29 марта 2024, пятница, 04:08
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

11 июня 2014, 10:05

Две истории про культуру и ее зам.министра Аристархова В.В.

Сцена из спектакля «Травоядные»
Сцена из спектакля «Травоядные»
Фото: meyerhold.ru

Началось с того, что появилась очередная бумага об увольнении директора Музея Кино Клеймана. Вторая история - запрет показа двух кукольных спектаклей на московском летнем книжном фестивале в ЦДХ. Мотивировка запрета: "Содержание обеих пьес противоречит принятым в российской культуре традиционным нравственным ценностям".

Итак, на имя директора Музея кино Наума Клеймана пришла телеграмма с уведомлением о расторжении контракта. Минкульт сообщает, что трудовой договор, заключенный с ним в мае прошлого года, 30 июня 2014 года "будет расторгнут в связи с истечением срока его действия". Клейман возглавляет Музей кино с 1992 года.

 
Наум Клейман

Вообще-то, тут логичное дежавю – Клеймана увольняли еще год назад. По этому поводу (когда все временно рассосалось) появилось его большое интервью, так что с сутью этого дела можно ознакомиться здесь. В этот раз вслед за телеграммой появилось сообщение о том, что Министерство культуры РФ опровергло информацию об увольнении директора Музея кино Наума Клеймана:
"Телеграмма на имя директора Музея кино Наума Клеймана с уведомлением о расторжении контракта не означает его увольнения", - сообщили "Интерфаксу" в Министерстве культуры РФ". Далее: "Минкультуры уведомляет, что 30 июня 2014 года истекает срок действия заключенного с вами договора от 13 мая 2013 года. Данный трудовой договор будет расторгнут в связи с истечением его срока действия".

Пресс-служба министерства объяснила, что данная телеграмма лишь формальность и увольнения не означает. Расширенное пояснение: "Руководители подведомственных организаций всегда получают такого рода телеграммы перед истечением срока их контракта. Мы обязаны их отсылать, иначе контракт становится бессрочным и продлевается автоматически.  Задача Департамента контроля и кадров - вовремя рассылать такие телеграммы. Раньше забывали, теперь все происходит без опозданий".

Но там есть и нюанс. По словам представителя Министерства культуры РФ "Интерфаксу", Департамент контроля и кадров обязан "вовремя согласовывать с министром условия продления контракта и сообщать руководителям подведомственных организаций о том, что телеграммы такого рода не означают увольнения". Ну а Аристархов и есть глава Департамента контроля и кадров. Он, значит, должен был как-то пояснить обществу ситуацию, а не ограничиваться отсылкой вот этой телеграммы.

ОК. Типа такие дела. Но есть еще две связанных истории. Одна – прямое продолжение темы Клеймана, вторая – деятельности В.В.Аристархова как зам.главы Минкульта.

"Дом кино", далее

Первая – по сути проблемы. Павел Артамонов из Музея кино сообщил в фейсбуке:
"Тем кто еще не видел - Минкульт дал опровержение. Что конкретно это означает, сказать не так просто. Так или иначе, Музей кино находится в подвешенном состоянии и ему нужна поддержка: история с новым зданием заморожена, попечительский совет существует только номинально, а на самом деле ни одной новой встречи за полгода не провел, Клейман не вечен, Музею в любом случае нужен новый директор и другие обновления и расширения (честно говоря, существовать с таким объемом финансирования как сейчас он может только в полумертвом состоянии, да и то за счет стариков, безумцев и энтузиастов, готовых работать за 15-20 тысяч)".

Это о Клеймане и музее, а дальше у него появляется другая тема:
"А еще благодаря этому прекрасному закону о прокатных удостоверениях, с 1 июля музей кино (как, впрочем, и ГФФ-Иллюзион) не сможет показывать 90% своего репертуара, включая и то, что находится в паблик домейне. Но этот закон не только на нас отразится, но и на маленьких кинотеатрах типа ЦДК и Пионера, всех фестивалях с российским конкурсом, да и на режиссерах, но почему-то все молчат. Возможно, несмотря на опровержение, сегодняшняя новость, так резко всех всколыхнувшая, это отличный повод солидаризироваться всем сообществом и начать общественную дискуссию на эту и другие темы. Я не так популярен, чтобы поднять волну, поэтому share, пожалуйста, и давайте обсуждать.

Про закон, кстати, выложу видео подробного полуторачасового его обсуждения и того, как он коснется всех музеев, в том числе и современного искусства - по нашему законодательству под определение кино подпадает любое аудиовизуальное произведение с движущимся изображением. Это значит, что любой видео-арт будет требовать получения прокатного удостоверения для публичной демонстрации. Такие дела".

Далее в комментариях он уточнит:
"Более подробную информацию мы сможем представить на деловой площадке Moscow Business Square 22 июня 2014 года в 17.00 на семинаре "Последние изменения в Российском законодательстве в сфере кинематографии: как они отразятся на производстве и дистрибьюции документальных фильмов?", место проведения – Гостиница Кортъярд Мариотт (Вознесенский переулок, д.7)".

Так что тут будет какое-то развитие событий. 

Аристархов, далее

Вторая история связана с другим эпизодом деятельности замминистра культуры В.В.Аристархова. "Программа COLTA.RU на ММОКФ отменена по требованию Минкульта" - сообщила сама COLTA.RU и привела подробности, начиная со скана бумаги:

Подробности буквами:
"По требованию министерства культуры из программы Московского международного книжного фестиваля (ММОКФ) исключен показ двух спектаклей, организованный COLTA.RU.
Речь идет о детском спектакле по пьесе "Душа подушки" Олжаса Жанайдарова в постановке главного режиссера Театра кукол им. С.В. Образцова, лауреата «Золотой маски» Бориса Константинова (Москва), и о взрослом спектакле по пьесе Максима Курочкина "Травоядные" в постановке главного режиссера Театра кукол республики Карелия, номинанта "Золотой маски" Натальи Пахомовой (Петербург).
В апреле обе пьесы раскритиковала газета "Культура" в материале "Минкульт предупреждает: современное искусство может быть опасно для здоровья россиян".
Для показа на ММОКФ пьесы "Душа подушки" и "Травоядные" выбрала театральный критик Елена Ковальская. 14 июня в шатре COLTA.RU их должен был представить кукольный театр "Жареная птица".
"По имеющейся информации, в пьесе "Душа подушки" могут быть усмотрены признаки пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних. Пьеса "Травоядные" содержит нецензурную брань", — говорится в письме за подписью первого заместителя министра Владимира Аристархова, которое сегодня, 9 июня, получили организаторы ММОКФ.
"Содержание обеих пьес противоречит принятым в российской культуре традиционным нравственным ценностям», — пишет замминистра культуры. "В случае оставления данных мероприятий в программе фестиваля» Аристархов обещал отозвать согласие Минкульта стать официальным патроном фестиваля"".

COLTA.RU (в приведенной выше ссылке) приводит и краткое описание фабулы пьесы "Подушка".

О чем все это

На самом деле, все это не об Аристархове (который "непосредственно координирует и контролирует деятельность: 
- Департамента контроля и кадров; 
- Административного департамента"). Это о том, как все чуть-чуть ленивы и не всецело любопытны. 10 апреля "Культура" не просто критиковала две вышеуказанные пьесы. Там все было системнее ("Минкульт предупреждает: современное искусство может быть опасно для здоровья россиян"):
"Министерство культуры РФ в одночасье поменяло составы экспертных советов по поддержке современного искусства. Человеку, далекому от "креативного класса", эта новость, вероятно, покажется дежурной и малозначимой. В действительности она судьбоносна. От экспертов зависит, кто и на какие проекты получит финансовую поддержку. А значит — что вы, именно вы, увидите завтра на сценах или в выставочных залах вашего города..."

 
Владимир Аристархов

Далее в этой заметке сообщается о смене состава сразу трех советов с примерами вопиющей деятельности старых (в качестве иллюстраций эти пьесы и использовались). Приказы о формировании новых экспертных советов подписал, конечно, В.В.Аристархов. Ну да, еще это о том, какое важное место в госкультполитике уже заняло издание "Культура" (самоопределение: "Духовное пространство русской Евразии" – сразу под логотипом).

В качестве комментария к данному факту, да и ко всей истории с ММОКФ, логично процитировать Александра Гаврилова ("Институт книги", это один из со-организаторов ММОКФ, уже отказавшийся от участия после письма замминистра):
"Абсурдно, что государственный орган отдает нам — команде фестиваля — распоряжения, опираясь при этом не на законы Российской Федерации, а на воображаемые министром и его заместителями "традиционные нравственные ценности". Очевидно, что мы принадлежим к разным традициям. Не вижу, какие из этого факта можно было бы сделать выводы, кроме его констатации".

Ну и процесс отказа от участия  в ММОКФ пошел вширь. Отказались уже и "Мемориал", и премия "Просветитель", и НЛО, и "Новое издательство", и "Редакция Елены Шубиной" издательства "АСТ», и Польский культурный центр. Причем, Марек Радзивон сформулировал причину отказа весьма изящно: "Мы полагаем, что той публики, на которую мы рассчитывали, на фестивале просто не будет. Мы не можем заставлять наших поэтов читать стихи пустой площадке".

Такова роль личности В.В.Аристархова и, соответственно, степень ее влияния на московскую культурную среду. 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.