Подправить президента

Министерство финансов решило мягко подкорректировать «майские указы» Владимира Путина. Иначе, считают в ведомстве Антона Силуанова, регионам в принципе не удастся свести концы с концами и они никогда уже не вылезут из долговой ямы.

Окончательно избавиться от дефицита региональных бюджетов не удастся, даже несколько подкорректировав предвыборные обещания президента Владимира Путина, однако, следует из «Основных направлений бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», разрыв между доходами и расходами в ближайшие годы удастся даже немного сократить.

Для того, чтобы увеличить доходы субъектов, Министерство финансов уже согласилось на введение налога с продаж. Если предложение будет одобрено правительством и парламентом, региональные власти будут вправе устанавливать новый налог на уровне до 5% — опыт 1998 года, когда подобный налог был введен в России в прошлый раз, подсказывает, что подавляющее большинство регионов с большим удовольствием примет максимальную ставку уже через несколько недель после вступления новации в силу.

Но для балансировки бюджетов увеличения доходной части оказалось недостаточно. Тем более что прежние решения федеральных властей как раз по этой доходной части наносили удар: например компаниям разрешили экономить на налоге на прибыль, позволив им объединять прибыль убытки юрлиц, входящих в консолидированные группы. В результате в 2013 году консолидированные доходы всех российских регионов в номинальном выражении выросли лишь на 1% — с учетом инфляции это означает, что падение доходов составило примерно 5%.

Позволить регионам сократить расходы планируется за счет смягчения требований, которые предъявляют им «майские указы» президента Путина — ряд поручений, подписанных главой государства сразу после инаугурации в 2012 году. Среди показателей, которые требует достичь «майские указы» — рост зарплат бюджетников, причем у тех групп, за которые отвечают регионы — врачи, учителя, работники культурных учреждений и т. д.

В свое время богатые регионы вводили свои надбавки пенсионерам и федеральным бюджетникам, которые получали слишком маленькие зарплаты. Однако теперь Москва не стала вводить «федеральные надбавки» региональным бюджетникам, а просто приказала регионам перераспределить свои расходы в пользу выбранных групп населения. Никаких федеральных денег для выполнения президентских обещаний регионы не получили — иными словами, федеральные власти сами решили, как распоряжаться региональными деньгами.

Теперь же Министерство финансов старается помочь регионам, которые в результате политики федерального центра залезают в долги — берут множество банковских кредитов, причем не для развития стратегических проектов, а для покрытия текущих расходов.

Финансисты предложили немного скорректировать параметры, которые определяют размер оплаты труда бюджетников — это позволит региональным бюджетам не тратить так много денег.

Например, предлагается допустить отклонение среднего заработка бюджетников на 5% от среднегодового целевого размера оплаты труда — в этом качестве в майских указах Путина выступает средняя зарплата по региону, которую не всегда удается с точностью спрогнозировать. В результате многие губернаторы, боясь не выполнить указ президента, повышают зарплаты бюджетников больше, чем нужно, что плачевно сказывается на балансировке бюджета. Альтернативное предложение — взять за ориентир среднюю зарплату в регионе за прошлый год. Среди преимуществ такого варианта — точная определенность целевого показателя, а также его снижение относительно существующего уровня, ведь зарплаты год от года растут.

По расчетам Минфина, только при изменении одного этого параметра удастся сэкономить до 90 млрд рублей в 2015 году и еще 241,5 млрд в следующие два года.

Другое предложение Министерства финансов — не повышать зарплату вспомогательным сотрудникам и административно-хозяйственному персоналу учреждений культуры. Это примерно 40 процентов численности работников отрасли, что позволит сэкономить бюджетам регионов еще 26 млрд в 2015 и 136 млрд в 2016 и 2017 гг.

В итоге всех новаций, маневров и увеличения налогов дефицит региональных бюджетов в 2015 году может сократиться на треть, или на почти 311 млрд рублей. К 2017 году, возможно, удастся сократить дефицит вдвое, то есть на 450 млрд.

Министерство финансов также нашло способ, который позволит в будущем избежать подобных трудностей, когда региональными средствами распоряжается федеральный центр и в результате субъекты федерации вынуждены делать достаточно дорогие заимствования. Минфин предлагает на некоторое время отказаться от пересмотра разграничений полномочий между регионами и федерацией, а также запретить принимать федеральные законы, которые увеличивают расходные обязательства регионов.

Фактически Министерство финансов предлагает запретить создание новых нефинансируемых федеральных мандатов. Федеральный мандат — обязательство государства перед своими гражданами, которое реализуется за счет бюджетов региона или муниципалитетов. Исторически сложилось, что в России федеральный центр обладает гигантскими полномочиями, однако исполняют их, зачастую, местные власти.

Например, призывная кампания идет в рамках поддержания национальной обороны — однако значительная часть нагрузки ложится на региональные бюджеты, которые обеспечивают военкоматы помещениями, специалистами, зачастую даже транспортом. Также произошло с повышением зарплат бюджетникам — решение об этом принял федеральный президент, а исполнять его вынуждены региональные власти.

Для того, чтобы хоть как-то компенсировать регионам возникающие обязанности, федеральное правительство дает множество субсидий для выравнивания бюджетного положения субъектов. Деньги эти не имеют целевого назначения, а даются просто для покрытия текущих расходов.

В теории избавиться от такой ситуации возможно, если бы каждый передаваемый регионам или муниципалитетам федеральный мандат шел вместе с соответствующим финансированием. Но для того, чтобы передача полномочий была справедливой, придется регионам разрешить отказываться от федеральных мандатов — если они, например, сочтут его получение по каким-то причинам невыгодным для себя. Тогда федеральным властям придется строить на территории региона систему органов власти, абсолютно никак не пересекающуюся с региональными властями. Это, конечно, возможно, но никак не вяжется с российскими традициями, где региональные власти являются не самостоятельными игроками, а проекцией федеральной политики на конкретной территории.