Адрес: https://polit.ru/article/2014/06/16/perm/


16 июня 2014, 12:00

«Пермь сегодня – это одна из столиц документального кино»

Директор киноцентра «Пермкино», президент Международного фестиваля документального кино «Флаэртиана», кинорежиссер Павел Печенкин рассказал о том, как возникла киностудия «Новый курс», чем живет документальное кино в Перми и почему не нужно уезжать в Голливуд.

Что произошло 25 лет назад, как возникла киностудия «Новый курс»?

25 лет я не поступил на высшие режиссерские курсы. Я ехал поступать к Александру Наумовичу Митте, а он только что получил деньги на съемки и уехал.  Я вернулся в Пермь, и мы создали киностудию. По сути, киностудия «Новый курс» была создана как альтернатива Москве, Питеру, всему столичному. Мы создали киностудию за год. И этот проект оказался гораздо интереснее, чем обучение на высших курсах, потому что мы стали хозяевами положения. 

Чем вы руководствовались, создавая киностудию в провинции?

У меня была такая мотивация: я хочу сам построить дом, чтобы в нем жить. Это, конечно, мечта наивная. Кино – это, в первую очередь, социальный проект, который должен обрасти всей социальной инфраструктурой: подготовка кадров, технологическая цепочка, денежные потоки и так далее. Кроме того, было еще осознание своего дела как моста между прошлым и будущим, между советской системой кинопроизводства и будущей Пермью. По этому мосту мы провели старшее поколение профессионалов, с которыми сняли огромное количество фильмов. А на этом временнОм берегу мы создали прецедент Киношколы, начали готовить кадры в Академии культуры Перми, проводим «Флаэртиану Workshop». Набираются очень важные кирпичики в подготовке новых кадров и обустройства будущего кино в Перми. «Флаэртиана», например, отличная учебная площадка, на которой можно получать свежую информацию, не выезжая из Перми. Теперь мы все получаем из первых рук здесь же. 

Операторы Семен Соснин и Сергей Проскуряков на съемках фильма «Эпитафия к жизни» (реж. В. Наймушин),  2007 г.

Какой была Пермь тогда?

Пермь была таким же городом, как Москва, Ростов или Питер с точки зрения режиссера документального кино. И здесь Перми есть все условия для создания работы. Я доказал это на своем опыте, сняв фильм «Человек, который запряг идею» и получив с ним огромное количество призов, снял другие фильмы. Все эти киноленты были сняты здесь. Эти герои не жили в столицах. Они живут в Перми, а я доказал, что эти люди интересны во всём мире, равно как люди, живущие под мостом Александра III в Париже или в пентхаусе в Нью-Йорке. Универсальная точка зрения документалиста на жизнь через призму кино интересна во всем мире.

В историческом контексте Пермь не менее интересна других известных городов. Это территория, на которой никогда не было крепостного права, откуда вышел Ермак, где были Строгановы и Демидовы. Хребет России, опорный край державы – вот место, в котором мы живем. Еще одной мотивацией было и остаётся желание показать край и, в первую очередь, людей, которые здесь живут.

Провинциальная среда – универсальный материал для документального кино, потому что это естественная среда для проживания человека со всеми его проблемами: политическими, сексуальными, этническими, религиозными, историческими.

Как Вы сегодня оцениваете среду документального кино в Перми?

Под крышей «Нового курса» сейчас живет много людей. Эта большая семья разрастается, множится. На этом берегу настоящего лежит уже целая деревня, а не один дом, который мы построили с «Новым курсом». Киношная тусовка в Перми сейчас более 200 человек. Это люди, которые пишут сценарии и снимают фильмы: это Академия культуры и ее студенты, педагогический университет, который развивает тему медиаобразования, это классический университет, в котором студенты-журналисты изучают документальное кино и активно участвуют во «Флаэртиане». То есть 200 человек – это активные жители под крышей «Нового курса», и есть еще тысячи других, кто участвует в проектах под эгидой «Флаэртианы».

Пермь сегодня – это столица документального кино.Вот приехал к нам на мастер-класс парень из Калуги, там ведь дремучая провинция с точки зрения человека, который хочет заниматься кино! То, что мы делаем в Перми, это большущий культурный проект. Кино в Перми живет 60 лет. Ранее оно существовало внутри государственной структуры, теперь получает господдержку. Это принципиально иная логика существования, это более перспективно, потому что рассчитано на инициативу снизу. 

Что нужно, чтобы снимать кино?

Кино в Перми рассчитывает на государственную поддержку, но не на государственное решение. Мы существуем для того, чтобы инициативу снизу поддержать и удовлетворить. Если ты хочешь снимать кино в Голливуде, учи английский язык, я тебе расскажу, куда ехать. Если ты хочешь снимать игровое кино в Москве, я расскажу, к кому обратиться в Москве. Но если ты хочешь снимать документальное кино, не нужно никуда ехать. Достаточно жить в Перми. Игровое кино снимать в Перми тоже не проблема, подтверждение тому – проект «Глобус глобус пропил», который снимался в Перми по пермскому сценарию. Недавно появилась новая Золушка – Люба Мульменко. Для съемок фильма в Перми сегодня нет проблем, нужны только мозги и харизма. Киношника без харизмы не существует.

В нашем государстве производство кино – это политика. Не в смысле партий, а в смысле политика в гуманитарной сфере. Кино – часть ментальности и идеологии. Молодежь рвется в игровое кино, чтобы ходить по красной дорожке и получать призы, часто не понимая, что скромные, тихие, умные фестивали документального кино гораздо интереснее честолюбивой красной дорожки. Молодежь клюет на рекламу. Безусловно, есть огромное количество талантливых игровых картин. Но для меня аксиома: в документальном кино смыслов гораздо больше. И в Перми, в этом смысле Пермь уникальна на кинокарте России, оно стоит на трёх китах: кинопоказ, кинопроизводство и медиаобразование. 

Что такое медиаобразование?

Медиаобразование занимается объяснением смыслов через просмотр кино, воспитанием мотивации, базовых понятий: что такое человек? Что такое любовь? Что такое Родина? Что такое мать? Что такое друг? Кино – это бесконечный ресурс для воспроизводства смыслов. Смыслы одни и те же, все они написаны в Евангелии. Но лица у этих смыслов разные. 

В каких отношениях находятся киностудия «Новый курс» и фестиваль «Флаэртиана»?

Если «Новый курс» – это кухня, то «Флаэртиана» – это витрина, фасад, клумбы, автомобили, стоящие рядом. «Флаэртиана-Workshop» – это библиотека, куда можно прийти читать книжки с полок, и может быть, написать свою. Попадая в этот мир документального кино, выйти из него невозможно. Уйти можно, но это чувство документального кино, как первая любовь, будет преследовать тебя всю жизнь. Ее, как первая любовь, никогда не забудешь. 

«Золотой Нанук», символ МКФ «Флаэртиана» - тоже родом из «Нового курса».  Члены жюри и участники фестиваля, кинотеатр «Триумф», 2008 год

Если бы не было «Флаэртианы», киностудия «Новый курс» давно закрылась бы, совершенно точно. «Флаэртиана» родилась в результате кухонных разговоров. На протяжении нескольких лет «Новый курс» был частью Свердловской киностудии. При этом мы жили в Перми, работали на своей аппаратуре, но делали работы для киностудии Екатеринбурга. И тогда в кухонных разговорах появились вопросы: кто мы, зачем мы, какова наша миссия и так далее. Возникло желание создать «Флаэртиану». Каждый год не было понятно, будет фестиваль или нет, мы искали возможности. Новая форма для нас – проведение ежегодного фестиваля, мы стали заботиться об этом, это заняло нас. Я помню, в начале нулевых позвонили из приёмной Татьяны Марголиной, тогда заместителя мэра, пригласили на встречу. Благодаря «Флаэртиане» мы вступили в отношения с местной властью, а она оказалась лучше, чем мы про нее думали. Сейчас финансирование фестиваля на 50% производится из бюджета Пермского края, и я чувствую, что этот проект нужен здесь. 

Есть ли у Вас ожидания от «Флаэртианы–2014»?

Каждый год, заканчиваясь, «Флаэртиана» «умирает». Если раньше «Флаэртиана» следующего года зависела от того, найдем мы деньги или нет, то сейчас меня накрывает ощущение опустошенности после каждого фестиваля. Думаю: «Мы, вроде, сказали все, что хотели сказать. Что мы скажем в следующий раз?». Но начинается новый день, возникают новые проблемы и смыслы. В этом году это будет снова новый фестиваль. Я убежден, что программа, которую мы предлагаем пермскому зрителю, это лучшее, что можно посмотреть за последний год в мире документального кино. Каждый фестиваль – это черта под годом, прожитым человечеством.

От редакции: В этом году «Флаэртиана» пройдет с 21 по 28 сентября. Фестиваль откроет фильм итальянского режиссера Джанфранко Рози «Священная римская кольцевая» («Золотой лев» Венецианского фестиваля 2013 г.)

Павел Печенкин считает, что победа этого фильма на фестивале в Венеции означает торжество эстетического принципа Роберта Флаэрти. По его мнению, на «Флаэртиане» этого года все фильмы не хуже киноленты Джанфранко Рози.