21 марта 2019, Четверг, 15:29
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

09 июля 2014, 12:44

От Байкала до Амура-2

БАМ - 40 лет
БАМ - 40 лет
Фото: gazeta-bam.ru

Во вторник президент России Владимир Путин в формате видеомоста дал старт строительству БАМа-2, что по времени совпало с 40-летием начала строительства самого дорогого и самого спорного инфраструктурного проекта в истории СССР. В современной России этот проект обещает стать новой «стройкой века», следующей после Олимпиады в Сочи.

«В начале 2000-х годов стало очевидно, что БАМ в высшей степени востребован, но и его уже не хватает, — сказал Владимир Путин на торжественном приеме в «Ново-Огарево» по случаю 40-летия БАМа, его слова цитирует пресс-служба Кремля. — Сегодня, вы знаете, мы ведем работу над тем, чтобы расширять возможности БАМа и закрепить за нашей страной статус мощной транспортной державы, через которую легко, комфортно и выгодно в экономическом смысле работать».

 
Владимир Путин. Телемост с Тындой. Фото: kremlin.ru

После символичного жеста президента на перегоне Таксимо — Лодья Восточно-Сибирской железной дороги было уложено «серебряное звено». Впрочем, РЖД уже давно приступили к работам по развитию Восточного полигона, включающего БАМ и Транссиб. Был проведен публичный технологический и ценовой аудит проекта, подготовлены графики выполнения проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, создан проектный офис — Дирекция развития железных дорог так называемого Восточного полигона.

Зачем нам БАМ?

В советские годы главным доводом в пользу БАМа, который так и не стал рентабельным, было то, что Байкало-Амурская магистраль дала толчок развитию ряда производств, а также сыграла значительную геополитическую роль, сшив «стальными стежками наши необъятные пространства».

До сих пор значительная пропускная способность Байкало-Амурской магистрали, строившейся с большими перерывами с 1938 по 1984 год, ограничена неразвитой инфраструктурой. При потенциале в 75 млн тонн грузов в год сейчас по трассе перевозится лишь 12 млн тонн. Второй этап, по замыслу руководства страны, должен исправить это положение. Для этого необходимо ликвидировать узкие места, проложить новые тоннели и пути, а также кардинально модернизировать инфраструктуру.

В последние десятилетия в Амурской области и Еврейской автономной области, прилегающих к БАМу, были открыты несколько железорудных и титаномагнетитовых месторождений, на базе которых в регионе планируется создать новую отрасль полного цикла — черную металлургию. Новый горно-металлургический кластер позволит создать в Амурской области 26 тысяч рабочих мест и будет ежегодно приносить в бюджет 14 миллиардов рублей. Этот промышленный кластер будет вырабатывать большое количество избыточной электроэнергии, которую и планируется направить на электрификацию железной дороги.

Цена вопроса

 
Егор Гайдар

БАМ обошелся Советскому Союзу в ценах 1991 года в 17,7 млрд рублей, что сделало его самым дорогим инфраструктурным проектом в истории СССР. Экономист Егор Гайдара утверждал, что затраты на строительство БАМа оказались примерно в четыре раза выше, чем предполагалось.

Мнение Егора Гайдара о БАМе, высказанное им в начале 2000-х:

«Проект строительства Байкало-Амурской магистрали — характерный пример социалистической "стройки века". Проект дорогой, масштабный, романтический — красивые места, Сибирь. Подкрепленный всей мощью советской пропаганды, экономически абсолютно бессмысленный. Дороги умели строить — это не производить конкурентоспособную продукцию или хорошие товары народного потребления. Беда в том, что никто так и не задумался элементарным вопросом: "А зачем мы строим эту дорогу? Что мы собираемся по ней возить и в какую сторону? " Проект обошелся примерно вчетверо дороже, чем предполагалась, и в полном объеме так и не был никогда завершен». (Телепередача Намедни 1961—2003: Наша эра. Серия о 1974 годе).

Сейчас модернизация Восточного полигона по «экономному» варианту оценена в 562 млрд рублей до 2018 года, из которых государство готово взять на себя 260 млрд, в том числе, 150 млрд ─ из Фонда национального благосостояния, аккумулирующего излишки нефтегазовых доходов. Оставшиеся 302 млрд будет изыскивать РЖД. При этом уже в 2014 году запланировано выполнение работ на 61,4 млрд рублей. 

РЖД при этом ревностно относится к своему участию в проекте. По информации «Ведомостей», на прошлой неделе полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев встречался с представителями РЖД и «Колмара» (подконтролен Геннадию Тимченко, развивает Денисовское и Чульмаканское угольные месторождения), которые пытались убедить вице-премьера в необходимости сохранить бюджетное финансирование БАМа и Транссиба. Последнее им не удалось, однако, как утверждает источник издания, позиция Трутнева не нашла поддержку и в правительстве. Тем не менее, президент РЖД Владимир Якунин во время видеомоста с Владимиром Путиным публично попросил главу государства проследить за выделением средств на БАМ и Транссиб.

А может, не надо?

 
Александр Галушка

Как сообщает «Коммерсантъ», вице-премьер по Дальнему Востоку Юрий Трутнев и руководитель Минвостокразвития Александр Галушка предложили премьеру Дмитрию Медведеву перенаправить 76,4 млрд рублей, предназначенные в 2015-2017 года на реконструкцию БАМа и Транссиба, на другие инфраструктурные проекты Дальнего Востока. Более приоритетные проекты Александр Галушка видит на территориях опережающего развития (ТОР) Дальнего Востока, в числе которых порты Зарубино, Ванино-Советско-Гаванский, остров Русский, а также создание морского торгового порта на Камчатке и создание здесь туристско-рекреационного кластера «Паратунка». Кроме того, претендентами на госсредства, по данным издания, могут стать транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2», связывающие Дальний Восток с Китаем и портами стран АТР.

Минвостокразвития аргументирует свое предложение тем, что 76,4 млрд рублей для БАМа и Транссиба были включены в ФЦП Дальнего Востока. Строительство железной дороги не входит в задачи ведомства Александра Галушки, поэтому он просит перевести стройку в госпрограмму Минтранса по развитию транспортной системы «с выделением соответствующего дополнительного объема финансирования».

Лучшая дорога нашей жизни

Назревает закономерный вопрос, а кто будет строить БАМ-2? В первые годы строительства магистрали проблему нехватки рабочих рук решили просто ─ стройку передали особому управлению ОГПУ, которое отправило сюда десятки тысяч заключенных Бамлага, на закате советской эпохи к делу пришлось подходить более «гуманно». В апреле 1974 года БАМ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой, и сюда хлынули массы воодушевленных или попросту неприкаянных молодых людей. 

 
На строительстве БАМа

Очевидно, привлечение рабочих рук на Дальний Восток потребует от государства дополнительных расходов. Регионам России из бюджета в 2014 - 2016 годах выделят свыше 130 млрд рублей (более 45 млрд рублей ежегодно) на программу по трудоустройству молодых специалистов без опыта работы и квалифицированных кадров. В частности, в Сибири или на Дальнем Востоке собираются трудоустраивать молодых квалифицированных россиян.

В свою очередь заместитель министра по развитию Дальнего Востока России Максим Шерейкин в недавнем интервью «Росбалту» поддержал предложение китайских чиновников помочь России трудовыми ресурсами. По его мнению, в условиях дефицита трудовых ресурсов в регионе невозможно развивать бизнес и поддерживать конкуренцию. Ситуацию, по его мнению, усугубляет расхожее представление, что на Дальнем Востоке условия работы хуже, чем в Центральной России.  

А вот первый замглавы регионального комитета Госдумы, международный уполномоченный фракции ЛДПР Роман Худяков предложил направить на Дальний Восток граждан Украины. Депутат направил запрос министру Александру Галушке, в котором попросил рассмотреть возможность создания для граждан Украины целевых рабочих мест на Дальнем Востоке и обеспечения их жильем. «После пяти лет постоянной работы, направленной на освоение Дальнего Востока, предлагаю предоставлять им гражданство РФ в упрощенном порядке», — написал в своем запросе Худяков, копия которого размещена на странице депутата в Facebook.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

15:12В Москве на неделю закроют пять станций красной ветки метро
15:00Находки в Чили подтверждают гипотезу о падении крупного метеорита 12800 лет назад
14:50Песков рассказал о критериях отбора новых губернаторов
14:32Суд в Москве повторно допросил Кирилла Серебренникова
14:07Суд оставил под арестом экс-главы отдела ГУ МЧС Кузбасса
13:48Место Алферова в Госдуме займет депутат красноярского Заксобрания
13:34У правительства появились вопросы к «Роскосмосу»
13:22Ущерб от коррупции военнослужащих в России вырос в 4 раза
13:09В ЦИКе отказались передать Грудинину мандат депутата Госдумы
12:49Защита Арашукова попросила восстановить его в должности сенатора
12:31Минздрав предложил запретить продажу крепкого алкоголя до 21 года
12:10Врио губернатора Оренбургской области назначен Денис Паслер
12:00Североамериканская птица ежегодно совершает перелеты на 20 000 километров
11:55Путин назначил врио губернатора Мурманской области
11:28В Астане прошел митинг против переименования столицы в Нурсултан
11:14Госдума приняла закон о повышении пенсий сверх прожиточного минимума
11:03Ковтун собирается в отпуск после отставки
10:45Губернатор Оренбургской области Юрий Берг подал в отставку
10:30Счетная палата уличила Минкульт в нарушениях при освоении средств
10:10Губернатор Мурманской области Марина Ковтун попросила об отставке
10:03Минприроды оценило стоимость биологических ресурсов страны
10:00В тайнике выставленного на аукцион бюро обнаружилась редкая монета XIV века
09:49Россия займется поставками лекарств в Венесуэлу
09:34Силовики пришли с обысками в Центр питания Универсиады-2019
09:15Россия и Китай завершили возведение моста через Амур
08:59Винтовки и полуавтоматическое оружие попадут под запрет в Новой Зеландии
00:57И.о. главы Пентагона обвинили в «отстранении конкурентов» Boeing
00:41«Нафтогаз» сообщил о подготовке «Газпрома» к прекращению транзита газа
00:32Мэй выразила глубокое сожаление из-за задержки Brexit до июня
00:17Трамп предупредил о сохранении высоких пошлин на товары из КНР
00:09Мужчина в стрингах устроил перформанс в Третьяковке
20.03 23:10Крупнейшие российские издательства попали под санкции Украины
20.03 22:46ФРС США решила не менять ключевую ставку до конца года
20.03 22:35Венедиктова назначили главредом «Эха Москвы» на пять лет
20.03 22:04Трамп пообещал добить ИГ «к вечеру»
20.03 21:39МВД завело дело о клевете на Рогозина и защите его чести и достоинства
20.03 21:30В Китае клонировали выдающуюся полицейскую собаку
20.03 21:10Минкульт запретил смеяться над дельфинами и трогать хищников
20.03 20:40Индийский ювелир арестован в Лондоне за мошенничество на 2 млрд долларов
20.03 20:14МИД Казахстана назвал плюсы переименования Астаны
20.03 20:10В Польше нашли мастерскую неандертальцев
20.03 20:01ЦИК Украины запретил наблюдателям из РФ работать на выборах президента
20.03 19:45Защита Варвары Карауловой подала прошение об УДО
20.03 19:34Дональд Туск назвал условия краткой отсрочки Brexit
20.03 19:22Нефть WTI впервые с ноября подорожала до 60 долларов
20.03 19:01Apple представила наушники с беспроводной зарядкой
20.03 18:48Правительство решило сдерживать рост цен на продукты в Крыму
20.03 18:34Шнуров объявил о последнем турне «Ленинграда»
20.03 18:22ОНК попросила допустить к Кокорину врача «Зенита»
20.03 18:06Украина ввела санкции против участников строительства Крымского моста

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.