29 марта 2024, пятница, 03:28
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

15 июня 2014, 16:18

Местные жители и биологическая наука

Волк в Канаде
Волк в Канаде
Wikimedia Commons

Давно известно, что информация о природе, зафиксированная в естественном языке или собранная в составе «традиционного знания» какого-либо народа, вовсе не обязана совпадать с той картиной, которую рисует научная биология. Если ограничиться систематикой живой природы на уровне рода / вида / разновидности, то легко вспомнить, например, что словом воробей в центральной России мы называем представителей двух видов: воробья домового (Passer domesticus) и воробья полевого (Passer montanus). Точно также в русском языке объединяются под одним термином разные виды лягушек, мышей и многих других животных.

Бывает и так, что представители одного вида предстают в «традиционном знании» как два разных. Разными видами могут считать личиночная и взрослая формы животного, самцы и самки в случае сильного полового диморфизма, цветовые вариации, животные в зимнем и летнем облике, сорта и разновидности культурных растений, расы и породы животных. Не обращаясь за примерами к экзотическим языкам, мы вновь посмотрим на русский. В нем существуют «народные виды» редис и редька, которые с точки зрения ботаники представляют один вид Raphanus sativus (за последние пару десятилетий к нам проникла еще одна разновидность этого вида – японский дайкон). То, что гусеница превращается в бабочку, стало общеизвестным только после повсеместного распространения школьного образования, а до этого родство гусениц и бабочек не отражалось в народной картине мира.

Помня о всех этих отличиях научной биологии и традиционного знания, будет особенно интересно рассмотреть два недавних примера, в которых представления о животных, имевшиеся у местных народов, сначала не совпадали с точкой зрения исследователей-профессионалов, но потом оказались верными и были приняты учеными. В первом случае до момента признания прошло сто лет, во втором оно наступило очень быстро.

В декабре 2013 года ProScience рассказывал об обнаружении в лесах Бразилии нового вида тапира, который получил название малый черный тапир (Tapirus kabomani). История его открытия поучительна тем, что о наличии этого вида был прекрасно осведомлен индейский народ каритиана, живущий в этих местах.

 

Малый черный тапир, попавшийся в объектив автоматической камеры, установленной в бразильском лесу.

Более того, в 1913 – 1914 годах в тех местах, где живет этот тапир действовала научная экспедиция Теодора Рузвельта и Кандидо Рондона. Рондон – бразильский путешественник и первый директор «Службы по защите индейцев», а вот Теодор Рузвельт, кстати, тот самый: экс-президент США и лауреат Нобелевской премии мира. Путешествуя по бразильской сельве и собирая животных для Американского музея естественной истории, он, видимо, отдыхал от государственных забот и политической борьбы. Позднее, он рассказал об этом путешествии в книге Through the Brazilian Wilderness. Так вот эта экспедиция добыла один экземпляр малого черного тапира, причем местный охотник-индеец сказал Рузвельту, что этот тапир принадлежит к другому виду.

 

Теодор Рузвельт (справа, сидит на стуле) в бразильской экспедиции. Если бы открытие им нового тапира подтвердилось, возможно, в английском языке наряду с выражением Teddy bear возникло и выражение Teddy tapir.

Но специалисты Американского музея естественной истории сочли, что перед ними образец давно известного равнинного тапира (Tapirus terrestris). А индейцев никто и слушать не стал. Понадобилось столетие, чтобы ученые открыли этого тапира и подтвердили его отличие от родственных видов всеми методами вплоть до анализа ДНК.

Вторая история случилась совсем недавно. Группа канадских ученых прибыла на тихоокеанское побережье штата Британская Колумбия, в местность, которая называется Белла-Белла, чтобы изучать живущих там волков. Живут в Белла-Белла индейцы из племени хейлцук. Старейшина племени Честер Стар (Chester Starr) спросил, какие именно волки интересуют ученых. Выяснилось, что охотники хейлцук различают две разновидности местных волков: тех, что живут в глубине материка, и тех, что живут на  прилегающих островах.

Ученые поначалу не посчитали разницу значимой. Пространство, на котором обитали и те, и другие волки, было сравнительно небольшим. Расстояние между островами и берегом небольшое, волки – превосходные пловцы, так что отличий у «островных» и «прибрежных» волков ожидать не приходилось.

Биологи начали собирать образцы ДНК волков традиционным для изучения животных в дикой природе способом – из волчьего помета. Собрали более тысячи образцов, которые, как выяснилось, принадлежали 116 волкам. И вот тут-то и оказалось, что волки с островов и лесные волки действительно отличаются друг от друга, причем, видимо, между ними даже не происходит случаев скрещивания.

 

Карта территории, где проводилось исследование. Кружками обозначены места сбора образцов, разными цветами показаны пять волчьих стай, живущих в этом районе. «Красная» и «синяя» стаи относятся к материковой популяции, три остальных – к островной.

Тогда ученые вновь прислушались к словам индейцев. Те подтвердили, что волки отличаются друг от друга. Лесные волки крупнее, они могут охотиться на крупную добычу, например, лосей и горных козлов. Островные поменьше, питаются в основном продуктами моря. То есть в этом районе, на расстоянии всего лишь от нескольких сотен метров до нескольких километров, существуют две популяции волков, разделенные между собой экологическими факторами. Здесь, конечно, не идет речь о двух разных видах, но случай всё равно интересный.

Дальнейшее изучение показало, что у материковых и островных волков различаются даже преобладающие паразиты. Островные волки сильнее заражены лямблиями (Giardia), но зато у них редко паразитические черви из рода лентецов (Diphyllobothrium). Об итогах своего исследования ученые рассказали 10 июня 2014 года в журнале BMC Ecology.

Два этих случая вовсе не должны служить поводом для того, чтобы отказаться от существующих биологических классификаций и, изучая животный мир какого-либо региона, полагаться только на знания и представления местных жителей. Однако они напоминают, что порой информация, которой владеют аборигены, в течение многих поколений живущие в этой среде и активно взаимодействующие с этими животными, может оказаться полезной для исследователей.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.