28 марта 2024, четверг, 17:18
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Обама в Европе-2

Мировые лидеры на прадновании годовщины высадки союзников в Нормандии. Фото: сайт Белого Дома
Мировые лидеры на прадновании годовщины высадки союзников в Нормандии. Фото: сайт Белого Дома

«Недавно президент Обама изложил свою концепцию стиля мирового лидерства, - писал журнал Time в преддверии тура Обамы по Европе, - основанную не на военной силе, а на моральном авторитете, экономическом регулировании и, главное, на возможности создавать коалиции посредством дипломатии. Его тур по Европе становится для него первым случаем попробовать эту стратегию на практике. И это будет непростой задачей».

Материалов и комментариев, предваряющих серию встреч Обамы в Европе, было достаточно много. Большинство комментаторов сходились на том, что это важное событие, которое, с одной стороны, может оказать серьезное воздействие на регулирование международных отношений ввиду украинского кризиса, а с другой стороны, покажет обозначенную стратегию Обамы в действии. Некоторые авторы, особенно консервативного толка, опубликовали обстоятельные программы с изложением целей, которые, по их мнению, следовало достичь в ходе этого визита.

Необходимо разработать новую стратегию взаимодействия с Россией, гласил выпущенный к началу визита Обамы аналитическим центром Heritage Foundation документ. «Недавние события подтвердили то, что многие и без того уже знали: так называемая российская перезагрузка прекратилась». Обама, соответственно, должен ясно и недвусмысленно выразить свое разочарование Франции и Испании по поводу их сотрудничества с Москвой и потребовать, чтобы они сменили свой подход. Необходимо также подчеркнуть и укрепить значимость Североатлантического альянса и сплотить его участников. Также нужно добиться от европейских лидеров, чтобы они резко сократили свою нефтегазовую зависимость от России. Еще надо, чтобы Обама делал акцент на отношениях между отдельными европейскими странами внутри НАТО, а не взаимодействовал с ними как с единством, сплоченным посредством Евросоюза, потому что так гораздо эффективнее можно продвигать правильную стратегию в Европе. И вообще нужно стремиться к тому, чтобы Евросоюз перестал играть для своих участников объединяющую роль – в частности, еврозона и отсутствие торговых границ совершенно ни к чему. Необходимо, наоборот, трансатлантическое торговое партнерство, и первые шаги к этому следует осторожно предпринять уже в ходе этих встреч. Иными словами, основной задачей Обамы в ходе этого тура, по мнению авторов, должна была стать консолидация НАТО, под защитой которого находились бы мирные союзники и перед которым трепетали бы «враги свободы» вроде России.

Во время тура освещение и комментирование событий было тоже массовым, однако по его итогам высказывания были гораздо более разнообразными. Что характерно, прореспубликанская Washington Post в плане оценок резко порицает нерешительность Обамы и критикует европейских лидеров, которые преследуют свои частные интересы, вместо того, чтобы объединиться для решения общей геополитической задачи. Продемократическая New York Times, в свою очередь, высказывается в более нейтральной манере и в целом склонна описывать итоги тура как образец «неуклюжей дипломатии» с неопределенным, хотя и, вероятно, перспективным результатом.

В варианте Washington Post ситуация выглядит так: по контрасту с торжественными обещаниями Обамы помогать Украине в ходе кризиса и защищать ее неприкосновенность от российских притязаний, его союзники из Европы не проявляли большого энтузиазма в плане защиты «идей свободы от России». «Таким образом, господин Путин уже осваивается в восточной Украине и окончательно взял под контроль Крым. Значительное число российских войск всё еще находится на украинской границе, а отдельные бойцы и боеприпасы просачиваются сквозь нее. Но российского лидера, тем не менее, вновь приглашают западные лидеры, которые подталкивают господина Порошенко к тому, чтобы он нашел способы удовлетворить требования Кремля».

Обама, конечно, тоже неправ, так как поддался разлагающему влиянию своих европейских партнеров и, вместо того чтобы, пользуясь случаем, согласиться на постоянное размещение сил США или НАТО в Польше, ограничился обещанием финансировать некоторые аспекты военной поддержки в Центральной Европе. Порошенко надеялся, что США помогут ему оружием и военным обучением, чтобы можно было эффективно противостоять российским силам, а Обама вместо этого пообещал выделить средства на техническое оборудование вроде радиоприемников – «лучше бы ничего не предлагал, было бы не так оскорбительно». Опять же, Меркель и Обама в свое время обещали наложить на Россию санкции, если она будет пытаться сорвать украинские выборы, но ничего такого не последовало, несмотря на то что «поддерживаемые Россией силы препятствовали голосованию в Луганске и Донецке». Таким образом, единственным лидером, оказавшимся по итогам этого тура в выигрыше, стал Путин, который, «конечно, будет оценивать недавние угрозы с учетом той медлительности, с которой они претворяются в жизнь. Он не отказался от своей стратегии силой подрывать стабильность Украины и ставить под сомнение ее независимость. Принимая во внимание неубедительную реакцию Запада, с чего бы он стал отказываться?».

NY Times далеко идущих выводов не делает, а, наоборот, подчеркивает общую неопределенность ситуации. С одной стороны, неформальный разговор между Обамой и Путиным всё же состоялся – «после неуклюжих па-де-де между господином Обамой и господином Путиным, которые поначалу, кажется, собирались разойтись, делая вид, что они не знают о том, что вторая сторона присутствует на этом собрании мировых лидеров. В течение нескольких минут в присутствии международных журналистов господин Обама и господин Путин не разговаривали, не обменивались рукопожатиями и, по всей видимости, не испытывали энтузиазма по поводу встречи, напоминая тем самым разведенных родителей, которых пригласили на выпускной вечер их чада». Последовавший разговор, как и предшествующие встречи европейских лидеров с Путиным – это «проблеск дипломатии», который можно расценить как признак того, что кризис переходит в новую фазу. «Господин Обама в пятницу вечером покинул Францию в более оптимистическом настроении, чем был в начале визита».

С другой стороны, подчеркивается в материале, это всё еще не говорит о том, что российская сторона действительно намерена прекратить свою экспансию в Украину. В частности, российский лидер в ходе встречи, хоть и играл в дипломатию, тем не менее, не переставал представлять украинское правительство как главного виновника кризиса. И хотя все стороны вроде бы сошлись на том, что насилие следует прекратить, никакие конкретные меры для достижения этого не обсуждались, равно как не декларировались официально и конкретные варианты дальнейшего сотрудничества по разрешению кризиса.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.