25 мая 2019, суббота, 21:59

Слепой великан

Система обнаружения «Око-1»
Фото: bigmir.net

Министерство обороны РФ осталось без своего последнего геостационарного спутника системы обнаружения стартов баллистических ракет «Око-1», которая является составной частью системы предупреждения о ракетном нападении.

В марте 2012 года на орбиту было выведено устройство 71X6, которое по плану должно было отработать от пяти до семи лет, но из-за возникших неполадок оно вышло из строя уже через два года работы. Об этом со ссылкой на собственные источники сообщает газета «Коммерсантъ». Также стало известно, что проблемы начались уже в начале этого года, когда стали нестабильно работать аккумуляторные батареи спутника. А уже в апреле он перестал подавать сигналы, и стал неуправляемым. Тогда же его было решено снять с боевого дежурства.

НПО имени Лавочкина

Производством этого спутника занималось Научно-производственное объединение (НПО) имени Лавочкина в рамках государственного оборонного заказа 2011 года. На это ушло около двух лет, а военному ведомству он обошелся почти в 1,5 млрд рублей. Для достройки спутника были задействованы все имеющиеся запасные детали. По сообщению издания, к этому аппарату изначально было скептическое отношение, но финансирование под этот проект все же было выделено, и спутник отправили на орбиту.  Всего восемь таких аппаратов было разработано и запущено на геостационарную орбиту, первый из них был выведен в космос в 1991 году, все они проработали сравнительно недолго - только два устройства функционировали дольше семи лет.

На данный момент на геостационарной орбите у российской системы «Око-1», которая должна определять старты баллистических ракет, нет ни одного спутника. Для полноценной работы необходимо, чтобы их было, как минимум, два. Предыдущий аналогичный спутник тоже проработал совсем короткий срок: его запустили на орбиту в 2008 году, а функционировать он перестал уже в начале 2010. Сейчас, по словам собеседника издания, у России все же есть два аппарата 73Д6 на высокоэллиптической орбите. Для их нормальной работы требуется шесть спутников, из-за их отсутствия устройства 73Д6 могут выполнять свои функции всего лишь три часа в сутки.

Спутник 73Д6

«Око-1» — это спутниковая система обнаружения стартов межконтинентальных баллистических ракет, России она досталась в наследство от Советского Союза. Создание этой системы было вызвано увеличением числа ракетоопасных районов, возникла потребность выявлять старты межконтинентальных баллистических ракет не только с территории США, но и из других точек мира. Это стало причиной начала работы в этом направлении: головной разработчик космического эшелона системы предупреждения  ЦНИИ «Комета» приступил к разработке системы второго поколения для обнаружения стартов баллистических ракет с континентов, морей и океанов.

Эта новая система стала  логическим продолжением своей предшественницы, системы первого поколения «Око». Отличительной особенностью, кроме размещения спутника на геостационарной орбите, стало применение вертикального наблюдения за стартом ракет на фоне земной поверхности. Такое решение разработчиков позволяет не только регистрировать факт пуска ракет, но и определять азимут их полета. Кроме того, система второго поколения позволяет регистрировать запуски баллистических ракет с морской поверхности. Для этого они оснащены инфракрасным телескопом с зеркалом диаметром 1 м и солнечным защитным экраном размером 4,5 м.

В 2005 году высокопоставленные военные критиковали как сами спутники этого типа, так и всю систему в целом. «Мы даже не можем восстановить на орбите минимально необходимый состав аппаратов системы предупреждения о ракетном нападении за счет проведения запусков безнадежно устаревших спутников 71Х6 и 73Д6», - говорил тогда заместитель командующего космическими войсками по вооружению генерал Олег Громов.

Состояние российских спутниковых систем на данном этапе оставляет желать лучшего. Как уже отмечалось, это не первый выход из строя спутников на орбите. В мае этого года очередной старт с «Байконура» закончился провалом. Ракета-носитель «Протон-М» не смогла вывести на орбиту телекоммуникационный спутник, который должен был стать самым мощным в своем классе — «Экспресс-АМ4Р». Обломки аппарата, предположительно, оказались в Тихом океане. Причиной этому стало отклонение «Протона-М» от заданной траектории полета. При этом причину самого возникшего отклонения не озвучили, но в Роскосмосе шел разговор о неполадках в одном из рулевых двигателей. Что послужило поводом для сбоя в них - также осталось неизвестно.

Запущенные в середине января прошлого года три военных спутника связи не были выведены на расчетную орбиту, это произошло потому, что разгонный блок «Бриз» ракеты-носителя «Рокот» отработал нештатно и вывел аппараты в космос со слишком высокой скоростью.  В космос были запущены три аппарата «Стрела-3М», это последняя модификация космических аппаратов связи серии «Стрела», которые начали выпускать еще в 1960-х годах. Такой аппарат стоит около 240 миллионов рублей и используется для закрытой связи в интересах посольств и спецслужб. Более трех месяцев эти три спутника пытались привести в рабочее состояние. В результате два аппарата удалось спасти, третий считается потерянным.

18:55 Акция «желтых жилетов» во Франции собрала 3,2 тысячи человек