22 сентября 2020, вторник, 08:31
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

19 июня 2014, 11:52

Северные перспективы транспортного развития

Северный морской путь
Северный морской путь
Фото: morflot.ru

Эксперты разных стран говорят о растущей роли Арктики и Азиатско-Тихоокеанского региона. Обе эти зоны принципиально важны и для России. Ключевым препятствием для их развития в этих направлениях являются климатические и связанные с ними транспортные проблемы. Одним из ключей к их решении издавна представлялся Северный морской путь. В последние годы обсуждение его роли в будущем страны обсуждается все более активно.

СМП предполагает транспортировка грузов из Мурманска, который в таком понимании становится ключевым транспортным узлом, в Дудинку, на Чукотку, а оттуда в российские и зарубежные порты Тихого океана и прилегающих морей. Равно как и наоборот: из Тихого океана – к Мурманску. Впрочем, и Мурманск является не конечной точкой, а перевалочным пунктом на морском пути из Европы в Азию. По мнению некоторых экспертов, этот путь может стать альтернативой движению через Суэцкий пролив и Индийский океан. Тем более перспективной, что сокращает путь на треть, он не предполагает плавание в насыщенных пиратами водах и т.д.

 
Марина Ковтун

Велика может быть роль СМП и в развитии опорных для него территорий – особенно Мурманска. Это хорошо понимают региональные власти. По словам врио губернатора Мурманской области Марины Ковтун, «В Арктике у порта Мурманск нет конкурентов. Он входит в десятку крупнейших портов России по объемам перевалки грузов и является базовым портом Северного бассейна по обеспечению перевозок грузов по трассам Северного морского пути».

На базе морского порта Мурманск реализуется крупный инвестиционный проект федерального уровня - "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла". Основная цель проекта – создание действующего круглогодично глубоководного морского хаба интегрированного в международный транспортный коридор "Север – Юг". Необходимость его реализации в полном объеме как стратегически важного для развития шельфовых месторождений и российской части Арктики подтверждена и президентом Владимиром Путиным, и премьером Дмитрием Медведевым. Отмечалось, что временное торможение инвестиций в развития Мурманского транспортного узла ни в коем случае не приведет к отмене проекта. "… работа над проектом "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла" переходит в практическую плоскость. Для нас железная дорога на западный берег Кольского залива – это дорога в будущее, потому что открывает для нас новые возможности и повышает конкурентоспособность порта Мурманск", - сказала Марина Ковтун.

О перспективах Северного морского пути «Полит.ру» поговорил с экспертами- географами и транспортниками.

Лариса Морозова, ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ

Каково значение Северного морского пути на сегодняшний день и его потенциал на будущее?

 
Лариса Морозова

О СМП сейчас много говорят. В настоящее время достраивается завод по сжижению природного газа «Ямал-СПГ». Новая очередь там будет сдана, вероятно, в 2017-2018 году. И, конечно, нужно упомянуть порт Сабетта на Ямале, который готов уже на 80% и предназначен для выгрузки-погрузки всех типов судов. После этого Северный морской путь для России будет иметь большое значение. В Сабетте создают уникальную систему подогрева акватории, то есть это будет незамерзающий порт. Сейчас там проходит не очень много судов, в основном, китайские. Кроме этого, как считают многие, благодаря глобальному потеплению судам станет проще ходить по СМП. Однако даже в этом случае все равно понадобится ледокольная проводка.

Северный морской путь пока рассматривают лишь в привязке к транспортировке природного газа компании «Ямал-СПГ». Есть мнение, что если будет простроена дорога от станции Бованенково до порта Сабетта, то этот порт станет многофункциональным. Однако этот участок — лишь малая часть железнодорожного Северного широтного хода, (станция Обская-2 — Салехард — Надым — Коротчаево), за который сейчас все бьются.

Роль Северного морского пути для развития опорных территорий Крайнего Севера: Мурманск, Дудинка Красноярского края, Чукотка?

Наличие порта в разы увеличит количество рабочих мест. Кроме этого всякая транспортная инфраструктура создает и другие условия для развития. Те месторождения, которые разведаны, но еще не разработаны, могут получить новый виток для своего развития с появлением железной дороги, порта, через который возможен экспорт и можно завозить стройматериалы. Однако здесь нужно четко понимать, что вы будете возить, куда и за сколько. Главное, какова будет стоимость ледокольной проводки. Северный морской путь нужно еще разрабатывать и в правовом плане. В 2013 году вступили в силу «Правила плавания в акватории Северного морского пути». К ним возникло множество вопросов, так же как и к администрации СМП, которая располагается в Москве и имеет лишь филиал в Архангельске, то есть всю работу ведет дистанционно. Так, новые правила не предусматривают создания штабов морских операций, которые до этого осуществляли оперативное управление судоходством. Там нет четких процедур взаимодействия администрации СМП с операторами ледокольного флота.

Кто будет главным субъектом развития Северного морского пути? Территории, корпорации, федеральный центр, ученые? Что для этого нужно, что уже делается и каковы прогнозы?

По-моему, в Северном морском пути в первую очередь заинтересованы Ямало-Немецкий автономный округ и Камчатка, потому что Петропавловск-Камчатский хочет стать незамерзающим портом на СМП. Однако в морском пути заинтересованы и другие регионы — я думаю, вся территория Арктики. Он интересен и для Дальнего Востока. По срокам очень сложно сказать, к слову, Северный широтный ход обсуждается уже лет семь как минимум. Про СМП тоже говорят давно, но все зависит от того, какое будет финансирование. Поскольку сейчас встал вопрос инфраструктуры Крыма, то многие проекты начали сжиматься, от некоторых стали отказываться. То есть сейчас расход на транспортную инфраструктуру очень сильно сократили. Также на развитие СМП повлияет и то, как будет расти спрос на перевозки. Когда пойдет первая партия СПГ в 2018 году, тогда будет понятно, насколько это направление востребовано. С другой стороны, инфраструктура должна носить опережающий характер. А все морские порты на Северном морском пути — пока это узкие места, потому что для многих требуется капитальный ремонт, реконструкция, углубление.

Наталья Зубаревич, доктор географических наук, профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ

Каково значение Северного морского пути на сегодняшний день и его потенциал на будущее?

 
Наталья Зубаревич

Северный морской путь экономически и практически не используется восточнее Енисея, работает только перевозка «Норникелем» концентрата из порта Дудинка в Мурманск и далее на его переработку, все остальное пока не используется абсолютно. Регулярного судоходства нет, советское прошлое уже ушло, соответственно для Азиатско-Тихоокеанского региона значение Севморпути абсолютно непонятно: регулярная ледокольная проводка требует другой инфраструктуры, и это пока только планы, будет ли она организована — неизвестно. Мы до сих пор не можем организовать контейнерные перевозки по железной дороге через Россию, потому что у нас безумное время уходит на таможню, на разгрузку и т. д. Поэтому я с большим скепсисом смотрю на экономические перспективы восточной части СМП, то есть от Енисея дальше через Чукотку. Потому что Советский Союз, когда его осваивал, денег не считал, и это было связано с доставкой грузов из Европы с Соло Логистик на северные территории, которые тогда были гораздо более заселены и сильнее использовались экономически. Сейчас пока понятно, что эта советская система в рыночных условиях работать не может — слишком дорого. Поэтому все, что касается ледокольной проводки судов, перспектив — пока это чистые планы. Планов в Российской Федерации написано немерено. Мне бы хотелось понять, где реальность. Пока это все очень сомнительно. По объемам транзитной перевозки — ее нет: были пробные проводки. Экономически эта артерия не работает.

Роль Северного морского пути для развития опорных территорий Крайнего Севера: Мурманск, Дудинка Красноярского края, Чукотка?

Все, что до Енисея, вполне может развиваться, но это не называется Северный морской путь. Севморпуть — это транзит от Мурманска до Камчатки всеми северными морями.

Кто будет главным субъектом развития Северного морского пути? Территории, корпорации, федеральный центр, ученые? Что для этого нужно, что уже делается и каковы прогнозы?

Пока никто в это не будет вкладываться. Федеральный центр интересует та зона, которая связана с шельфовой нефтегазодобычей. Это Баренцево и Карское моря. И добычей на Ямале. Все остальное — это шапкозакидательские идеи. Экономической основы под ними пока нет.

Ольга Буч, д.э.н., профессор Мурманского государственного технического университета, главный редактор журнала «МурманшельфИнфо»

Каково значение Северного морского пути на сегодняшний день и его потенциал на будущее? В том числе в свете роста значения Азиатско-Тихоокеанского региона.

 
Ольга Буч

Северный морской путь возродился несколько лет тому назад, примерно с 2010 года идет рост транспортировок. Пользователи СМП — это не только суда, идущие под российским флагом, не только грузы, которые нужны в разных частях нашей страны, но и грузы, потребность в которых существует в странах Азиатского региона, транспортировка идет в Китай, Японию и гораздо дальше, чем сам Северный морской путь. Грузы — это не столько сжиженный природный газ, есть рост количества проходок по СМП и уменьшение количества судов в балласте, то есть идущих обратно пустыми. /Сопоставимо ли это с советскими объемами?/ — Пока этот объем несопоставим, но еще немножко, и все изменится. Я не могу сказать, сколько времени пройдет, но по динамике несколько лет (2-3 года, может быть, 5 лет) и объемы будут такими же, или превысят советские. Это будет зависеть и от шельфовых проектов, а также это может быть снабжение по Северному морскому пути северных проектов.

Роль Северного морского пути для развития опорных территорий Крайнего Севера: Мурманск, Дудинка Красноярского края, Чукотка?

Роль колоссальная, потому что СМП не может быть непрерывным маршрутом, на котором корабли не используют береговую инфраструктуру вдоль своей трассы. Поэтому в каждом порту, в Мурманске (здесь, может быть, в меньшей степени — его нужно будет просто развить) и в других портах понадобится восстановление береговой инфраструктуры. Уже сейчас созданы аварийно-спасательные центры вдоль Северного морского пути, нужные для поиска и спасения людей, аварийных разливов нефти и т. д. Это уже достаточный шаг в развитии береговой инфраструктуры. Естественно, это шаг и в развитии территорий, потому что каждая из этих территорий, на которой расположен такой центр, будет получать толчок — это рабочие места, это вклад и в валовой региональный продукт.

Кто будет главным субъектом развития Северного морского пути? Территории, корпорации, федеральный центр, ученые? Что для этого нужно, что уже делается и каковы прогнозы?

Я бы сказала, что это будет государственно-частное партнерство. Конечно, изначально это будут вложения из федерального бюджета, потому что есть вещи, которые трудно построить только частным инвесторам или территориям. Но следствием вложения денег из федерального бюджета станет развитие на основе государственно-частного партнерства, потому что одним государственным бюджетом невозможно полностью развить эту территорию. Все эти вещи взаимозависимы: вложишь в развитие инфраструктуры, будет больше грузопоток по Северному морскому пути, соответственно, больше будут развиваться северные территории. Запускается механизм через федеральный бюджет, а дальше он начинает питаться через другие источники.

Владимир Якунчиков, проректор по учебной работе Московской государственной академии водного транспорта.

Каково значение Северного морского пути на сегодняшний день и его потенциал на будущее?

 
Владимир Якунчиков

Самое главное богатство любого государства — это богатство территорий, которые сегодня могут быть пустынны, а завтра будут иметь коммерческий статус. Всегда территориальный вопрос — он самый острый, уже после него идут вопросы, связанные с полезными ископаемыми. Поэтому любая ситуация (погодная, климатическая), которая позволяет лучше использовать территории, пробуждает к ним интерес. В частности, сейчас благодаря глобальному потеплению стал судоходным Северный морской путь. По СМП вновь, после достаточно долгого «холодного» периода начинается судоходство. Раньше для того чтобы пройти сверху всей Евразии по Ледовитому океану, нужна была сложная ледовая проводка [при помощи ледоколов], сейчас проще: если у тебя есть ледовый класс у судна, то ты можешь в сопровождении ледокола пройти целым караваном. В прошлом году было около 2000 проводок, из них 80 не были санкционированы российским государством. Большинство из этих проводок было оформлено, выставлены штрафы. Это иллюстрирует повышение популярности этого пути: и китайцы, корейцы, японцы начинают сюда ходить.

Роль Северного морского пути для развития опорных территорий Крайнего Севера: Мурманск, Дудинка Красноярского края, Чукотка?

Все предполье этого морского пути охвачено хозяйственной деятельностью. Это и разработка шельфа в западном регионе — Мурманск, Штокман [в Баренцевом море]. Далее на восток также будут вестись разработки полезных ископаемых на шельфе. Как правило, это устьевые участки рек, где живут люди и где производится хозяйственная деятельность. Это Северная Двина, Обь, Енисей, Лена, Яна, Индигирка, Колыма. В устьях этих рек часто имеются крупные замерзающие порты, которые будут развивать.

Кто будет главным субъектом развития Северного морского пути? Территории, корпорации, федеральный центр, ученые? Что для этого нужно, что уже делается и каковы прогнозы?

То, что Северный морской путь будут развивать территории — это сильно сказано, они все, как правило, дотационные. Я думаю, это будет государственно-частное партнерство, 50/50 или в другом соотношении, но всегда это будет крупный бизнес (так как это дорогие условия финансирования) и государство, которое заинтересовано в развитии — это стратегический ресурс нашего государства.

Обсудите в соцсетях

Главные новости

21.09 22:41 В Иркутской области в районе Байкала произошло землетрясение
21.09 21:53 США создают коалицию против «Северного потока-2»
21.09 20:57 Бастрыкин поручил проверить причастность Пашаева к мошенничеству с квартирой в Москве
21.09 20:18 Брянский вице-губернатор ушел в отставку после смертельного ДТП с участием его сына
21.09 19:35 Верховный суд ликвидировал партию, из-за которой Навальный не смог зарегистрировать свою «Россию будущего»
21.09 18:49 Евросоюз не признает легитимность Лукашенко, но продолжит с ним «работать»
21.09 18:24 Россиянку, трижды проголосовавшую в Израиле по поправкам в Конституцию, второй раз арестовали заочно
21.09 17:52 Белорусские власти сочли стрельбу по журналистке «Нашей Нивы» «несчастным случаем на производстве». Издание оштрафуют
21.09 17:21 В Японии умер Длиннокот. Он стал мемом в 2006 году
21.09 17:00 Полиция продлила проверку по факту госпитализации Навального после его требования вернуть вещи
21.09 16:51 РИА Новости показало новый логотип Сбербанка
21.09 16:45 Роспотребнадзор не будет вводить новые ограничения, несмотря на рост заражений коронавирусом
21.09 16:03 В омском Минздраве заявили, что одежду Навального забрали следователи
21.09 15:37 Ростехнадзор через суд приостановил строительство метро в Казани
21.09 15:15 Центр «Досье»: часть кокаина, который хранился в посольстве РФ в Аргентине, предназначалась для Госдумы
21.09 14:59 В сентябре каждый второй отдыхающий в Анталье оказался россиянином
21.09 14:30 Навальный потребовал, чтобы ему вернули снятую в Омске одежду. Она может быть вещдоком
21.09 14:25 МВД Белоруссии отчиталось о задержании 442 человек на «марше справедливости»
21.09 13:59 С 30 сентября из Москвы в Калининград вновь начнут ходить ежедневные поезда
21.09 13:57 На Сахалине уволили директора школы, в которой школьники устроили пикет против одноклассника
21.09 13:45 В Южном Бутове решили построить главный спортивный храм России
21.09 13:36 Аркадий Ротенберг назвал «бредом» информацию о его счетах в Barclays для обхода санкций
21.09 12:57 Потерпевшие по делу Фургала потребовали 1,5 млрд рублей компенсации
21.09 12:34 Курс евро превысил 90,4 рублей впервые с 2016 года
21.09 12:00 Новость из прошлого: 21 сентября 2000 года — Москва не против деятельности Шариатского суда в Чечне
21.09 11:50 Досье FinCEN. Журналисты-расследователи рассказали о подозрительных сделках «друзей Путина» на миллионы долларов
21.09 10:56 В России третий день подряд регистрируют более 6 тыс. новых случаев COVID-19
21.09 10:27 В США вручили «Эмми–2020». Больше всего наград получили «Хранители»
21.09 10:15 Комбинация двух вирусов, переносимых комарами, может спровоцировать инсульт
21.09 09:55 С начала пандемии коронавирусом заразился 31 млн человек. Умерли — 960 тыс.
21.09 09:32 На границе США и Канады задержали вооруженную женщину. Ее подозревают в отправке Трампу конверта с рицином
20.09 17:56 Часть кредита от ЕФСР Белоруссии пойдет на погашение долга перед «Газпромом»
20.09 17:22 В Бресте силовики применили слезоточивый газ против митингующих
20.09 16:34 NYT: письмо Трампу с рицином отправили из Канады
20.09 15:50 Forbes назвал крупнейших землевладельцев среди чиновников. Первое место занял Василий Крюк
20.09 15:06 В Минске начались задержания участников «Марша справедливости»
20.09 14:23 В Великих Луках нашли вторую плантацию конопли у замначальника наркоконтроля. Он подбрасывал растение задержанным
20.09 12:54 «Фонтанка»: в Петербурге задержали «жемчужного прапорщика» Бойко за нападение на полицейского
20.09 12:21 Собянин: на испытания вакцины от ковид записались 60 тыс. человек
20.09 12:00 Новость из прошлого: 20 сентября 2000 года — ВМФ продолжает настаивать, что в катастрофе «Курска» виновата иностранная подлодка
20.09 11:56 Химик Мирзаянов извинился перед Навальным. Он называет себя одним из разработчиков «Новичка»
20.09 11:13 МВД Белоруссии отчиталось о задержании 430 человек на женском марше
20.09 10:46 В России за сутки зарегистрировали 6,1 тыс. новых случаев COVID-19. Коэффициент распространения достиг максимума с мая
20.09 10:01 30,7 млн человек в мире заразились COVID-19
20.09 09:39 Умер ведущий «Русского лото» Михаил Борисов
19.09 17:49 РПЦ рекомендовала Депардье больше не принимать другую веру. Актер недавно перешел в православие, а до того был мусульманином и буддистом
19.09 17:01 «Женщин бьют трусы»: силовики начали задерживать участниц женского марша оппозиции в Минске
19.09 16:47 В Краснодаре неизвестные расстреляли топ-менеджера агенства недвижимости вместе с женой
19.09 16:03 В Москве прошли акции памяти Тесака, нескольких участников задержали
19.09 15:03 Глава Саратовской области Радаев заразился ковидом
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Болгария Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Красноярск Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат Ростех Ростуризм СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Хакасия Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы бактерии банкротство беженцы безработица бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес благотворительность блогосфера бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество здоровье землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коронавирус коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость нейробиология некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны смертность социология спецслужбы спутники статистика страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Нижний Новгород Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олег Дерипаска Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие хроники обнуления эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 рейтинг Forbes Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД новость20летназад Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT Microsoft NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks YouTube

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2020.