Оговорка не по Фрейду

Российские средства массовой информации попались на том, что приписали официальному представителю Государственного Департамента США Дженнифер (Джен) Псаки слова, которые она на самом деле не произносила.

Началось все с программы Александра Гордона «Политика», которая выходит на Первом канале. 17 июня ведущий заявил, что Псаки объяснила во время публичного брифинга большое количество украинских граждан в Ростовской области тем, что регион крайне привлекателен для путешественников. «Это просто туристы. Например, говорят, в ростовских горах прекрасный лечебный горный воздух», — якобы сказала Джен Псаки в ответ на вопрос журналиста.

Новость о том, что Джен Псаки обнаружила горы в Ростовской области, самая высокая точка которой находится на высоте 253 метров над уровнем моря, быстро разнеслась по российским СМИ. И только через некоторое время журналистам пришло в голову проверить первоисточник — оказалось, что Псаки ничего про горы не говорила, агентство Associated Press, на которое ссылались российские СМИ, об этом не писало, а журналист Мэтт Ли, который якобы задал вопрос о беженцах, на самом деле ничего не спрашивал.

Джен Псаки и раньше жаловалась на то, что стала жертвой российской пропагандистской машины, теперь у нее будет еще один аргумент в пользу этой точки зрения. Однако и российских журналистов можно понять — конечно не тех, кто приписал высказывание официальному лицу, иными словами соврал, а тех, кто, доверившись авторитету источника, сообщил об этом своим читателям, слушателям и зрителям.

Дело в том, что Джен Псаки, которая выступает от имени Госдепартамента США на ежедневных брифингах, ранее несколько раз ошибалась в своих речах, на что мгновенно обращали внимание российские СМИ.

10 апреля Псаки оговорилась, что «природный газ транспортируется из Западной Европы в Россию», впрочем, сразу исправилась. Ранее, когда Псаки высказывала позицию Госдепа относительно референдумов о независимости самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик, она заявила, что сепаратисты использовали «карусель» для подтасовки результатов голосования. Ответить на вопрос о том, в чем заключается механизм «карусели», Псаки не смогла — она сказала, что не вдавалась в подробности.

Надо признать, что Джен Псаки далеко не единственный высокопоставленный американский чиновник, которая делает оговорки в выступлениях перед публикой. Вообще неудивительно, что человек, работа которого заключается, в том числе, в постоянных выступлениях, иногда допускает оговорки. Исключить, или хотя бы минимизировать их, возможно, только заучивая речи заранее или читая их по бумажке — так, например, делал президент Рональд Рейган: большинство его шуток, которые так веселили американцев, были придуманы и отработаны заранее.

Другой президент-республиканец, Джордж Буш-младший, напротив, был сторонником импровизации, и постоянно попадал из-за этого в неловкие ситуации. Он с трудом выговаривал слово Азербайджан, называл Центральную Европу Центральной Америкой, называл испанский язык мексиканским и выдавал прочие перлы, которые тут же подхватывались прессой, которая к Бушу относилась достаточно прохладно.

Интересно, что нынешний президент Соединенных Штатов Барак Обама также часто ошибается в своих выступлениях. Во время первой предвыборной кампании он перепутал количество штатов в стране — хотя, казалось бы, число 50 запомнить достаточно просто.

Обама за время своей карьеры путал Освенцим с Бухенвальдом, а также британского министра финансов с американским R'n'B исполнителем. Но у президента США есть определенное преимущество: американская пресса настроена к нему намного более положительно, чем к его предшественнику, и не обращает внимание читателей на многочисленные оговорки.

Примерно в таких же условиях находятся российские государственные деятели — далеко не все российские СМИ осмеливаются критиковать политиков за какие-либо поступки, а обращать внимание на оговорки тем более бессмысленно. Между тем российские чиновники и политики тоже люди — и тоже допускают оговорки.

Алексей Кудрин, который возглавлял Министерство финансов более десяти лет, как-то сказал, что «борьба с коррупцией является сегодня главным злом», что вызвало взрыв хохота у слушателей.

Дмитрий Медведев в бытность свою президентом заявил, что «хамство или недовольство со стороны пациентов действиями врачей должно приводить к уменьшению получаемых врачами денег».

Даже президент Путин несколько раз путался в словах. В 2006 году, во время очередной прямой линии с россиянами, президент долго рассказывал о разрыве между доходами самых богатых и самых бедных слоев населения, а затем пообещал работать над тем, чтобы этот разрыв сохранить. Президент, впрочем, сразу исправился и заверил слушателей, что разрыв будет сокращаться.

В 2010 году, когда Владимир Путин вместе с байкерами приехал в Крым на трехколесном мотоцикле, он, рассказывая о значимости полуострова в истории России, перепутал современный город Херсон, который находится в устье Днепра в материковой части Украины, с Херсонесом — древнегреческим поселением, которое находилось на месте Севастополя.

И, наверное, самая известная и неоднозначная оговорка Путина была сделана, когда президент разъяснял журналистам последствия того, что Совет Федерации дал санкцию на ввод российских войск на Украину.

«Мы не собираемся воевать с Украиной и с украинским народом. Я хочу, чтобы меня однозначно понимали. Если мы примем такое решение, то только для защиты украинских граждан. И пусть попробует кто-то из числа военнослужащих стрелять в своих людей, за которыми мы будем стоять сзади. Не впереди, а сзади. Пускай попробуют стрелять в женщин и детей. Я посмотрю на тех, кто отдаст такой приказ в Украине», — заявил президент Путин.

Что именно имел в виду глава государства, до конца непонятно — традиции предполагают, что военные должны защищать женщин и детей, а не прятаться за ними от вражеского огня.

В конце концов частые оговорки — вещь, конечно, вполне понятная и простительная, но и слишком удобная для того, чтобы зацепиться и критиковать политика или чиновника. Этим пользовались противники Дорджа Буша, этим же пользуются те, кто недоволен позицией Соединенных Штатов в украинском конфликте.

Джен Псаки, которая оказалась объектом насмешек и обвинений в непрофессионализме, вполне резонно воспринимает это как своеобразную награду — раз на нее обращают внимание, значит, она и ведомство, которое она представляет, имеет влияние на российские умы. Впрочем, это не освобождает ее от обязанности лучше готовиться к выступлениям.