшего президента Николя Саркози Союз за народное движение - 21%. Лидер ультраправых празднует победу: «Наш народ требует единой политики, политики, выработанной французами для французов, политики, которую проводил бы сам народ. Люди в нашей стране больше не хотят, чтобы ими управляли извне, не хотят, чтобы им навязывали законы, за которые они не голосовали, не хотят подчиняться еврокомиссарам, которых они не выбирали напрямую», – говорит Ле Пен.

Датская народная партия (ДНП), выступающая с правопопулистскими лозунгами и критикующая евроинтеграцию, одерживает победу на выборах в Европарламент в Дании. Она получает 23,1% голосов избирателей, опережая Социал-демократическую партию премьер-министра Хелле Торнинг-Шмитт, заручившуюся поддержкой 20,5% проголосовавших. На третьем месте – Либеральная партия (Венстре) с 17,2%.

В Италии, Германии и Греции радикальные партии тоже получили высокие результаты.

 
Беппе Грилло

На втором месте среди итальянских партий оказалось «Движение 5 звезд» во главе с лидером несистемной оппозиции, знаменитым блогером и сатириком Беппе Грилло — 22,4% голосов. Партия выступает за выход из зоны евро и против коррупции, взгляды Грилло эксперты относят скорее к популистским. Правящая Демократическая партия пока набирает чуть более 41% голосов. На третьем месте, как и предполагало большинство экспертов, находится популярная партия «Вперед, Италия» экс-премьера Сильвио Берлускони, которая пока набирает менее 16% голосов избирателей.

Германия сохранила традиционно умеренную политическую ориентацию. По предварительным данным, блок Христианско-демократический союз и Христианско-социальный союз (ХДС/ХСС) набрал около 36,1% голосов избирателей. Их соперников и партеров по коалиции - Социал-демократическую партию Германии - поддержали 27,6%. Но и здесь, наряду с системными партиями свои проценты получила партия евросекптиков «Альтернатива для Германии», выступающая за упразднение евро и выход ФРГ из еврозоны. Эту политическую силу поддержали 6,5% избирателей, что даст им 4-5 мест в Европарламенте.

В Греции, по предварительным данным, в лидеры вышла главная оппозиционная партия Коалиция радикальных левых сил (СИРИЗА) с 26,48% голосов. Эта партия не является евроскептической или антиевропейской, однако ее лидеры требуют пересмотра международных антикризисных программ для Греции, что, по мнению Брюсселя, может вновь столкнуть эту страну к кризису. «Новая демократия» премьер-министра Антониса Самарса получила 23%, 10% голосов набирает радикальная ультраправая партия с жесткими антимигрантскими взглядами «Золотая заря», которую не без оснований характеризуют как неонацистскую.

Масштаб успеха

Успех радикальных и популистских партий отчасти связан с экономическими проблемами, с которыми столкнулся Евросоюз. Во многих странах на фоне обострения социально-экономических проблем, а также в связи с социально-культурными трудностиями интеграции усилились антимигрантские настроения. На фоне поиска виноватых в социально-экономических проблемах усилилась и критика роста влияния Евросоюза на внутристрановые процессы.

Однако нынешняя победа является условной, считают эксперты The Guardian, Economist и BBC - новые партии в Европарламенте не смогут всерьез ослабить влияние традиционных партий. Тем более, что о тех же проблемах говорят не только радикалы, но и традиционные. Эта тактика позволяет отобрать часть электората у ультраправых и ультралевых. Однако то, что граждане европейских стран так массово проголосовали за радикальные и популистские партии, говорит о недостаточности действий традиционных партий и о надежде добиться чего-то через новых игроков.

В Европарламенте традиционно не складываются твердые политические коалиции — группы находят выгодных союзников по каждому из вопросов. Однако на этот раз лидеры списков традиционных партий в ночь на понедельник заявили, что готовы к переговорам о создании стабильного большинства.

 
Найджел Фарадж

Радикалы заявляют, что их усиление на уровне Европарламента существенно повлияет на  на политическую конфигурацию внутри стран, где правящему большинству придется считаться с радикалами. «Реальный эффект этих выборов на фоне евроскептических игр во многих странах будет в меньшей степени заметен в Брюсселе и в большей степени — в странах-членах. Эти результаты значительно приблизят тот день, когда будут организованы референдумы о членстве в ЕС и еврозоне», — сказал Найджел Фарадж, комментируя результаты голосования. Но есть и иная точка зрения: выборы в Европарламент воспринимаются как менее ответственное дело, чем национальные выборы, цена ошибки кажется низкой, что облегчает представительство маргинальных структур. Но это представительство не дает им никакого дополнительного мандата на участие в национальной политике.

Есть предположения, что помимо влияния на внутренние процессы в Евросоюзе, обновленный состав парламента будет в большей степени влиять на внешнюю политику. В частности, глава лондонского бюро The Washington Post Гриф Витте считает, что результаты выборов будут особенно важны для Владимира Путина. «Как ультраправые, так и ультралевые восхищаются Путинным, видя в нем традиционно мыслящего альфа-самца, которого в Европе остро не достает», - пишет он. Радикалы могут попытаться повлиять на позицию объединенной Европы в отношении Украины. Хотя для этого их вес пока очень слаб.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.