Следственный комитет 9 июля предъявил обвинения лейтенанту Военно-воздушных сил Украины Надежде Савченко, которая ранее была арестована в Воронежской области (как она туда попала - отдельный вопрос). Следователи утверждают, что именно Савченко, являясь добровольцем в батальоне «Айдар», навела минометный огонь на работников ВГТРК Игоря Корнелюка и Антона Волошина, которые погибли при том обстреле.
Украинские власти заявиляют, что Савченко выполняла боевой долг и подозревают, что он могла оказаться в России и не по своей воле.
Обвинение Надежде Савченко, по данным газеты «Коммерсантъ», предъявил лично начальник управления по расследованию преступлений, связанных с применением запрещенных средств и методов ведения войны СКР Александр Дрыманов. Ее обвиняют сразу по пяти пунктам 105-й статьи УК (п.п. а, б, е, ж, л ст. 105 УК), формально это звучит как «пособничество в убийстве двух и более лиц в связи с осуществлением служебной деятельности, общеопасным способом, по мотивам политической ненависти, совершенное группой лиц».

Таким образом 31-летняя Надежда Савченко стала первой оказавшейся в руках российского следствия фигуранткой уголовного дела, которое возбуждено по поводу событий на востоке Украины.
Ранее заочно обвинения были предъявлены министру внутренних дел Украины Арсену Авакову и губернатору Днепропетровской области бизнесмену Игорю Коломойскому, суд даже вынес заочное решение об их аресте.
Надежда Савченко ранее проходила службу в украинской армии, была штурманом вертолета Ми-24 и имела опыт участия в боевых действиях — она была в составе украинского контингента в Ираке. Там же, утверждают российские следователи, она получила определенные навыки наводчицы.
Савченко, заявляют в СКР, до начала конфликта на востоке Украины работала модельером, однако взяла отпуск и записалась добровольцем в батальон «Айдар», который в России считается незаконным вооруженным формированием (на Украине отряды территориальной обороны введены в подчинение официальных структур).
В СКР считают, что 17 июня в районе поселка Металлист Луганской области Надежда Савченко навела огонь минометного расчета батальона «Айдар» на гражданских лиц, в том числе на работников ВГТРК Игоря Корнелюка и Антона Волошина. Причем следователи заявляют, что Савченко осознавала тот факт, что наводит огонь на людей, которые не участвуют в боевых действиях.
Через некоторое время после обстрела Савченко попала в плен к сепаратистам из Луганской области и была допрошена. Запись, на которой Савченко признается в том, что является добровольцем и «убивала людей», была выложена в интернет.
Чем подтверждаются сообщения, будто Савченко навела огонь на российских репортеров, так и не было объяснено. Так же неясно, каким образом Надежда Савченко оказалась в России.

По версии российской стороны, она пересекла границу без документов в качестве беженки, однако ее личность была установлена и Савченко оказалась не в лагере для беженцев, а в СИЗО №3 Воронежской области.
У украинской стороны российская версия вызывает резонные сомнения. Во-первых, зачем Надежде Савченко, которая добровольно вступила в батальон «Айдар», бежать в Россию? Во-вторых, даже оказавшись в России, Савченко могла бы и не представляться — вряд ли у российских правоохранительных органов есть ее отпечатки пальцев или образцы ДНК.
Альтернативные версии так или иначе предполагают нарушение Россией международных норм и договоров.
Первая и самая очевидная версия — Савченко передали российским правоохранительным органам сепаратисты из Луганской области. Российская сторона эту версию отвергает — Москва официально не признает Луганскую народную республику и потому не может иметь никаких контактов с ее представителями.
Вторая версия предполагает, что российские спецслужбы фактически выкрали Савченко с территории Украины. В этом случае действия могли быть схожи с тем, что произошло с Леонидом Развозжаевым в октябре 2012 года.
Напомним, оппозиционный политик, помощник депутата Госдумы Ильи Пономарева, за несколько дней до того, как его объявили в федеральный розыск, уехал из России. Согласно штампу в его заграничном паспорте, ксерокопия которого была позже опубликована в «Новой газете», он въехал на территорию Украины через Белоруссию (с этой страной у России нет пограничного контроля).

В Киеве Развозжаев обратился в управление комиссара ООН по делам беженцев, однако на выходе из здания, по свидетельству очевидцев, был схвачен неизвестными и усажен в автомобиль, который уехал в неизвестном направлении. Тогда МВД Украины заявило о непричастности к делу Развозжаева, представитель СБУ сообщил, что Москва не обращалась с просьбой о задержании своего гражданина, а РИА Новости со ссылкой на замглавы погранслужбы Украины сообщило, что «Леонид Развозжаев 19 октября легально покинул Украину и во время пересечения государственной границы никаких замечаний пограничникам не высказывал». Через некоторое время Развозжаев оказался в одном из столичных СИЗО.
Глава воронежского отделения общественной наблюдательной комиссии Анатолий Малахов, который посетил задержанную в СИЗО, передал ее слова о том, что с нею обходятся в целом хорошо. Савченко, по его словам, говорит, что в Воронеж ее привезли — но не рассказывает кто и когда.

Украинские власти крайне негативно отреагировали на задержание и арест Савченко. МИД республики распространил заявление, в котором заявлен «решительный протест» в связи с «незаконным вывозом на территорию России» военнослужащего Савченко. Украинские дипломаты надеются встретиться с арестованной, как только на это будет дана санкция российских правоохранительных органов.
Пока же Надежда Савченко — единственная настоящая обвиняемая по большому украинскому делу, которое ведет Следственный комитет. Доведение ее дела до суда, а затем и сам процесс, могут стать площадкой для обличения нового украинского правительства. Если к тому времени, конечно, эта тема еще будет актуальной.